Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Московский городской суд |
Дата поступления | 17.01.2023 |
Дата решения | 24.04.2023 |
Категория дела | 11 - Оспаривание НПА высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ |
Судья | Полыга В.А. |
Судебное решение | Есть |
ID | d4b57af0-ad22-11ed-9913-2f1d26b3c75a |
n
УИД 77OS0000-02-2023-001200-93 Дело № 3А-4654/2023
nРЕШЕНИЕ
nИменем Российской Федерации
nn
24 апреля 2023 года г. Москва
nn
Московский городской суд в составе
nпредседательствующего судьи Полыги В.А.,
nпри секретаре Волковой А.В.,
nс участием прокурора Каировой О.А.,
nрассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Татьяны Александровны о признании недействующим постановления Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части пункта 5975 приложения 2 к постановлению (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 24 ноября 2020 года № 2044-ПП), в части пункта 12493 приложения 2 к постановлению (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 23 ноября 2021 года № 1833-ПП),
nУСТАНОВИЛ:
nВ соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года [СКРЫТО] [СКРЫТО] принято постановление № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в «Вестнике Мэра и Правительства [СКРЫТО]» № 67.
nПунктом 1.2 постановления Правительства [СКРЫТО] № 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 24 ноября 2020 года № 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) на налоговый период 2021 года (далее – Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании «Вестник Мэра и Правительства [СКРЫТО]», № 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] http://www.mos.ru.
nПунктом 1.2 постановления Правительства [СКРЫТО] № 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 23 ноября 2021 года № 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) на налоговый период 2022 года (далее – Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании «Вестник Мэра и Правительства [СКРЫТО]», № 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] http://www.mos.ru.
nПунктом 5975 приложения 2 к постановлению Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 24 ноября 2020 года № 2044-ПП) в Перечень на 2021 год, пунктом 12493 приложения 2 к постановлению Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 23 ноября 2021 года № 1833-ПП) в Перечень на 2022 год включено помещение с кадастровым номером ОКС, расположенное по адресу: г. Москва, АДРЕС.
n[СКРЫТО] Т.А. обратилась в Московский городской суд с административным иском о признании недействующим постановления Правительства [СКРЫТО] № 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2021 года пункта 5975, в Перечень на 2022 года пункта 12493, то есть в части включения в Перечни вышеуказанного помещения, принадлежащего административному истцу на праве собственности. В обоснование требований [СКРЫТО] Т.А. ссылается на то, что помещение не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
nПредставитель административного истца Луптакова А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
nПредставитель административного ответчика Правительства [СКРЫТО], заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г. [СКРЫТО] Чуканов М.О. против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
nИсследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Каировой О.А., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
nВ силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
nСогласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
nИз материалов дела следует, что административному истцу принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ОКС по адресу: г. Москва, АДРЕС. Площадь помещения составляет 72,2 кв. метров, что подтверждается впиской из ЕГРН.
nПоскольку нежилое помещение включено в Перечни на 2021 и 2022 годы, на административном истце с учетом положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города [СКРЫТО] от 19 ноября 2014 года № 51 «О налоге на имущество физических лиц» лежит обязанность по уплате налога в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости, исходя из его кадастровой стоимости. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права [СКРЫТО] Т.А. как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
nВ соответствии с пунктами «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
nПроверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства [СКРЫТО] на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города [СКРЫТО] от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве [СКРЫТО]» [СКРЫТО] [СКРЫТО] является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
nПостановление (в том числе в оспариваемых редакциях) подписано Мэром [СКРЫТО], в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства [СКРЫТО] на принятие оспариваемого постановления.
nИсходя из положений статьи 375, подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении нежилых помещений, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
nСогласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
nСогласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
nНа территории города [СКРЫТО] в соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города [СКРЫТО] от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
nПроверяя оспариваемые пункты Перечней на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что для признания оспариваемого нормативного правового акта соответствующим требованиям действующего законодательства необходимо установить соблюдение совокупности следующих условий: общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором расположено помещение, включенное в Перечень, должна превышать 3 000 кв. метров;не менее 20 процентов от общей площади помещения должно использоваться для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
nСогласно ответу Управления Росреестра по Москве общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, АДРЕС превышает 3 000 кв. метров.
nВ соответствии с пунктом 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее – Порядок), утвержденного постановлением Правительства [СКРЫТО] от 14 мая 2014 года № 257-ПП, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города [СКРЫТО] определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации – города [СКРЫТО] по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав (далее – Госинспекция). Постановлением Правительства [СКРЫТО] от 26 мая 2020 года № 626-ПП изменена редакция п. 1.2 Порядка, указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города [СКРЫТО] «Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости» (далее – ГБУ «МКМЦН»).
nСогласно пункту 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов.
nФактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение объектов, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка), о чем уже указывалось выше.
nВ силу пункта 3.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
nСудом установлено, что 29 июля 2020 года сотрудниками ГБУ «МКМЦН» было проведено мероприятие по обследованию спорного помещения, по результатам которого был составлен акт обследования № *1/ОФИ (далее – Акт 2020 года). В разделе 6 Акта указано, что на момент проведения обследования 100% площади помещения используется для размещения офисов. Указанный акт составлен без доступа сотрудников ГБУ «МКМЦН» в помещение.
nМежду тем, какие-либо признаки, позволяющие отнести принадлежащее административному истцу помещение к офисному, в акте не зафиксированы. Так, на имеющихся в Акте 2020 года фотографиях запечатлены различные объекты общественного питания и бытового обслуживания, расположенные на первом этаже жилого дома. В свою очередь принадлежащее административному истцу помещение согласно выписке из ЕГРН находится на втором этаже дома.
nКроме того, 2 февраля 2023 года было проведено обследование принадлежащего административному истцу помещения, по результатам которого составлен акт № *2/ОФИ, из которого следует, что помещение в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не используется. Помещение представляет собой жилые апартаменты.
nУказанные доказательства в своей совокупности опровергают изложенные в Акте 2020 года выводы об использовании принадлежащего административному истцу помещения в качестве офиса и свидетельствуют о недостоверности акта. При таких обстоятельствах Акт 2020 год не мог являться основанием для включения помещения в Перечни на 2021, 2022 годы.
nВ силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
nВ такой ситуации суд удовлетворяет административное исковое заявление [СКРЫТО] Т.А. о признании недействующим в части постановления Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП.
nПоскольку пункт 5975 включен в Перечень на 2021 год постановлением Правительства [СКРЫТО] от 24 ноября 2020 года № 2044-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2021 года, пункт 12493 включен в Перечень на 2022 год постановлением Правительства [СКРЫТО] от 23 ноября 2021 года № 1833-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2022 года, они подлежат признанию недействующими с 1 января 2021 года и с 1 января 2022 года соответственно.
nНа основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
nРЕШИЛ:
nПризнать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 24 ноября 2020 года № 2044-ПП) в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 5975.
nПризнать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства [СКРЫТО] от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции постановления Правительства [СКРЫТО] от 23 ноября 2021 года № 1833-ПП) в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 12493.
nСообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства [СКРЫТО] www.mos.ru.
nРешение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
nn
Судья
nМосковского городского суда В.А. Полыга
nn
Решение в окончательной форме изготовлено 2 мая 2023 года
nn
1
n