Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Московский городской суд |
Дата поступления | 21.03.2023 |
Дата решения | 19.04.2023 |
Категория дела | 34 - О восстановлении на работе в связи с увольнением по обстоятельствам, независящим от воли сторон (ст.83 ТК РФ) |
Судья | |
Судебное решение | Есть |
ID | 6c421f50-c7ee-11ed-ade8-6f841028b172 |
n
УИД 77RS0012-01-2020-010063-05
nСудья: Федорова Я.Е.
n№ 33-16709/2023
nn
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
nn
19 апреля 2023 года город Москва
nn
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В.,
nсудей Жолудовой Т.В., Заскалько О.В.,
nс участием прокурора Маневич М.М.,
nпри ведении протокола помощником судьи Макушненко В.С.,
nрассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. гражданское дело (номер дела в суде первой инстанции 02- 2781/2022) по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Кузьминского районного суда города Москвы от 27 октября 2022 года, которым постановлено:
nПризнать незаконными приказы: № 52/ОК от 16.06.2020 г., № 35/В от 15.06.2020 г., № 26/В от 15.05.2020 г.
nВосстановить [СКРЫТО] ... в прежней должности - машиниста электровоза вспомогательной работы при ДЕПО эксплуатационного локомотивного ДЕПО Москва-пассажирская Курская.
nВзыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу [СКРЫТО] ... заработную плату за время вынужденного прогула в размере 2 569 855.50 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
nВ остальной части иска отказать,
nn
УСТАНОВИЛА:
nn
[СКРЫТО] М.А. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ОАО «Российские железные дороги» о восстановлении на работе, признании незаконными приказов начальника эксплуатационного локомотивного депо Москва- пассажирская Курская № 52/ОК от 16.06.2020 г., № 35В от 15.06.2020 г., № 14/В от 23.04.2020 г., № 26/В от 15.05.2020 г. о наложении дисциплинарных взысканий и увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.,- ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что работал в должности машиниста электровоза в эксплуатационном локомотивном депо Москва-пассажирская Курская Московской дирекции тяги, Дирекции тяги - филиал ОАО «РЖД». Приказами работодателя он неоднократно привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, а затем и в виде увольнения за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в совершении маневровых передвижений без включения дополнительного прибора безопасности ТСКБМ (телемеханическая система контроля бодрствования машиниста) и без использования носимой части ТСКБМ-Н по тракционным путям эксплуатационного депо Москва пассажирская-Курская. С данными приказами истец не согласен, поскольку трудовые обязанности и технологию выполнения вспомогательных работ он выполнял в соответствии с местной инструкцией, разработанной начальником депо и утвержденной начальником Московской дирекции тяги от 07.01.2017 г. на основании Типовой инструкции «Об организации маневровой работы и сохранности подвижного состава на путях эксплуатационных локомотивных депо», утвержденной приказом № ЦТ-62 от 27.07.2015 г. Начальником депо 17.08.2019 г. издан приказ № МСК ТЧЭ-396 «О маневровых передвижениях при депо и на путях железнодорожных станций», выполнять который истец отказался, поскольку должностной инструкцией работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» №2714/р от 25.12.2017 г., пунктом 47 предусмотрено право локомотивных бригад не выполнять приказы руководителей депо, других причастных к организации поездной и маневровой работы руководителей и должностных лиц, если они противоречат действующим нормативно-правовым актам по безопасности движения. В соответствии с пунктом 9.21 местной инструкции машинист обязан во всех случаях производства маневровых передвижений вставлять кассету регистрации и включать устройство безопасности регистрирующие параметры скорости движения КЛУБ-У, что истец и делал, поэтому включать дополнительный прибор безопасности ТСКБМ, как считает истец, в его обязанности согласно инструкции не входило. Приказ начальника депо относится к машинистам, выполняющим маневровую работу, истец же в соответствии с трудовым договором выполняет вспомогательную работу на путях не общего пользования, производит перестановку нерабочих локомотивов эксплуатационного парка с одной технологической позиции на другую, согласия на изменения вида работы истец не давал, приказ начальника депо вводит дополнительные обязанности для истца и ухудшает условия труда, безопасность движения, а пункты 3.7.1., 4.1.4., 5.1., 5.10.3 приложения 13 Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 04.04.2019 г. № 183, относятся к поездным машинистам. Кроме того, приказ от 15.05.2020 г. № 26/В вынесен позднее шести месяцев со дня обнаружения проступка, что является нарушением ст. 193 ТК РФ.
nРешением Кузьминского районного суда г. Москвы от 14.12.2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.09.2021 г., в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] М.А. отказано.
nОпределением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2022 г. решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 14.12.2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.09.2021 г. отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
nПри новом рассмотрении истец [СКРЫТО] М.А. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал;представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
nСудом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ОАО «Российские железные дороги».
nВ заседании судебной коллегии истец [СКРЫТО] М.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
nПроверив материалы дела, выслушав истца [СКРЫТО] М.А., представителя ответчика по доверенности Макаренко И.А., заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
nЧастью 1 статьи 327.1 ГПК РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно их.
