Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Московский городской суд |
Дата поступления | 20.01.2023 |
Дата решения | 08.02.2023 |
Категория дела | 129 - Иные жилищные споры |
Судья | |
Судебное решение | Есть |
ID | ee80e190-989b-11ed-a4c7-21f809fa6846 |
n
77RS0021-02-2022-012317-23
nРЕШЕНИЕ
nИменем Российской Федерации
nn
адрес
nn
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2022 года
nМотивированное решение составлено 26 сентября 2022 года
nn
19 сентября 2022 года Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Жребец Т.Е., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7285/2022 по иску [СКРЫТО] Марины Анатольевны к Департаменту городского имущества адрес (адрес Москвы) о признании факта постоянного проживания и признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
nn
установил:
nn
[СКРЫТО] М.А., с учетом уточненных требований, обратилась в суд с иском к ДГИ адрес и просила признать факт постоянного места жительства фио в адрес более 10-ти лет;признать отказ от 29 апреля 2022 года № ДГИ-ГР-10363/22-1 незаконным;обязать повторно рассмотреть жилищный вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях семью в составе пяти человек ([СКРЫТО] М.А., фио, фио, фио, фио).
nВ обоснование исковых требований указано, что семья из пяти человек ([СКРЫТО] М.А., фио, фио, фио, фио) зарегистрирована и проживает в трёхкомнатной квартире по адресу: адрес, где занимает две комнаты площадью 11,9 (16,66) кв.м. и 15,6 (21,84) кв.м. в квартире общей площадью 73,5 кв.адрес обращалась с вопросами улучшения жилищных условий, однако получала отказы. 29 апреля 2022 года ДГИ адрес отказал истцу в реализации права, так как у мужа истца фио отсутствует 10 лет регистрации по месту жительства в адрес. Истец с указанным отказом не согласна, поскольку фио жил и работал на предприятиях столицы с 2010 года, а также с указанного периода проживал с истцом, куда он был вселен как член семьи. Позднее истец и фио узаконили свои отношения. Семья истца состоит на учете в ОСЗН адрес Москвы как малоимущая и получает пособия на детей. По мнению истца, отказ ответчика является незаконным и подлежит отмене.
nИстец в судебное заседание не явилась, извещена, обеспечила участие в судебном заседании своего представителя, которая уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
nПредставитель ответчика в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражениях, приобщенных в материалы дела.
nТретье лицо фио в судебное заседание не явился, извещался.
nИсследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
nСудом установлено, что семья из пяти человек ([СКРЫТО] М.А., фио, фио, фио, фио) зарегистрирована и проживает в трёхкомнатной квартире по адресу: адрес, где занимает две комнаты площадью 11,9 (16,66) кв.м. и 15,6 (21,84) кв.м. в квартире общей площадью 73,5 кв.м.
n15 апреля 2022 года [СКРЫТО] М.А. обратилась в Департамент с заявлением о решении жилищного вопроса и постановке ее семьи в составе 5 человек на жилищный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилом помещении, приложив документы согласно приложению.
nПисьмом Департамента от 29 апреля 2022 года № ДГИ-ГР-10363/22-1 в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», истцу было разъяснено, что к одному из обязательных условий для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях относится проживание заявителя и совершеннолетних членов его семьи по месту жительства на законных основаниях в адрес не менее 10 лет, в том числе на момент обращения с запросом о принятии на жилищный учет. При этом супруг истца по месту жительства в адрес зарегистрирован менее установленного законодательством десятилетнего срока, в связи с чем оснований для принятия на учет для предоставления жилого помещения из жилищного фонда адрес в настоящее время не имеется.
nВместе с тем, обжалуемый ответ Департамента дан в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», носит информационный характер.
nПорядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен Законом адрес от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения».
