Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ярославский гарнизонный военный суд (Ярославская область) |
Дата поступления | 18.05.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления → прочие об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 7550b2f7-c874-425c-b17e-173146163cb4 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2023 г. город Ярославль
Ярославский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе: председательствующего – судьи Плотникова Г.А., при секретаре судебного заседания Борисовой В.А., с участием административного истца [СКРЫТО] Л.С., в отсутствие административного ответчика – федерального государственного казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям», заинтересованного лица - командира <данные изъяты>, в военном суде, рассмотрел административное дело № 2а-107/2023, возбужденное по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в <данные изъяты> <данные изъяты> [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], об оспаривании действий начальника федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» о признании незаконным действий, связанных с отказом в возмещении командировочных расходов –
установил:
<данные изъяты> [СКРЫТО] Л.С. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу по контракту в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. На основании приказа командира <данные изъяты> он находился в служебной командировке в г. Волгограде, где пользовался услугами индивидуального предпринимателя (далее – ИП) «ФИО1» проживая в стандартном одноместном номере без дополнительных услуг, за что уплатил 22 800 рублей.
По прибытию из командировки он представил авансовый отчет в федерального государственного казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» (далее – ФКУ УФО) о командировочных расходах, при этом начальником ФКУ УФО было отказано в возмещении расходов на проживание в командировке.
Считая, что отказ в выплате расходов затраченных на проживание в командировке нарушает его права, административный истец просит суд: признать незаконными действия начальника ФКУ УФО, связанное с отказом возместить расходы по аренде жилого помещения в служебной командировке; обязать начальника ФКУ УФО возместить за счет средств ФКУ УФО расходы по аренде жилого помещения в служебной командировке в размере 22 800 рублей.
В судебном заседании административный истец поддержал требования административного искового заявления по изложенным основаниям, и просил их удовлетворить.
Ответчик ФКУ УФО и заинтересованное лицо – <данные изъяты>, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. При этом руководитель ФКУ УФО просил рассмотреть дело в его отсутсвие. Поскольку их явка в судебное заседание не была признана обязательной, суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, принял решение о рассмотрении административного дела в отсутствие указанных участников судебного процесса.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В суде установлено, что административный истец – <данные изъяты> [СКРЫТО] Л.С. проходит службу в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>), что следует из копии военного билета.
На основании телеграммы № от 4 апреля 2023 года, рапорта военнослужащего № от 5 апреля 2023 года командиром <данные изъяты> издан приказа № по строевой части от 6 апреля 2023 года, которым административный истец был направлен в служебную командировку на 10 суток с 11 по 20 апреля 2023 года. В указанном приказе имеется распоряжение на то, что местом для проживания и питанием по мету служебной командировки военнослужащий обеспечиваться не будет. Иных распоряжений о проживании вне гостиниц административного истца приказ № не содержит.
Приказом № от 19 апреля 2023 года командира этой же воинской части, <данные изъяты> [СКРЫТО] Л.С. возвратился из указанной командировки, которая составила 9 суток, что подтверждается выписками из указных приказов и командировочного удостоверения.
Из сообщения № от 26 апреля 2023 года начальника ФКУ УФО командиру <данные изъяты> судом установлено, что в адрес ФКУ УФО поступил отчет о фактических расходах <данные изъяты> [СКРЫТО] Л.С. в период с 11 по 19 апреля 2023 года, в которых находились документы о проживании в жилом помещении ИП «ФИО1.» на сумму 22 800 рублей. В возмещении указанных расходов отказано, так как ИП «ФИО1.» не осуществляет гостиничные услуги, а согласно вписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) осуществляет деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом.
Из копии отчета о фактических осуществленных расходах и приложенных к нему документов, оформленного административным истцом и представленного в ФКУ УФО следует, что [СКРЫТО] понес фактические расходы состоящие из суточных в размере 2 700 рублей и найму жилого помещения в размере 22 800 рублей, которая сложилась из 6 дней проживания в городе Волгограде с 12 по 18 апреля 2023 года и стоимости одноместного номера в размере 3 800 рублей, предоставленного ИП «ФИО1.».
Из выписки ЕГРИП от 29 мая 2023 года судом установлено, что индивидуальный предприниматель ИП «ФИО1.» не осуществляет гостиничные услуги, а осуществляет деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом, что также следует из кассового чека выданного при расчете за аренду жилого помещения.