nВ силу п. 4 ст. 390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
nn
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
nТаких оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
nСудом установлено и следует из материалов дела, что 30.09.2003 г. между ОАО «РЖД» и [СКРЫТО] М.А. заключен трудовой договор, согласно которому истец принят на должность машиниста электровоза.
n01.10.2003 г. между сторонами подписано дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому работник переведен на должность машиниста электровоза (вспомогательная работа в депо).
nСогласно п.9 трудового договора, работник обязан добросовестно исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и должностной инструкцией (инструкционной карточкой), исполнять нормативные документы ОАО «РЖД», распоряжения, а также поручения вышестоящих и непосредственных руководителей, отданные в пределах должностных полномочий, правила внутреннего трудового распорядка, условия заключенного коллективного договора, соблюдать правила по охране труда и обеспечению безопасности труда.
nСогласно должностной инструкции работников локомотивных бригад, эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги, локомотивная бригада обязана знать и выполнять ПТЭ (Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации), другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, соблюдать трудовую и технологическую дисциплину при нахождении на работе, соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка предприятия. С должностной инструкцией работник ознакомлен под подпись.
nПунктом 3.2 Правил внутреннего трудового распорядка эксплуатационного локомотивного депо Москва-пассажирская Курская, утвержденным приказом начальника депо от 09.02.2018 № МСК ТЧЭ-1-4, предусмотрена обязанность работника обеспечивать безопасность движения поездов маневровой работы, неуклонно выполнять требования Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации , приказы и инструкции и иные нормативные акты, действующие на железнодорожном транспорте, приказы начальника структурного подразделения, по кругу своих обязанностей, соблюдать технологическую дисциплину, не допускать брака в работе.
nИнструкция по эксплуатации локомотивных устройств безопасности движения разработана в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 г. № 286, Регламента взаимодействия работников, связанных с движением поездов, работниками локомотивных бригад при возникновении аварийных нестандартных ситуаций на путях общего пользования инфраструктурой ОАО «РЖД», утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» от 12.12.2017 г. № 2580р, Перечня устройств и систем безопасности движения, регистраторов переговоров, применяемых на локомотивах, моторвагонном подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе (ТПС, МВПС и ССПС), в зависимости от рода движения и состава локомотивной бригады, утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» от 13.08.2013 г. № 1754р руководств по эксплуатации на применяемые локомотивные устройства и системы безопасности.
nСогласно пункту III Инструкции, в перечень устройств безопасности входит ТСКБМ-телемеханическая система контроля бодрствования машиниста. Система предназначена для контроля и индикации уровня бодрствования машиниста по условной шкале, а также приведения в действие механизма экстренного торможения при переходе машиниста из состояния активного бодрствования в состояние психической релаксации преддремотного состояния, потери сознания и тому подобного. Соответственно, данная система контролирует состояние машиниста при любых передвижениях на локомотивах и призвана обеспечивать безопасность движения.
nПриказом начальника эксплуатационного локомотивного депо Москва-пассажирская Курская от 23.04.2020 г. № 14/В «О привлечении к дисциплинарной ответственности» за нарушение требований пунктов 3.7.1,4.1,5.1,5.10.3 Приложения № 13 Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности № Л230, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 04.02.2019 г. № 183р и за нарушение пункта 1 «Б» приказа начальника эксплуатационного локомотивного депо Москва-пассажирская Курская «О маневровых работах при депо и на путях железнодорожных станций» от 07.08.2019 г. № МСК ТЧЭ-1-396, в части совершения маневровых передвижений без включения дополнительного прибора ТСКМБ-Н по тракционным путям эксплуатационного локомотивного депо Москва-пассажирская Курская, в соответствии с п.2 ч.1 ст.192 ТК РФ, машинисту [СКРЫТО] М.А. объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
nПриказом начальника эксплуатационного локомотивного депо Москва-пассажирская Курская от 15.05.2020 г. № 26/В «О привлечении к дисциплинарной ответственности» за нарушение требований пунктов 3.7.1,4.1,5.1,5.10.3 Приложения № 13 Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности № Л230, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 04.02.2019 г. № 183р и за нарушение пункта 1 «Б» приказа начальника эксплуатационного локомотивного депо Москва-пассажирская Курская «О маневровых работах при депо и на путях железнодорожных станций» от 07.08.2019 г. № МСК ТЧЭ-1-396, в части совершения маневровых передвижений без включения дополнительного прибора ТСКМБ-Н по тракционным путям эксплуатационного локомотивного депо Москва-пассажирская Курская, в соответствии с п.2 ч.1 ст.192 ТК РФ, машинисту [СКРЫТО] М.А. объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
nДанные взыскания объявлены в связи с не включением машинистом дополнительного прибора ТСКМБ-Н - телемеханической системы контроля бодрствования машиниста при любых передвижениях на локомотивах, призванной обеспечивать безопасность движения и предназначенной для контроля и индикации уровня бодрствования машиниста по условной шкале, а также приведения в действие механизма экстренного торможения при переходе машиниста из состояния активного бодрствования в состояние психической релаксации предремонтного состояния, потери сознания и тому подобного.
