Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноперекопский районный суд г. Ярославля (Ярославская область) |
Дата поступления | 10.01.2022 |
Дата решения | 01.03.2022 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Красноперова Ирина Георгиевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 735f94e3-0c7b-37aa-aecc-22eea0183528 |
Дело № 2а-647/2022 Мотивированное решение составлено 9 марта 2022 года
УИД 76RS0023-01-2022-000021-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 марта 2022 года город Ярославль
Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.,
при секретаре Петрутис В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области к [СКРЫТО] Алексею [СКРЫТО] о взыскании обязательных платежей и санкций по страховым взносам, по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц,
лица, участвующие в деле: административный истец в лице представителя, административный ответчик - в судебное заседание не прибыли, извещены о рассмотрении дела,
У с т а н о в и л:
Административный истец - Межрайонная ИФНС России № 5 по Ярославской области в январе 2022 года, после вынесения мировым судьей определения от 12.04.2021 об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении [СКРЫТО] А.В., обратился в районный суд с требованием к административному ответчику [СКРЫТО] А.В., о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год - 23 365, 94 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год - 4 582, 24 руб., по налогу на имущество за 2018 год - 368 руб.; пени – 5,48 руб.; транспортному налогу за 2017 год - 983 руб.; пени – 16,14 руб., транспортному налогу за 2018 год - 983 руб.; пени – 14,63 руб., а всего на сумму 30 318,43 руб.
В обоснование административного иска указано о том, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] (налогоплательщик, административный ответчик) состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области (Инспекция, налоговый орган). Согласно выписке из ЕГРИП налогоплательщик с 29.12.2015 осуществлял предпринимательскую деятельность и являлся плательщиком страховых взносов.
16.11.2020 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя, как недействующий ИП (л.д.54-58).
Статьей 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги
Налогоплательщик обязан в срок, установленный законодательством о налогах сборах, самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, составляет:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 рублей за расчетный период 2017 года, 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В силу пункта 5 статьи 431 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
За 2017 год [СКРЫТО] А.В. начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере - 23 400 руб. (остаток задолженности 23 365,94 руб.); страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере - 4 590 руб. (остаток задолженности 4 582,24 руб.).
На указанную сумму задолженности 27 990 руб. налогоплательщику направлено требование №3597 по состоянию на 22.01.2018, кроме того 07 марта 2018 года принято решение №4177 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, 21 декабря 2018 года приняты решение №76040017157 и постановление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Исполнительное производство окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание 22.11.2019, исполнительный документ возвращен взыскателю.
Согласно статье 45 Кодекса налогоплательщик самостоятельно обязан исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В установленный в требовании срок сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в бюджет не поступили. Требование в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил. В соответствии с п.2 ст.46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Согласно п.7 ст.46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Принятые инспекцией решения о взыскании с [СКРЫТО] А.В. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год не исполнены. Исполнительные производства окончены, исполнительные документы возвращены инспекции в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Кроме того, [СКРЫТО] А.В. в 2017, 2018 годах являлся плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
В соответствии с Законом Ярославской области "О транспортном налоге" от 05.11.2002 № 71-з, ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком транспортного налога.
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 400 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, недвижимого имущества (п.1 ст. 362, ст. 408 НК РФ).
Согласно сведениям, представляемым органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств и недвижимого имущества, ответчику в 2017, 2018 годах на праве собственности принадлежали:
Налоговый период | Марка | Налоговая база (Л.С) | Налоговая ставка | Кол-во месяцев | Сумма налоговых льгот руб. | Сумма налога |
2017 | Honda Civic; 0323AE76 | 75.00 | 13.10 | 12/12 | 983 | |
2018 | Honda Civic; О323AE76 | 75.00 | 13.10 | 12/12 | 983 | |
Итого | 1966 |
Налоговый период | Объект | Доля в праве | Налоговая база (руб.) | Налоговая ставка(%) | Кол-во месяцев | Коэффициент к налоговому периоду | Сумма налога |
2018 | Квартиры; 76:23:010101:80932; код ИФНС 7604 150046,г.Ярославль, Нефтяников ул., 31,116 | 1/5 | 1951415 | 0.15 | 12/12 | 368 | |
Итого | 368 |
На основании ст.ст. 360, 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании п. 1 ст.359 НК РФ, налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговая база по налогу на имущество в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (ст. 402 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог и налог на имущество, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с п.1 ст. 363, п.1 ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога и налога на имущество с физических лиц за 2017 год - 03.12.2018, за 2018 год - 02.12.2019.
Ставки налога установлены ст.2 Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области».
В соответствии с п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.
Заказным письмом налогоплательщику направлены налоговые уведомления от 14.08.2018 № 43684038 и от 25.07.2019 №46013562. В установленный законом срок налоги, начисленные в соответствии с налоговыми уведомлениями, налогоплательщиком не уплачены.
На основании ст. 75 НК РФ за неуплату налогов в срок начислены пени: по транспортному налогу за 2017 год в сумме 16,14 руб., за 2018 год - 14,63 руб.; по налогу на имущество за 2018 год в сумме 5,48 руб.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты гражданином налога, Инспекция в соответствии со ст. 69 НК РФ направляет требование об уплате налога. В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Во исполнение указанных положений, налогоплательщику были направлены требования об уплате налога, пени № 14869 от 06.02.2019 и №10464 от 12.02.2020. Однако, в установленный в требованиях срок сумма задолженности по указанным налогам и пеням в бюджет не поступила.
