Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноперекопский районный суд г. Ярославля (Ярославская область) |
Дата поступления | 10.01.2022 |
Дата решения | 01.03.2022 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Красноперова Ирина Георгиевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6e27987d-04f4-3d1c-a391-a2499d45ac49 |
Дело № 2а-648/2022 Мотивированное решение составлено 15 марта 2022 года
УИД 76RS0023-01-2022-000025-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 марта 2022 года город Ярославль
Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.,
при секретаре Петрутис В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о взыскании обязательных платежей и санкций по страховым взносам,
лица, участвующие в деле: административный истец в лице представителя, административный ответчик - в судебное заседание не прибыли, извещены о рассмотрении дела;
У с т а н о в и л:
Административный истец - Межрайонная ИФНС России № 5 по Ярославской области в январе 2022 года, после вынесения мировым судьей определения от 26.04.2021 об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении [СКРЫТО] А.А., обратился в районный суд с требованием к административному ответчику [СКРЫТО] А.А., о взыскании задолженности по страховым взносам за 2018 год на ОПС в размере 7 836,24 руб., пени 26,74 руб., на ОМС в размере 1 667,87 руб., пени 5,66 руб.; по страховым взносам за 2020 год на ОПС в размере 20 318 руб., пени 48,93 руб., на ОМС в размере 8426 руб., пени 20,29 руб., а всего на сумму 38 349,73 руб.
В обоснование административного иска указано о том, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (налогоплательщик) состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области (инспекция).
25.01.2021 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности [СКРЫТО] А.А. как недействующего в качестве индивидуального предпринимателя, ранее налогоплательщик осуществлял предпринимательскую деятельность, являлся плательщиком страховых взносов; регистрационный номер 086030055282 (л.д.38-43).
Статьей 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч.2 п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
До 1 января 2017 года администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Федеральный закон N 212-ФЗ), осуществляли органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов, установленных главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляют налоговые органы.
Согласно ст. 430 НК РФ размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам определяется следующим образом:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса индивидуальные предприниматели (не работодатели) обязаны уплачивать страховые взносы за себя на обязательное пенсионное и медицинское страхование исходя из своего дохода.
В частности, вышепоименованные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который определяется в следующем порядке:
за периоды до 2018 года:
в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превысила 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае если величина дохода плательщика за расчетный период превысила 300 000 рублей, - в вышеупомянутом фиксированном размере плюс 1% с суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса.
Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование определялся как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы,, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Кодекса.
за периоды после 01.01.2018 года:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном
размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период
2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
С 23.07.2018 по 25.01.2021 налогоплательщик осуществлял предпринимательскую деятельность. Согласно ст. 14 Закона №212-ФЗ, ст. 430 НК РФ расчет суммы страховых взносов подлежащих уплате выглядит следующим образом:
За 2018 год
ОПС = 26545 руб./12 мес. * 5 мес.+ 26545 руб./12мес/ 31 день * 9 дней =11702,63 руб.,
ОМС = 5840 руб./12 мес. * 5 мес.+ 5840 руб./12мес/ 31 день * 9 дней =2574,62 руб.;
За 2019 год ОПС = 29354 руб., ОМС = 6884 руб.
За 2020 год ОПС = 20318 руб., ОМС = 8426 руб.
Фиксированная сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год для ИП, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в связи с распространением COVID-19, уменьшена до 20 318 рублей, (п. 1.1 ст. 430 НК РФ).
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В установленный законом срок страховые взносы ответчиком уплачены не были. Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст.75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки, на соответствующую сумму задолженности начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате сумм задолженности с учетом состояния расчетов с бюджетом:
- от 12.02.2019 №21356 на уплату страховых взносов за 2018 год
на ОПС в размере 11702,63 руб., на ОМС в размере 2574,62 руб.
пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС в размере 99,76 руб., на ОМС в размере 21,95 руб.
Сумма недоимки для пени (руб.) | Период просрочки | Количество дней просрочки | Ставка ЦБ | Сумма пени |
11702,63 | 10.01.2019-11.02.2019 | 33 | 7,75 | 99,76 |
2574,62 | 10.01.2019-11.02.2019 | 33 | 7,75 | 21,95 |
(текущий остаток задолженности по требованию: страховые взносы на ОПС: 7 836,24 руб. пени: 26,74 руб., на ОМС: 1 667,87 руб., пени: 5,66 рублей)
- от 18.01.2021 №1014 на уплату страховых взносов за 2020 год на ОПС в размере 20 318,00 руб., на ОМС в размере 8 426 руб.
пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС в размере 48,93 руб., на ОМС в размере 20,29 руб.