n14.05.2020 г. истец повторно нарушил должностные обязанности, выразившиеся в невключении дополнительного прибора безопасности ТСКМБ-Н и не использовании носимой части ТСКМБ-Н, что подтверждается расшифровкой кассет регистрации параметров движения № 7508 машиниста [СКРЫТО] М.А., выполненной 16.05.2020 г. техником Степановой И.Н.
nИз-за допущенных нарушений 14.05.2020 г. [СКРЫТО] М.А. 21.05.2020 г. написана докладная записка, в которой он дает пояснения относительно допущенного нарушения.
nВ связи с неоднократным нарушением должностных обязанностей, с учетом имеющихся непогашенных дисциплинарных взысканий, 15.06.2020 г. приказом начальника Эксплуатационного локомотивного депо Москва-пассажирская Курская 35/В «О привлечении к дисциплинарной ответственности» [СКРЫТО] М.А. за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, в соответствии с п.3 ч.1 ст.192 ТК РФ, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по п.5 ч.1 ст. 81 ТК РФ.
n16.06.2020 г. издан приказ начальника депо о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении). С приказом работник ознакомлен под подпись 17.06.2020.
nИсследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь ст. ст. 81, 192, 193 Трудового кодекса РФ и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17.03.2004 г., суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых приказов, вынесенных 15.05.2020 г., 15.06.2020 г., 16.06.2022 г. и восстановлении истца на работе в прежней должности, исходя из того, что ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что при принятии в отношении истца решения о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде увольнения с занимаемой должности учитывались обстоятельства, при которых был совершен проступок, отношение истца к труду за весь период работы у ответчика. Сведений о совершении истцом за период трудовой деятельности у ответчика дисциплинарных проступков иного характера, нежели те, за которые он был привлечен к ответственности оспариваемыми приказами, материалы дела не содержат.
nТакже суд учел, что к моменту применения к истцу мер дисциплинарного взыскания, последний проработал в ОАО «РЖД» более 16 лет, периодически повышал свою квалификацию, имеет благодарности от руководства, материальные поощрения работодателя, звание «Ветеран труда».
nКроме того, суд указал на то, что применение к истцу трех дисциплинарных взысканий в виде двух выговоров и увольнения по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации после принятия первого приказа от 23.04.2020 г. в краткосрочный период с разницей в несколько дней лишало работника права на исправление с целью последующего недопущения нарушения трудовой дисциплины, что противоречит задачам и общим принципам законодательства, регулирующего трудовые отношения в Российской Федерации.
nОтклоняя доводы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса РФ, суд исходил из того, что с иском об оспаривании приказов от 23.04.2020 г., от 15.05.2020 г., от 15.06.2020 г., от 16.06.2020 г. истец обратился 03.07.2020 г., то есть в пределах установленных законом сроков.
nСуммы среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда определены судом на основании положений, предусмотренных ст. ст. 139, 237, 394 ТК РФ, ответчиком по доводам апелляционной жалобы не оспариваются.
nСудебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
nДоводы апелляционной жалобы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса РФ по требованиям об оспаривании приказа от 15.05.2020 г., а также о том, что факт совершения истцом дисциплинарных проступков и соблюдение ответчиком установленной законом процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, подтвержден совокупностью представленных доказательств, при увольнении истца работодателем была учтена тяжесть проступка в своей связи с их неоднократностью, предшествующее поведение работника и его отношение к труду, повторяют доводы возражений на иск, а потому не могут быть основанием к отмене решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении.
nДоводов о несогласии с решением суда об отказе в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным приказа № 14/В от 23.04.2020 г. о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора апелляционная жалоба ответчика не содержит, решение суда истцом не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
nС учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства;данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам;нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено. Доводы апелляционной жалобы ОАО «РЖД» не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ.
nНа основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
nОПРЕДЕЛИЛА:
nn
Решение Кузьминского районного суда города Москвы от 27 октября 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
nn
n
Председательствующий:
nn
n
Судьи:
nn
n
n
n
n
n
n
n
n
n
n
n
n
n
n
n
n
УИД 77RS0012-01-2020-010063-05
nСудья: Федорова Я.Е.
n№ 33-16709/2023
nn
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
nn
19 апреля 2023 года город Москва
nn
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В.,
nсудей Жолудовой Т.В., Заскалько О.В.,
nс участием прокурора Маневич М.М.,
nпри ведении протокола помощником судьи Макушненко В.С.,
nрассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. гражданское дело (номер дела в суде первой инстанции 02- 2781/2022) по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Кузьминского районного суда города Москвы от 27 октября 2022 года,
nРуководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ,
nn
ОПРЕДЕЛИЛА:
nn
Решение Кузьминского районного суда города Москвы от 27 октября 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
nn
n
Председательствующий:
nn
n
Судьи:
nn
n