Разрешая требования административного истца о признании действий начальника ФКУ УФО, связанных с отказом в выплате расходов понесенных в связи с арендой жилого помещения в командировке в размере 22 800 рублей, суд исходит из п. 1 и 5 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которыми для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
В силу п. 4 ст. 18 этого же закона убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приведенными правовыми нормами закреплено право военнослужащих на возмещение понесённых ими при исполнении обязанностей военной службы убытков, в которые могут входить и вынужденно понесенные ими в связи с исполнением данных обязанностей расходы, на возмещение которых военнослужащие вправе рассчитывать.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 КАС РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Статьей 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих» определено, что военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В силу с п. 1 Положения о порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 553, при направлении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции (далее - военнослужащие и сотрудники), в служебные командировки на территории Российской Федерации им возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему или сотруднику предоставляется бесплатное жилое помещение), которые возмещаются в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, по следующим нормам: военнослужащим и сотрудникам, имеющим соответственно воинские звания высших офицеров или специальные звания высшего начальствующего состава, или занимающим должности, подлежащие замещению высшими офицерами (высшим начальствующим составом), а также полковникам (капитанам 1 ранга), занимающим командные (руководящие) должности, перечни которых утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, - не более стоимости 2-комнатного номера; остальным военнослужащим и сотрудникам - не более стоимости 1-комнатного (1-местного) номера.
В случае вынужденной остановки в пути командированным военнослужащим и сотрудникам возмещаются расходы по найму жилого помещения, подтвержденные соответствующими документами, в размерах, установленных настоящим Положением.
В случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих и сотрудников не в гостинице руководители федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, вправе определять виды документов, подтверждающих размер фактических затрат, исходя из которого возмещаются расходы по бронированию и найму жилых помещений.
Расходы, превышающие нормы, установленные настоящим подпунктом, возмещаются военнослужащим и сотрудникам при условии, что они произведены с разрешения или ведома должностного лица, имеющего право направлять военнослужащих и сотрудников в служебные командировки.
Возмещение военнослужащим и сотрудникам иных расходов, связанных со служебными командировками, осуществляется при условии, что они произведены с разрешения или ведома должностного лица, имеющего право направлять военнослужащих и сотрудников в служебные командировки, и при наличии документов, подтверждающих размер фактических затрат.
В соответствии с п. 134 Порядка военнослужащим, направляемым в командировку, по месту прохождения военной службы возмещаются расходы по проезду, бронированию и найму жилого помещения, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, связанные со служебной командировкой.
Согласно п. 140 Порядка в случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих не в гостинице оплата расходов по бронированию и найму жилого помещения (далее - проживание) производится на основании следующих документов, подтверждающих размер фактических затрат, при проживании в жилом помещении индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги: договор найма (поднайма) жилого помещения с указанием размера платы за жилое помещение и копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники - приходный кассовый ордер или документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Проживание вне гостиниц (в однодневной командировке) оформляется приказом должностного лица, направляющего в командировку.
Таким образом, содержание названных правовых норм в их взаимосвязи указывает на то, что Правительство Российской Федерации установило обязанность возмещения военнослужащим расходов по бронированию и найму жилья при нахождении в иных населенных пунктах с целью выполнения служебного задания, в случае если они не были обеспечены таковым бесплатно, на основании подтверждающих документов.
Одновременно Правительство Российской Федерации, предусматривая возможность компенсации военнослужащим расходов по найму жилья не в гостинице, вызванного условиями выполнения служебного задания, полномочия по определению видов документов, подтверждающих размер фактических затрат в таком случае, делегировало федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых проходят военную службу военнослужащие и соответствующего указания командиром воинской части в приказе о направлении в командировку.
В рамках данной компетенции Министерство обороны Российской Федерации в п. 140 Порядка к числу таких документов отнесло приказ должностного лица, направляющего в командировку.
При таких обстоятельствах, поскольку [СКРЫТО] не проживая в гостинице, а у индивидуального предпринимателя Демачевой В.В. осуществлял аренду недвижимости, то для возмещения понесенных на проживание расходов требовалось разрешение должностного лица, направившего военнослужащего в командировку, в форме указания об этом в соответствующем приказе. Такого приказа в судебное заседание представлено не было, что подтверждается материалами дела.
Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение начальника ФКУ УФО, связанное с отказом в возмещении административному истцу расходов, затраченных на проживание в командировке является обоснованным и отмене не подлежит, а административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, в связи с чем суд отказывает административному истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд –
решил:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в удовлетворении административного иска б оспаривании действий начальника федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» о признании незаконным действий, связанных с отказом в возмещении командировочных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Ярославский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий по делу Г.А. Плотников
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО1 <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> № № <данные изъяты> № № № <данные изъяты> № <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО1 ФИО1 ФИО1 ФИО1