Сумма недоимки для пени (руб.) | Период просрочки | Количество дней просрочки | Ставка ЦБ | Сумма пени (руб.) |
19007,16 | 01.01.2021-17.01.2021 | 17 | 4,25 | 48,93 |
7882,39 | 01.01.2021-17.01.2021 | 17 | 4,25 | 20,29 |
В соответствии с п.2 ст.46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно п.7 ст.46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Инспекцией применялись меры принудительного взыскания предусмотренные статьями 46, 47 НК РФ, приняты решения и постановления приложенные по иску, о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, электронных денежных средств, а также за счет имущества налогоплательщика. Исполнительное производство окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Административным истцом указано, что инспекция 19.04.2021 обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] А.А. задолженности. Определением от 26.04.2021 мирового судьи судебного участка №1 Красноперекопского судебного района г.Ярославля инспекции отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа ввиду пропуска срока на обращение в суд.
Далее административным истцом указано, что нарушение налоговым органом сроков взыскания задолженности само по себе не влечет прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов и пени.
Ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ закрепляет, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Инспекцией был пропущен установленный срок ввиду следующего.
В связи с тем, что налогоплательщик осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до 25.01.2021 положения ст.48 НК РФ о взыскании задолженности по налогам и сборам с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на налогоплательщика до указанного времени не распространялись. Поскольку взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. 46, 47 НК РФ производится в отношении лица, имеющего статус индивидуального предпринимателя, после прекращения регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя налоговый орган не вправе применять вышеуказанные мероприятия по взысканию задолженности и должен руководствоваться положениями ст.48 НК РФ. Таким образом, снятие с учета в качестве индивидуального предпринимателя в случае отказа в удовлетворении требований налогового органа может привести к тому, что недобросовестные налогоплательщики будут использовать снятие с учета в качестве ИП как способ уклонения от уплаты налогов, что недопустимо и ставит в неравное положение всех остальных добросовестных налогоплательщиков. Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 № 28-0, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах ПФР. При этом, учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями. С учетом ст.57 Конституции РФ, ст.44 НК РФ у государства в лице налоговых органов должна существовать реальная возможность для взыскания обязательных платежей, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Межрайонная ИФНС России № 5 по ЯО просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления, взыскать с [СКРЫТО] А.А. указанные суммы задолженности, а всего на сумму 38 349,73 руб.
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
В судебное заседание стороны не явились, процессуальных ходатайств не заявлено.
Суд в соответствии со статьей 150, частью 5 ст. 138 КАС РФ рассмотрел административное дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Огласив административное исковое заявление с ходатайством о восстановлении пропущенного срока взыскания в судебном порядке обязательных платежей и санкций по страховым взносам, исследовав письменные материалы административного дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что административным истцом не представлено оснований для восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления и соответственно, в удовлетворении административного иска следует отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок.
Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
В соответствии с частью 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Также в соответствии с частью 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Из материалов дела следует, что в направленных налоговым органом налогоплательщику [СКРЫТО] А.А. вышеуказанных требований об уплате страховых взносов, заявленных по настоящему административному иску, установлен срок исполнения требования – до 07.03.2019 (л.д.24-25); до 10.02.2021 (л.д.20-21).
Таким образом, установленный законом срок обращения в суд истек ко дню обращения налогового органа к мировому судье (определение мирового судьи от 26.04.2021 - л.д.16), за исключением требования со сроком исполнения до 10.02.2021, а срок по всем требованиям по административному иску истек ко дню обращения в районный суд с настоящим иском.
Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] А.А. задолженности на общую сумму 74587,73 руб. 19.04.2021 (л.д.17-19).
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Красноперекопского судебного района г. Ярославля от 26.04.2021 Межрайонной ИФНС России № 5 по ЯО отказано в вынесении судебного приказа в отношении [СКРЫТО] А.А. – со ссылкой на истечение срока обращения в суд.
Административное исковое заявление предъявлено налоговым органом в районный суд в январе 2022 года, после истечения установленного законом для налогового органа 6-месячного срока.
Уважительных причин для восстановления срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций не имеется. Иное по делу не усматривается. Вышеуказанные в заявлении обстоятельства не могут быть признаны уважительной причиной для восстановления срока, поскольку срок подачи административного иска установлен федеральным законом – частью 2 ст. 286 КАС РФ – и остался таковым сроком в т.ч. после изменения правил администрирования страховых взносов.
Налоговый кодекс РФ предусматривает порядок взыскания задолженности с физического лица как в период осуществления им предпринимательской деятельности, так и в период после прекращения таковой деятельности; правовые нормы о порядке такого взыскания указаны и в административном исковом заявлении. Административный ответчик прекратил деятельность в качестве ИП 25.01.2021.
В соответствии с частью 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 6-15, 100, 150, 152, 174, 175-180, 286, 289, 290, 114, частью 5 ст. 138 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Отказать в удовлетворении заявления административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области о восстановлении срока подачи административного искового заявления к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о взыскании обязательных платежей и санкций по страховым взносам.
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о взыскании обязательных платежей и санкций по страховым взносам отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок.
Решение суда по административному делу может быть обжаловано в порядке главы 34 Кодекса административного судопроизводства РФ в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.Г. Красноперова