Дело № 2-38/2023 ~ М-27/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Солнечногорский гарнизонный военный суд (Московская область)
Дата поступления 17.02.2023
Категория дела Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела)
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Судебное решение Есть
ID 8dbff64d-a0ba-4d43-b10f-8434247f8e2c
Стороны по делу
Истец
********* ***** **
Ответчик
******** **** *************
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 апреля 2023 года гор. Солнечногорск

Солнечногорский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Котова А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Костериной Н.Е.,

с участием представителя истца подполковника юстиции Кузнецова А.Н. и ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда гражданское дело №2-38/2023 по исковому заявлению командира войсковой части о взыскании с военнослужащего войсковой части капитана ФИО2 причинённого ущерба,

УСТАНОВИЛ:

[СКРЫТО] проходил военную службу в войсковой части в должности начальника квартирно-эксплуатационной службы. 22 января 2021 года командующим центральным округом войск национальной гвардии РФ он назначен на должность инженера службы тыла войсковой части и по настоящее время проходит службу в указанной воинской части, при этом с октября 2022 года в должности старшего помощника начальника службы тыла.

Командир войсковой части направил в суд исковое заявление, в котором указал, что [СКРЫТО] в период прохождения военной службы в названной воинской части входил в состав контрактной службы и являлся должностным лицом, которое занималось подготовкой и проведением электронного аукциона, реестровый номер 0337100015319000023. Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - УФАС) от 13 мая 2022 года войсковая [СКРЫТО] была привлечена в связи с обстоятельствами проведения указанного аукциона к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.32 КоАП РФ, во исполнение которого 14 декабря того же года ею уплачен административный штраф в размере 50 000 рублей. Поскольку причинение воинской части ущерба в виде уплаты указанного штрафа явилось следствием виновных действий [СКРЫТО], командир войсковой части просил суд взыскать с него сумму уплаченного штрафа.

В судебном заседании представитель войсковой части Кузнецов полностью поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Так же он пояснил, что [СКРЫТО] в ходе подготовки аукционной документации осуществлял взаимодействие с сотрудником организации-участника аукциона – ООО «Стройтехсервис», а именно получал от него приложение к техническому заданию, где были указаны требования к качественным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, используемым в рамках исполнения контракта, а также отчёт о начальной максимальной цене контракта, которые вошли в состав аукционной документации. Данное обстоятельство было расценено УФАС как создание названной организации преимущественных условий по сравнению с другими участниками аукциона, в связи с чем войсковая [СКРЫТО] была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.14.32 КоАП РФ, а указанными выше виновными действиями ответчика ей был причинён ущерб в виде уплаты административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Ответчик [СКРЫТО] в судебном заседании иск не признал и пояснил, что в период прохождения военной службы в войсковой части он действительно входил в состав контрактной службы и занимался подготовкой документации для электронного аукциона с реестровым номером 0337100015319000023. Однако приказ о назначении и его лицом, ответственным за осуществление закупки в рамках указанного аукциона, командиром части не издавался. Поскольку при подготовке и размещении документации на проведение таких же закупок в предшествующие годы от участников аукционов в воинскую [СКРЫТО] неоднократно поступали запросы о разъяснении аукционной документации, требования о внесении изменений в документацию и жалобы с заявлениями о приостановке осуществления закупок, а им подобного рода документация никогда не разрабатывалась, он в целях исключения возможных жалоб обратился в порядке консультации к руководителю ООО «Стройтехсервис», участвовавшего в аукционе, за помощью при составлении аукционной документации. В последующем он посредством электронной почты на использовавшийся им почтовый ящик «kes6681@rambler.ru» получил от незнакомого ему лица по имени «Павел» файл «Приложение к ТЗ (Форма 2)», содержавший требования к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара, используемого в рамках исполнения контракта. Полученное приложение к техническому заданию вошло в аукционную документацию и явилось приложением к проекту государственного контракта между воинской [СКРЫТО] и победителем аукциона – названной организацией, который перед подписанием прошёл правовую и финансовую экспертизы соответствующими службами воинской части.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно копии удостоверения личности [СКРЫТО] он приказом командующего Центральным округом войск национальной гвардии РФ от 16 марта 2018 года был назначен на должность начальника службы войсковой части и занимал эту должность до 22 января 2021 года, когда был назначен тем же должностным лицом на должность инженера службы войсковой части .

