Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Московский городской суд |
Дата поступления | 23.03.2023 |
Дата решения | 03.04.2023 |
Судья | |
Результат | Отменить определение (постановление) полностью, дело вернуть на новое рассмотрение |
Судебное решение | Есть |
ID | faea1e80-c94f-11ed-b36d-f195c7d417e7 |
судья: фио
адм. дело № 33а-1660/2023
р/с №Ма-569/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 апреля 2023 года адрес
Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Шаповалов Д.В., рассмотрев административное дело по частной жалобе Шкабаро Юрия Ивановича на определение Тверского районного суда адрес от 15 апреля 2022 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Шкабаро Ю.И. оставить без движения, известить административного истца о необходимости устранить указанные недостатки в срок до 13 мая 2022 года»,
УСТАНОВИЛ:
Шкабаро Ю.И. обратился в Тверской районный суд адрес с жалобой на действия должностных лиц Генеральной прокуратуры Р.Ф. при рассмотрении его обращений, необходимости возбуждения дел об административных правонарушениях, несогласии с полученным ответом, нарушении права на получение ответа, по существу.
Определением судьи Тверского районного суда адрес от 15 апреля 2022 года административное исковое заявление оставлено без движения.
16 мая 2022 года административное исковое заявление возвращено.
Шкабаро Ю.И. не согласился с указанным определением и подал частную жалобу, указывая на неправильность определения судом вида судопроизводства при разрешении вопроса о принятии его жалобы к производству.
Согласно ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным 34 главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии основания для отмены определения Тверского районного суда адрес.
Оставляя без движения административное исковое заявление Шкабаро Ю.И., судья исходил из того, жалоба Шкабаро Ю.И. представляет собой административное исковое заявление, в связи с чем порядок принятия её к производству регулируется КАС РФ.
Нахожу указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, противоречащими материалам дела и нормам процессуального права.
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, предоставляя каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обжалования в судебном порядке решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статьи 45 и 46).
Так, конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года № 4-П, от 3 февраля 1998 года № 5-П, от 28 мая 1999 года № 9-П, от 11 мая 2005 года № 5-П и др.).
При этом из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 19 июня 2007 года № 389-О-О, от 15 апреля 2008 года № 314-О-О и др.).
Соответственно и суд для обеспечения права на судебную защиту граждан, обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства.
Согласно ч. 5 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации положения этого Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях, в том числе обжалование вынесенных по этим делам судебных постановлений осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ, что прямо следует из положений статьи 1.1. КоАП РФ.
Осуществление судом производства по правилам КоАП РФ представляет собой иной вид судопроизводства по отношению к производству по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Руководствуясь требованиями указанных норм Шкабаро Ю.И. в порядке, предусмотренном статьями 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратился с жалобой в районный суд.
В данной жалобе Шкабаро Ю.И. выразил несогласие с ответом Генеральной прокуратуры РФ, по вопросу возбуждения дела об административном правонарушении в отношении сотрудников прокуратуры, рассматривая его как процессуальный документ, принятый в порядке КоАП РФ, с нарушением установленной формы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 марта 2021 года N 9-П, часть 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означает, что по обращению, содержащему данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением отдельных правонарушений, перечисленных в данном Кодексе), уполномоченное должностное лицо, сделавшее вывод об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении такого дела;подобное регулирование отвечает принципам справедливости, законности, равенства, правовой определенности, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, гарантиям государственной защиты прав и свобод.
В этом же постановлении Конституционный Суд Российской Федерации, указав, что действующее законодательство не исключает права физического или юридического лица оспаривать (обжаловать) по правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенный уполномоченным должностным лицом не в виде определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а в иной форме, подчеркнул, что такой отказ может быть оспорен и в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по мотиву несоответствия его формы требованию части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предполагает удовлетворение требования о признании его незаконным в случае, если будет установлено несоблюдение формы отказа. Иное означало бы игнорирование конституционных гарантий государственной защиты права граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Предметом пересмотра в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из содержания закрепленных в ней норм, могут являться постановление и (или) решения, состоявшиеся по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, жалоб на постановление по такому делу, а также определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и вынесенные по результатам изучения жалоб.
Решением вышестоящего должностного лица или определением вышестоящего должностного лица является акт, принятый в форме процессуального документа (решения, определения) по результатам рассмотрения обращения (жалобы), определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, вопрос о принятии с производства жалобы Шкабаро Ю.И. должен быть разрешен применительно к положениям гл. 30 КоАП РФ, в зависимости от того, является обжалуемый ответ процессуальным документом об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным в иной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность только тех судебных постановлений, которые обжалуются. Однако если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью или иным судебным постановлением, вынесенным поэтому же делу, которые не обжалуются заявителем, то эта часть решения или судебное постановление также подлежат проверке судом апелляционной инстанции.
Таким образом, определение судьи Тверского районного суда адрес от 16 мая 2022 года о возврате административного искового заявления Шкабаро Ю.И. также подлежит отмене как основанное на определении судьи от 15 апреля 2022 года об оставлении заявления без движения, признанного незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 313, 316 КАС РФ, суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Тверского районного суда адрес от 15 апреля 2022 года и определение Тверского районного суда адрес от 16 мая 2022 года отменить, передать дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу со стадии принятия заявления.
Судья