nВ соответствии с п. 3 ст. 7 Закона адрес от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения», одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
nСогласно ч. 1, ч. 4 и ч. 5 ст. 11 Закона адрес от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения», предусмотрено:
nДля признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти адрес рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма, документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти адрес по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
nС заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
nЗаявитель вправе представить иные документы, свидетельствующие о его жилищной обеспеченности, а также о факте проживания по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые, по его мнению, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
nСогласно п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 12 Закона адрес от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения» отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя либо представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти адрес документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
nРазрешая заявленные требования, руководствуясь приведенными выше требованиями закона, суд полагает заявленные истца требования не подлежащими удовлетворению.
nДепартаментом права [СКРЫТО] М.А. нарушены не были, поскольку в установленном порядке по вопросу принятия на жилищный учет не обращалась, документы, определенные Регламентом, не представлены.
nПунктом 2 ст. 1 вышеуказанного Закона определено, что под членами семьи заявителя понимается супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
nАналогичная норма содержится в Законе адрес № 7 от 25.01.2006 года «О порядке признания жителей горда Москвы малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения» (ч. 1,3 ст. 1).
nПринятие на жилищный учет части семьи действующим законодательством не предусмотрено.
nТакже, принятие части семьи на учет исключает право органов адрес производить проверку наличия у оставшейся части семьи других жилых помещений на праве собственности или на праве самостоятельного пользования, что также противоречит смыслу закона.
nСогласно п. 4.4. Порядка учета граждан в целях реализации городских жилищных программ, утвержденного постановлением Правительства адрес от 09.09.2008 года № 815-ПП, критерием, определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома).
nЭто также не дает возможность принимать на учет нуждающихся в жилых помещениях или в содействии адрес лишь части граждан, зарегистрированных по данному адресу по месту жительства.
nНе включение части граждан, постоянно проживающих в жилом помещении, несмотря на их временное отсутствие, в число принимаемых на учет, ведет к созданию неприемлемой ситуации, когда при улучшении в установленном порядке жилищных условий граждан, состоящих на учете нуждающихся, будут автоматически улучшаться жилищные условия и тех граждан, не состоящих на данном учете;поскольку согласно ч. 2 ст. 2 закона № 29 от 14.06.2006 года жители адрес, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях, могут быть обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда адрес по решению Правительства Москвы или в соответствии с городскими жилищными программами, в том числе долгосрочными городскими целевыми жилищными программами, утвержденными в порядке, установленном законом адрес.
nТаким образом, правовых оснований для признания ответа Департамента незаконным, обязанности повторно рассмотреть жилищный вопрос по вопросу принятия семьи [СКРЫТО] М.А., на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не имеется.
nКроме того, статьей 2 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ) установлено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
nАналогичная норма содержится в Правилах регистрации и снятии я граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 713-ПП от 17.07.1995 (ст. 3 Правил).
nСогласно ч. 1 ст. 16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
nПри этом, в силу требований ст. 4 вышеуказанных Правил, граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
nНа основании ст. 9 Правил, действующих с 05.01.2005 года, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющиеся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, предоставив ряд документов.
nДо 05.01.2005 года действовало требование об обязанности граждан, прибывших для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни).
nСогласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на адрес, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
nРегистрация гражданина по месту жительства, согласно ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
nКак указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П. указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении;это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции;^ Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;в данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище. Регистрация же носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
nСледовательно, в силу закона, допустимыми доказательствами по настоящему делу являются те доказательства, из которых бы следовало, что граждане постоянно или преимущественно проживают в жилых помещениях адрес, которые занимают на законных основаниях, что, в силу закона, может быть подтверждено]^ документами о проживании в жилых помещениях, в котором заявители постоянно или преимущественно проживают в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
nПри таком положений, учитывая, что доказательств проживания фио в адрес на законных основаниях не менее 10 лет не представлено, нарушений жилищных прав истца со стороны уполномоченного органа - Департамента, в чьей компетенции находится разрешение вопросов о принятии граждан на жилищный учет, не установлено, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
nНа основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
nn
РЕШИЛ
nn
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] М.А. к ДГИ адрес о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признании факта постоянного проживания – отказать.
nРешение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Пресненский районный суд адрес.
nn
Судья Жребец Т.Е.
nn
n
1
nn