В соответствии с приказом командира войсковой части от 26 марта 2019 года в состав контрактной службы воинской части для осуществления закупок для её нужд включён начальник квартирно-эксплуатационной службы [СКРЫТО].

Из положения о контрактной службе войсковой части и регламента взаимодействия структурных подразделений воинской части при осуществлении функций контрактной службы, утверждённого приказом командира названной воинской части от 26 марта 2019 года , лица, ответственные за заключение и исполнение контрактов (договоров), помимо прочего:

- организуют на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных нужд;

- определяют и обосновывают начальную (максимальную) цену контракта (договора), цену контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при формировании плана-графика закупок;

- уточняют в рамках обоснования цены цену контракта (договора) и её обоснование в извещениях об осуществлении закупок, приглашениях принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами, конкурсной документации, документации об аукционе;

- организуют подготовку описания объекта закупки в документации о закупке;

- осуществляют подготовку извещений об осуществлении закупок, документации о закупках (за исключением описания объекта закупки), проектов контрактов (договоров), изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках, приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;

- подготавливают разъяснения положений документации о закупке, изменения в документацию о закупке;

- публикуют извещение об осуществлении закупки в средствах массовой информации либо в сети «Интернет».

Согласно документации об аукционе в электронной форме по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры военного городка и стрельбища войсковой части в ней содержится техническое задание и сведения о начальной (максимальной) цене контракта – 43 046 617 рублей.

Из протоколов рассмотрения заявок на участие в указанном выше электронном аукционе от 4 и 12 сентября 2019 года следует, что его участниками являлись ООО «Стройтехсервис» и ООО «Альянс».

Согласно государственному контракту от 25 сентября 2019 года по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры военного городка и стрельбища войсковой части 6681 он заключён между указанной воинской [СКРЫТО] и ООО «Стройтехсервис» по результатам аукциона . Цена контракта 42 400 917 рублей 73 копейки.

В соответствии с решением УФАС от 24 июня 2021 года действия войсковой части и ООО «Стройтехсервис», выразившиеся в заключении соглашения, которым созданы преимущественные условия для последней организации при участии в электронном аукционе , нарушают п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции». При этом комиссией УФАС было установлено, что 27 августа 2019 года на официальном интернет-сайте Единой информационной системы в сфере закупок заказчиком – войсковой [СКРЫТО] было размещено извещение о проведение указанного аукциона тремя файлами: «приложение к ТЗ (Форма 2)», «Калуга – расчёт общий 31.05.19», «аукционная документация 2020-21 калуга 6681 г». При этом второй из указанных файлов поступил с электронной почты ООО «Стройтехсервис» «stmplus40@gmail.com» на электронную почту войсковой части 6681 «kes6681@rambler.ru» и содержал отчёт о результатах расчёта начальной (максимальной) цены контракта, подготовленный ООО «Научно-технический центр «ОргСтройЭксперт», на основании договора с ООО «Стройтехсервис». Что же касается первого из перечисленных файлов, то он создан 20 августа 2019 года на компьютере с учётной записью «Samurai», который в воинской части отсутствует, а последнее изменение сделано 21 августа 2019 года на компьютере с учётной записью «ФИО2». При этом 20 августа 2019 гола с указанного выше адреса войсковой части на тот же адрес ООО Стройтехсервис поступил файл «приложение к ТЗ (Форма 2)» с пометкой о внесении в документацию дополнений, созданный 16 августа 2019 года и измененный 20 августа 2019 года на компьютере с учётной записью «Samurai». Приведённые обстоятельства указывают на то, что формирование начальной (максимальной) цены контракта, а также технического задания электронного аукциона происходило при непосредственном участии названного ООО путём взаимодействия с войсковой [СКРЫТО] 6681 не в рамках проведения аукциона, а заблаговременно, на этапе подготовки аукционной документации. Такое положение дел противоречит целям законодательства о контрактной системе и свидетельствует о том, что указанная организация, ввиду обладания информацией о закупаемой услуге до проведения закупки, находилась в преимущественном положении по сравнению с иными участниками аукциона, которым такая информация стала известна лишь после её официального опубликования.

Согласно решению Арбитражного суда Калужской области от 25 февраля 2022 года войсковой части и ООО «Стройтехсервис» отказано в удовлетворении жалоб на приведённое выше решение УФАС. Данное решение суда постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2022 года оставлено без изменения и вступило в законную силу.

