Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Тульский гарнизонный военный суд (Тульская область) |
Дата поступления | 31.05.2023 |
Судебное решение | Есть |
ID | 2cb1f6ab-00c3-4bec-85d5-e5e30295779a |
Дело № 2а-54/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2023 года город Тула
Тульский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Файзуллина Р.Х.,
при секретаре судебного заседания Петренко Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> [СКРЫТО] И. А. об оспаривании действий призывной комиссии по мобилизации <данные изъяты> и призывной комиссии по мобилизации <данные изъяты>, связанных с призывом его на военную службу по мобилизации,
установил:
[СКРЫТО] И.А. через своего представителя Никулова Д.И. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией по мобилизации <данные изъяты> (далее – Призывная комиссия <данные изъяты>) он был призван на военную службу по мобилизации и направлен для прохождения военной службы в войсковую часть №.
Не соглашаясь с указанными действиями Призывной комиссии <данные изъяты>, [СКРЫТО] И.А. указал, что его жалобы на состояние здоровья и медицинские документы были проигнорированы, не было проведено медицинское освидетельствование с вынесением заключения военно-врачебной комиссии, а имеющееся у него заболевание дает основание для установления ему категории годности «Д» - не годен к военной службе. Обращает внимание, что ДД.ММ.ГГГГ им была подана жалоба на имя Губернатора <данные изъяты> на действия Призывной комиссии <данные изъяты>, вместе с тем решение по жалобе было принято не составом призывной комиссии по мобилизации <данные изъяты> (далее – Призывная комиссия <данные изъяты>), а только должностным лицом Правительства <данные изъяты>.
На основании изложенного [СКРЫТО] И.А. просил суд:
- признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии <данные изъяты> о призыве его на военную службу по мобилизации;
- признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии <данные изъяты>, оставившее в силе решение Призывной комиссии <данные изъяты> о призыве его на военную службу по мобилизации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения данного судебного заседания, в суд не явились.
Представитель Призывной комиссии <данные изъяты> в своих возражениях просил отказать в удовлетворении требований административного истца, поскольку административным истцом пропущен срок обращения в суд без уважительной причины.
В направленных возражениях представитель Призывной комиссии <данные изъяты> просил отказать в удовлетворении требований административного истца, поскольку [СКРЫТО] И.А. не обжаловал конкретное решение Призывной комиссии <данные изъяты> в отношении него в Призывную комиссию <данные изъяты>, а направил свое обращение в адрес Губернатора и Администрации (в настоящее время – Правительство) <данные изъяты>, в котором выражал общее несогласие с действиями военного комиссариата <данные изъяты> при его призыве, в связи с чем у Призывной комиссии <данные изъяты> отсутствовали основания для пересмотра решения Призывной комиссии <данные изъяты> и ему был дан ответ в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Также представитель Призывной комиссии <данные изъяты> указал, что административным истцом пропущен срок обращения в суд без уважительной причины.
Исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1, 6 и 7 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», такие обстоятельства, как предъявление до обращения в суд прокурором лицу, наделенному публичными полномочиями, требований, связанных с пресечением нарушений прав, явившихся впоследствии основанием для подачи административного иска (заявления), а также другие подобные обстоятельства, дававшие административному истцу (заявителю) разумные основания полагать, что защита (восстановление) его нарушенных или оспоренных прав будет осуществлена без обращения в суд, могут рассматриваться как уважительные причины пропуска срока обращения в суд (ч. 7 ст. 219 КАС РФ). В том случае, когда гражданин, организация в установленные законодательством сроки по своему усмотрению обжаловали решение, действие (бездействие) в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в удовлетворении жалобы отказано или ответ на жалобу не получен в установленный срок, соответствующее решение, действие (бездействие) также могут быть оспорены в суде. В этом случае обращение с жалобой может являться основанием для восстановления срока (ч. 6, 7 ст. 219 КАС РФ).
Как усматривается из административного искового заявления, [СКРЫТО] И.А. об оспариваемом решении Призывной комиссии <данные изъяты> стало известно в день призыва ДД.ММ.ГГГГ, а обратился он в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенное свидетельствует о том, что административный истец пропустил установленный законодательством трехмесячный срок обращения за судебной защитой.
Между тем, согласно выписному эпикризу № 000 [СКРЫТО] И.А. находился на стационарном лечении в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из жалобы [СКРЫТО] И.А. на действия должностных лиц от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он обратился к различным должностным лицам и органам государственной власти по вопросу незаконности его призыва на военную службу по мобилизации.
Согласно доверенности № 000 она была оформлена ДД.ММ.ГГГГ и наделила Никулова Д.И., который подал в суд рассматриваемое административное исковое заявление, полномочиями по представлению интересов [СКРЫТО] И.А.
Из выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № 000 следует, что [СКРЫТО] И.А. полагался убывшим в служебную командировку.
Принимая во внимание вышеуказанное, а также задействование [СКРЫТО] И.А. в мобилизационных мероприятиях, подготовке к участию в специальной военной операции, социальную значимость прав и интересов, за защитой которых обратился в суд административный истец, с учетом количества нерабочих дней до обращения в суд и времени, на которое пропущен срок, суд расценивает данные обстоятельства в их совокупности в качестве уважительной причины пропуска [СКРЫТО] И.А. процессуального срока и считает необходимым его восстановить.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.
Согласно пп. «а» и «г» п. 50 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719, граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания, а также сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, в том числе об изменении сведений о семейном положении, образовании, месте работы (учебы) или должности.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон о мобилизации) под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о мобилизации, призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Абзацем 1 ч. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе, уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из положений ч. 1 ст. 18 Закона о мобилизации следует, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам: забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев; занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель); имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет; матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа; членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
Как следует из ч. 2 ст. 18 Закона о мобилизации, отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о мобилизации призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 852 утверждено «Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований» (далее – Положение о призыве).
