Дело № 2а-107/2023 ~ М-74/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Ярославский гарнизонный военный суд (Ярославская область)
Дата поступления 18.05.2023
Категория дела Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления → прочие об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID 7550b2f7-c874-425c-b17e-173146163cb4
Стороны по делу
Истец
***** ****** *********
Ответчик
*** "********** *********** *********** ************ ******* ** ** ***********
*********** * *********** ********"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2023 г. город Ярославль

Ярославский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе: председательствующего – судьи Плотникова Г.А., при секретаре судебного заседания Борисовой В.А., с участием административного истца [СКРЫТО] Л.С., в отсутствие административного ответчика – федерального государственного казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям», заинтересованного лица - командира <данные изъяты>, в военном суде, рассмотрел административное дело № 2а-107/2023, возбужденное по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в <данные изъяты> <данные изъяты> [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], об оспаривании действий начальника федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» о признании незаконным действий, связанных с отказом в возмещении командировочных расходов –

установил:

<данные изъяты> [СКРЫТО] Л.С. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу по контракту в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. На основании приказа командира <данные изъяты> он находился в служебной командировке в г. Волгограде, где пользовался услугами индивидуального предпринимателя (далее – ИП) «ФИО1» проживая в стандартном одноместном номере без дополнительных услуг, за что уплатил 22 800 рублей.

По прибытию из командировки он представил авансовый отчет в федерального государственного казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» (далее – ФКУ УФО) о командировочных расходах, при этом начальником ФКУ УФО было отказано в возмещении расходов на проживание в командировке.

Считая, что отказ в выплате расходов затраченных на проживание в командировке нарушает его права, административный истец просит суд: признать незаконными действия начальника ФКУ УФО, связанное с отказом возместить расходы по аренде жилого помещения в служебной командировке; обязать начальника ФКУ УФО возместить за счет средств ФКУ УФО расходы по аренде жилого помещения в служебной командировке в размере 22 800 рублей.

В судебном заседании административный истец поддержал требования административного искового заявления по изложенным основаниям, и просил их удовлетворить.

Ответчик ФКУ УФО и заинтересованное лицо – <данные изъяты>, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. При этом руководитель ФКУ УФО просил рассмотреть дело в его отсутсвие. Поскольку их явка в судебное заседание не была признана обязательной, суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, принял решение о рассмотрении административного дела в отсутствие указанных участников судебного процесса.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В суде установлено, что административный истец – <данные изъяты> [СКРЫТО] Л.С. проходит службу в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>), что следует из копии военного билета.

На основании телеграммы от 4 апреля 2023 года, рапорта военнослужащего от 5 апреля 2023 года командиром <данные изъяты> издан приказа по строевой части от 6 апреля 2023 года, которым административный истец был направлен в служебную командировку на 10 суток с 11 по 20 апреля 2023 года. В указанном приказе имеется распоряжение на то, что местом для проживания и питанием по мету служебной командировки военнослужащий обеспечиваться не будет. Иных распоряжений о проживании вне гостиниц административного истца приказ не содержит.

Приказом от 19 апреля 2023 года командира этой же воинской части, <данные изъяты> [СКРЫТО] Л.С. возвратился из указанной командировки, которая составила 9 суток, что подтверждается выписками из указных приказов и командировочного удостоверения.

Из сообщения от 26 апреля 2023 года начальника ФКУ УФО командиру <данные изъяты> судом установлено, что в адрес ФКУ УФО поступил отчет о фактических расходах <данные изъяты> [СКРЫТО] Л.С. в период с 11 по 19 апреля 2023 года, в которых находились документы о проживании в жилом помещении ИП «ФИО1.» на сумму 22 800 рублей. В возмещении указанных расходов отказано, так как ИП «ФИО1.» не осуществляет гостиничные услуги, а согласно вписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) осуществляет деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом.

Из копии отчета о фактических осуществленных расходах и приложенных к нему документов, оформленного административным истцом и представленного в ФКУ УФО следует, что [СКРЫТО] понес фактические расходы состоящие из суточных в размере 2 700 рублей и найму жилого помещения в размере 22 800 рублей, которая сложилась из 6 дней проживания в городе Волгограде с 12 по 18 апреля 2023 года и стоимости одноместного номера в размере 3 800 рублей, предоставленного ИП «ФИО1.».

Из выписки ЕГРИП от 29 мая 2023 года судом установлено, что индивидуальный предприниматель ИП «ФИО1.» не осуществляет гостиничные услуги, а осуществляет деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом, что также следует из кассового чека выданного при расчете за аренду жилого помещения.