Согласно п. 2. ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При разрешении судом вопроса о восстановлении пропущенного для взыскания срока Инспекция просит учесть следующее.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ закрепляет, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Перечень конкретных обстоятельств, при которых причины пропуска срока могут быть признаны уважительными, законодательством не установлен. В связи с тем, что [СКРЫТО] А.В. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до 16.11.2020, положения ст. 48 НК РФ о взыскании задолженности по налогам и сборам с физических лиц, не являющихся ИП, на налогоплательщика до указанного времени не распространялись. Взыскание налога в порядке, предусмотренном ст.46, ст.47 НК РФ, производится в отношении индивидуального предпринимателя, и после 16.11.2020 налоговый орган уже не вправе применять мероприятия по взысканию задолженности по налоговым платежам в рамках бесспорного взыскания. Таким образом, снятие с учета в качестве индивидуального предпринимателя в случае отказа в удовлетворении требований Инспекции может привести к тому, что недобросовестные налогоплательщики будут использовать снятие с учета в качестве ИП как способ уклонения от уплаты налогов, что недопустимо и ставит в неравное положение всех остальных добросовестных налогоплательщиков. Кроме того, исходя из Определения КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, налог -необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Налогом является платеж, не имеющий адресной основы, характеризующийся индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицирующийся при поступлении в бюджет, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В течение срока, установленного ст. 48 НК РФ для принятия мер по принудительному взысканию с налогоплательщика задолженности по налогу, пени, на территории Ярославской области производилась модернизация программного обеспечения налоговых органов, особенности работы которого в период внедрения в промышленную эксплуатацию не позволили в установленные сроки принять меры по взысканию соответствующих платежей. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 № 28-О, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет ПФР персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах ПФР; формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, уплачиваемых страхователями.
Административным истцом указано, что инспекция 05.04.2021 обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] А.В. задолженности. Определением от 12.04.2021 мирового судьи судебного участка №1 Красноперекопского судебного района г.Ярославля инспекции отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа ввиду наличия спора о праве на взыскание.
Межрайонная ИФНС России № 5 по ЯО просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления, взыскать с [СКРЫТО] А.В. указанные суммы задолженности, а всего на сумму 30 318,43 руб.
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
В судебное заседание стороны не явились, процессуальных ходатайств не заявлено.
Суд в соответствии со статьей 150, частью 5 ст. 138 КАС РФ рассмотрел административное дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Огласив административное исковое заявление с ходатайством о восстановлении пропущенного срока взыскания в судебном порядке обязательных платежей и санкций по налогам и страховым взносам, исследовав письменные материалы административного дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что административным истцом не представлено оснований для восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления и соответственно, в удовлетворении административного иска следует отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок.
Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
В соответствии с частью 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Также в соответствии с частью 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Из материалов дела следует, что в направленных налоговым органом налогоплательщику [СКРЫТО] А.В. вышеуказанных требований об уплате налогов и страховых взносов, заявленных по настоящему административному иску, установлен срок исполнения требования – до 09.02.2018 (л.д.19); до 26.03.2019 (л.д.33); до 03.04.2020 (л.д.39).
Таким образом, установленный законом срок обращения в суд истек, что отражено также в определении мирового судьи от 12.04.2021 (л.д.15).
Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] А.В. задолженности на общую сумму 116 169,39 руб. 05.04.2021, т.е. уже по истечении установленного законом 6-месячного срока.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Красноперекопского судебного района г. Ярославля от 12.04.2021 Межрайонной ИФНС России № 5 по ЯО отказано в вынесении судебного приказа в отношении [СКРЫТО] А.В. - также в связи с истечением срока на обращение в суд.
Административное исковое заявление предъявлено налоговым органом в районный суд в январе 2022 года, после истечения установленного законом для налогового органа 6-месячного срока.
Уважительных причин для восстановления срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций не имеется. Иное по делу не усматривается. Вышеуказанные в заявлении обстоятельства не могут быть признаны уважительной причиной для восстановления срока, поскольку срок подачи административного иска установлен федеральным законом – частью 2 ст. 286 КАС РФ – и остался таковым сроком, в т.ч. после изменения правил администрирования страховых взносов.
Налоговый кодекс РФ предусматривает порядок взыскания задолженности с физического лица в период осуществления им предпринимательской деятельности, так и в период после прекращения таковой деятельности; правовые нормы о порядке такого взыскания указаны и в административном исковом заявлении. Налоговый орган обратился за выдачей судебного приказа в отношении данного должника только в апреле 2021 года.
В соответствии с частью 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 6-15, 100, 150, 152, 174, 175-180, 286, 289, 290, 114, частью 5 ст. 138 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Отказать в удовлетворении заявления административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области о восстановлении срока подачи административного искового заявления к [СКРЫТО] Алексею [СКРЫТО] о взыскании обязательных платежей и санкций по страховым взносам, по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц.
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области к [СКРЫТО] Алексею [СКРЫТО] о взыскании обязательных платежей и санкций по страховым взносам, по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок.
Решение суда по административному делу может быть обжаловано в порядке главы 34 Кодекса административного судопроизводства РФ в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.Г. Красноперова