В соответствии с постановлением заместителя руководителя УФАС от 13 мая 2022 года приведённые выше нарушения войсковой [СКРЫТО] Федерального закона «О защите конкуренции» были квалифицированы как заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них, то есть по ч.2 ст.14.32 КоАП РФ, в связи с чем воинская [СКРЫТО] подвергнута штрафу административному штрафу в размере 50 000 рублей.

Согласно решению Арбитражного суда Калужской области от 22 июля 2022 года войсковой части отказано в удовлетворении жалобы на приведённое выше постановление УФАС. Данное решение суда постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2022 года оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Из поручения о перечислении на счёт следует, что войсковой [СКРЫТО] назначенный штраф уплачен 14 декабря 2022 года.

Согласно заключению по материалам административного расследования по факту причинения воинской части ущерба, утверждённого командиром войсковой части 13 января 2023 года, привлечение указанной воинской части к административной ответственности и уплата ею назначенного штрафа произошли вследствие размещения [СКРЫТО] в порядке опубликования аукционной документации файлов, подготовленных и переданных ему организацией – участником аукциона.

Статья 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» (далее – Федеральный закон) определяет прямой действительный ущерб (далее - ущерб) как, помимо прочего, уплаченные воинской [СКРЫТО] неустойки (штрафы, пени) и компенсации в связи с неправомерными действиями (бездействием) военнослужащих.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине ущерб.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что действия войсковой части 6681, связанные с включением в состав аукционной документации по электронному аукциону № технического задания к государственному контракту и расчёта начальной (максимальной) цены контракта, составленных одним из участников аукциона – ООО «Стройтехсервис», ставшим победителем торгов, были расценены УФАС не как консультация заказчика с участником аукциона, а как нарушение Федерального закона «О защите конкуренции», и квалифицированы по ч.2 ст.14.32 КоАП РФ, в связи с чем указанная воинская [СКРЫТО] была подвергнута должностным лицом названного органа административному штрафу в размере 50 000 рублей.

Причём, законность и обоснованность такого решения были подтверждены в судебном порядке.

Поскольку получение от названного участника аукциона перечисленных документов и их размещение в открытых источниках в составе аукционной документации осуществлял, как лицо, ответственное за заключение и исполнение контрактов (договоров), [СКРЫТО], что подтверждается исследованными в судебном заседании материалами разбирательств и не отрицается последним, суд приходит к выводу о том, что ущерб в виде уплаты административного штрафа, находится в причинной связи с виновными действиями ответчика, а потому он подлежит привлечению к материальной ответственности.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, которые бы указывали на умышленный характер действий ответчика, направленных на причинение войсковой части ущерба, истцом не представлено, в связи с чем суд при отсутствии иных оснований, предусмотренных ст.5 Федерального закона, приходит к выводу о необходимости привлечения [СКРЫТО] к ограниченной материальной ответственности за неосторожные действия, совершённые при изложенных выше обстоятельствах. Поэтом суд взыскивает с него в пользу указанной воинской части в возмещение причинённого ущёрба один оклада месячного денежного содержания и одну ежемесячную надбавку за выслугу лет, размер которых составляет, согласно справке войсковой части 3641, 47 718 рублей, в связи с чем удовлетворяет исковые требования в пределах данной суммы.

Что же касается доводов ответчика в обоснование своей позиции о непризнании иска, то суд в связи приведёнными выше обстоятельствами находит их несостоятельными.

Поскольку требования истца, освобождённого от уплаты государственной пошлины, частично удовлетворены, суд в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ взыскивает её с ответчика в доход бюджета городского округа Солнечногорск Московской области пропорционально удовлетворённой части исковых требований, то есть в размере 1631 рубля 54 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск войсковой части к ФИО2 - удовлетворить частично.

Взыскать с [СКРЫТО] О.А. в пользу войсковой части в качестве возмещения причинённого ущерба 47 718 рублей (сорок семь тысяч семьсот восемнадцать) рублей.

В удовлетворении иска войсковой части в части взыскания с [СКРЫТО] О.А. ущерба в размере 2 282 рублей – отказать.

Взыскать с [СКРЫТО] О.А. в доход бюджета городского округа Солнечногорск Московской области государственную пошлину в размере 1 631 (одной тысячи шестисот тридцати одного) рубля 54 копеек.

Решение может обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Солнечногорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение суда составлено 12 апреля 2023 года.

ФИО2 ФИО2 ФИО2
Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Солнечногорский гарнизонный военный суд (Московская область) на 17.02.2023 в базе нет.