Пунктом 2 Положения о призыве определено, что призыв граждан по мобилизации - это комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени. Призыв граждан по мобилизации включает: оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации; явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); документальное оформление призыва граждан по мобилизации.
В силу п. 3 Положения о призыве призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Согласно п. 8 Положения о призыве, для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
В силу пп. «б» п. 22 Положения о призыве, на призывную комиссию по мобилизации в муниципальном образовании в период мобилизации возлагаются следующие функции: уточнение объема и сроков поставки ресурсов военными комиссариатом муниципального образования; утверждение списка граждан, переданных в комплектуемые воинские части; осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей; предоставление отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации.
В соответствии с п. 25 и 27 Положения решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов. Призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), принимает решения: о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлении их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации; об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации.
Согласно п. 28 Положения о призыве с объявлением мобилизации призывная комиссия по мобилизации муниципального образования утверждает общее количество граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (приписанных) в команды (партии), на основании именных списков, форма которых определяется Министерством обороны Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
В соответствии с постановлением суженного заседания администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 000 (с учетом внесенных изменений ДД.ММ.ГГГГ) была создана Призывная комиссия <данные изъяты> и утвержден её состав.
Как видно из протокола Призывной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 000 и прилагаемого к нему именного списка граждан, призванных по мобилизации и отправленных в команду № 000, [СКРЫТО] И.А. был призван на военную службу по мобилизации.
Согласно учетной карточке [СКРЫТО] И.А. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имел категорию годности «Б».
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Призывной комиссии <данные изъяты> принято в установленном порядке, надлежащим составом и в соответствии с законом. Доказательств незаконности оспариваемого решения в суд представлено не было, равно как и доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законодательством оснований для отсрочки от призыва [СКРЫТО] И.А. на военную службу по мобилизации.
При этом суд учитывает, что [СКРЫТО] И.А., будучи гражданином, состоящим на воинском учете, в силу закона имел возможность сообщить в военный комиссариат об изменении состояния здоровья, свидетельствующем, по его мнению, о смене категории годности к военной службе до призыва его на военную службу по мобилизации.
Согласно Методике медицинского осмотра и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу по мобилизации, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, в отношении граждан, призываемых или призванных на военную службу по мобилизации, проводится освидетельствование только в случае предъявления жалоб на состояние здоровья и выявления увечья, заболевания, по которым предусматривается негодность к военной службе, в том числе и временная.
Какие-либо документы, свидетельствующие о наличии таких заболеваний или увечий на ДД.ММ.ГГГГ, как призывной комиссии, так и суду представлены не были.
Более того, согласно справке военно-врачебной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 000 [СКРЫТО] И.А. был освидетельствован и признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, что не препятствует прохождению им военной службы.
Что касается требований административного истца о признании незаконным и отмене решение Призывной комиссии <данные изъяты>, то суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 29 Положения о призыве призывная комиссия по мобилизации субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований.
Из жалобы [СКРЫТО] И.А. на действия должностных лиц от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он просил провести проверку по факту его незаконного призыва на военную службу по мобилизации, отменить решение военного комиссара <данные изъяты> в части его призыва, привлечь должностных лиц к ответственности, восстановить его права, а также не направлять его в какие-либо командировки. Указанная жалоба была направлена в адрес различных должностных лиц и органов государственной власти.
Вместе с тем, в данной жалобе в качестве адресата не указана Призывная комиссия <данные изъяты>, а также не содержится требование о признании незаконным решения Призывной комиссии <данные изъяты> о призыве [СКРЫТО] И.А. на военную службу по мобилизации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у Призывной комиссии <данные изъяты> отсутствовали основания для проведения заседания на предмет пересмотра решения Призывной комиссии <данные изъяты> о призыве [СКРЫТО] И.А. на военную службу по мобилизации, в связи с чем решение, оформленное протоколом, не принималось.
На основании изложенного, поскольку при призыве на военную службу по мобилизации какие-либо права [СКРЫТО] И.А. нарушены не были, требования административного искового заявления удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> [СКРЫТО] И. А. об оспаривании действий призывной комиссии по мобилизации <данные изъяты> и призывной комиссии по мобилизации <данные изъяты>, связанных с призывом его на военную службу по мобилизации, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Тульский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28 июня 2023 года.
Председательствующий Р.Х. Файзуллин
«СОГЛАСОВАНО»
№ <данные изъяты> [СКРЫТО] И. А. <данные изъяты> <данные изъяты> [СКРЫТО] И.А. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> № <данные изъяты> [СКРЫТО] И.А. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> [СКРЫТО] И.А. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> [СКРЫТО] И.А. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> [СКРЫТО] И.А. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ № 000 [СКРЫТО] И.А. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] И.А. ДД.ММ.ГГГГ № 000 ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] И.А. № ДД.ММ.ГГГГ № 000 [СКРЫТО] И.А. [СКРЫТО] И.А. [СКРЫТО] И.А. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ № 000 ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ № 000 № 000 [СКРЫТО] И.А. [СКРЫТО] И.А. ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> [СКРЫТО] И.А. [СКРЫТО] И.А. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ № 000 [СКРЫТО] И.А. <данные изъяты> [СКРЫТО] И.А. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> [СКРЫТО] И.А. <данные изъяты> <данные изъяты> [СКРЫТО] И.А. [СКРЫТО] И.А. № <данные изъяты> [СКРЫТО] И. А. <данные изъяты> <данные изъяты>