Разрешая требования административного истца о признании действий начальника ФКУ УФО, связанных с отказом в выплате расходов понесенных в связи с арендой жилого помещения в командировке в размере 22 800 рублей, суд исходит из п. 1 и 5 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которыми для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

В силу п. 4 ст. 18 этого же закона убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приведенными правовыми нормами закреплено право военнослужащих на возмещение понесённых ими при исполнении обязанностей военной службы убытков, в которые могут входить и вынужденно понесенные ими в связи с исполнением данных обязанностей расходы, на возмещение которых военнослужащие вправе рассчитывать.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 КАС РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Статьей 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих» определено, что военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В силу с п. 1 Положения о порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 553, при направлении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции (далее - военнослужащие и сотрудники), в служебные командировки на территории Российской Федерации им возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему или сотруднику предоставляется бесплатное жилое помещение), которые возмещаются в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, по следующим нормам: военнослужащим и сотрудникам, имеющим соответственно воинские звания высших офицеров или специальные звания высшего начальствующего состава, или занимающим должности, подлежащие замещению высшими офицерами (высшим начальствующим составом), а также полковникам (капитанам 1 ранга), занимающим командные (руководящие) должности, перечни которых утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, - не более стоимости 2-комнатного номера; остальным военнослужащим и сотрудникам - не более стоимости 1-комнатного (1-местного) номера.

В случае вынужденной остановки в пути командированным военнослужащим и сотрудникам возмещаются расходы по найму жилого помещения, подтвержденные соответствующими документами, в размерах, установленных настоящим Положением.

В случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих и сотрудников не в гостинице руководители федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, вправе определять виды документов, подтверждающих размер фактических затрат, исходя из которого возмещаются расходы по бронированию и найму жилых помещений.

Расходы, превышающие нормы, установленные настоящим подпунктом, возмещаются военнослужащим и сотрудникам при условии, что они произведены с разрешения или ведома должностного лица, имеющего право направлять военнослужащих и сотрудников в служебные командировки.

Возмещение военнослужащим и сотрудникам иных расходов, связанных со служебными командировками, осуществляется при условии, что они произведены с разрешения или ведома должностного лица, имеющего право направлять военнослужащих и сотрудников в служебные командировки, и при наличии документов, подтверждающих размер фактических затрат.

В соответствии с п. 134 Порядка военнослужащим, направляемым в командировку, по месту прохождения военной службы возмещаются расходы по проезду, бронированию и найму жилого помещения, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, связанные со служебной командировкой.

Согласно п. 140 Порядка в случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих не в гостинице оплата расходов по бронированию и найму жилого помещения (далее - проживание) производится на основании следующих документов, подтверждающих размер фактических затрат, при проживании в жилом помещении индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги: договор найма (поднайма) жилого помещения с указанием размера платы за жилое помещение и копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники - приходный кассовый ордер или документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Проживание вне гостиниц (в однодневной командировке) оформляется приказом должностного лица, направляющего в командировку.

Таким образом, содержание названных правовых норм в их взаимосвязи указывает на то, что Правительство Российской Федерации установило обязанность возмещения военнослужащим расходов по бронированию и найму жилья при нахождении в иных населенных пунктах с целью выполнения служебного задания, в случае если они не были обеспечены таковым бесплатно, на основании подтверждающих документов.

Одновременно Правительство Российской Федерации, предусматривая возможность компенсации военнослужащим расходов по найму жилья не в гостинице, вызванного условиями выполнения служебного задания, полномочия по определению видов документов, подтверждающих размер фактических затрат в таком случае, делегировало федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых проходят военную службу военнослужащие и соответствующего указания командиром воинской части в приказе о направлении в командировку.

В рамках данной компетенции Министерство обороны Российской Федерации в п. 140 Порядка к числу таких документов отнесло приказ должностного лица, направляющего в командировку.

При таких обстоятельствах, поскольку [СКРЫТО] не проживая в гостинице, а у индивидуального предпринимателя Демачевой В.В. осуществлял аренду недвижимости, то для возмещения понесенных на проживание расходов требовалось разрешение должностного лица, направившего военнослужащего в командировку, в форме указания об этом в соответствующем приказе. Такого приказа в судебное заседание представлено не было, что подтверждается материалами дела.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение начальника ФКУ УФО, связанное с отказом в возмещении административному истцу расходов, затраченных на проживание в командировке является обоснованным и отмене не подлежит, а административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, в связи с чем суд отказывает административному истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд –

решил:

[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в удовлетворении административного иска б оспаривании действий начальника федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям» о признании незаконным действий, связанных с отказом в возмещении командировочных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Ярославский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу Г.А. Плотников

<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО1 <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО1 ФИО1 ФИО1 ФИО1
Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Ярославский гарнизонный военный суд (Ярославская область) на 18.05.2023 в базе нет.