Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноперекопский районный суд г. Ярославля (Ярославская область) |
Дата поступления | 10.01.2022 |
Дата решения | 01.03.2022 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Красноперова Ирина Георгиевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | cfd2f37f-564a-31a9-83fa-a5d36a6c4faa |
Дело № 2а-645/2022 Мотивированное решение составлено 15 марта 2022 года
УИД 76RS0023-01-2022-000050-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 марта 2022 года город Ярославль
Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.,
при секретаре Петрутис В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области к [СКРЫТО] Артему [СКРЫТО] о взыскании обязательных платежей и санкций по налогу на имущество физических лиц,
лица, участвующие в деле: административный истец в лице представителя, административный ответчик - в судебное заседание не прибыли, извещены о рассмотрении дела,
У с т а н о в и л:
Административный истец - Межрайонная ИФНС России № 5 по Ярославской области в январе 2022 года, после вынесения мировым судьей определения от 22.07.2021 об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении [СКРЫТО] А.А., обратился в районный суд с административным иском к административному ответчику [СКРЫТО] А.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1 228 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 1 350 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 44,44 руб., а всего на сумму 2622,44 руб.
В обоснование административного иска указано о том, что [СКРЫТО] Артём [СКРЫТО] (налогоплательщик, административный ответчик) состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области (инспекция, налоговый орган).
Налогоплательщику в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) были направлены налоговые уведомления от 21.09.2017 № 71411984, от 14.08.2018 № 43383260, от 25.07.2019 № 47522784:
- Налоговое уведомление от 21.09.2017 № 71411984 на уплату налога на имущество физических лиц за владение квартирой с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенной по адресу: АДРЕС, за 2014 год в размере 232 руб., за 2016 год в размере 721 руб. (данные суммы не заявлены ко взысканию по настоящему иску, но учитываются административным истцом при определении права на обращение в суд, поскольку п. 2 ст. 48 НК РФ в действовавшей на указанный период редакции предусматривалось, что если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей);
- Налоговое уведомление от 14.08.2018 № 43383260 на уплату налога на имущество физических лиц за владение квартирой с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенной по адресу: АДРЕС, за 2017 год в размере 1 228 руб.;
- Налоговое уведомление от 25.07.2019 № 47522784 на уплату налога на имущество физических лиц за владение квартирой с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН,
расположенной по адресу: АДРЕС за 2018 год в размере 1 350 руб.
Статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность каждого налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 400 НК РФ).
Согласно ст. 401 НК РФ объектами налогообложения признаются жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества и органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на территории Российской Федерации (ст. 408 НК РФ).
Налоговая база по налогу на имущество в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (ст. 402 НК РФ).
На основании ст. 405 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признаётся календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ, налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты налога на имущество с физических лиц за 2016 год -01.12.2017, за 2017 год, с учётом п. 7 ст. 6.1 НК РФ - 03.12.2018, за 2018 год, с учётом п. 7 ст.6.1. НК РФ - 02.12.2019.
В установленный законом срок налог на имущество физических лиц уплачен не был.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить с обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты гражданином налога инспекция в соответствии со ст. 69 НК РФ направляет требование об уплате налога.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки, на соответствующую сумму задолженности начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Пеней признаётся установленная в ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Налоговым органом ответчику были направлены требования об уплате налога и пени от 14.02.2018 № 15885, от 05.02.2019 № 4393, от 12.02.2020 № 16149.
Требование от 14.02.2018 № 15885 со сроком исполнения 06.04.2018 на сумму 971,46 руб., в том числе:
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в сумме 953руб;
- пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам,
применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских
округов, в сумме 18,46 руб.
Сумма задолженности по требованию от 14.02.2018 № 15885, вошедшая в заявление: вынесении судебного приказа, составила 4,50 руб. (пени по налогу на имущество физических лиц) (за период с 02.12.2017 по 17.12.2017, 16 дней по ставке ЦБ 8,25 % в сумме 1,02 руб., за период с 18.12.2017 по 11.02.2018, 56 дней по ставке ЦБ 7,75 % в сумме 3,36 руб., за период с 12.02.2018 по 13.02.2018, 2 дня по ставке ЦБ 7,50 % в сумме 0,12 руб.).
Требование от 05.02.2019 № 4393 со сроком исполнения 26.03.2019 на сумму 1247,85 руб., в том числе:
налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в сумме 1 228 руб.;пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в сумме 19,85 руб. (за период с 04.12.2018 по 16.12.2018, 13 дней по ставке ЦБ 7,50 % в сумме 3,99 руб., за период с 17.12.2018 по 04.02.2019, 50 дней по ставке ЦБ 7,75 % в сумме 15,86 руб.).
Требование от 12.02.2020 № 16149 со сроком исполнения 03.04.2020 на сумму 1370,09 руб., в том числе:
налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в сумме 1 350 руб.;
пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в сумме 20,09 руб. (за период с 03.12.2019 по 15.12.2019, 13 дней по ставке ЦБ 6,50 % в сумме 3,80 руб., за период с 16.12.2019 по 09.02.2020, 56 дней по ставке ЦБ 6,25 % з сумме 15,75 руб., за период с 10.02.2020 по 11.02.2020, 2 дня по ставке ЦБ 6,00 % в сумме 0,54 руб.).
Указанные требования в добровольном порядке в установленный срок налогоплательщиком исполнены не были.
Административным истцом указано, что в соответствии со статьей 48 НК РФ, 15.07.2021 Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №2 Красноперекопского судебного района г.Ярославля за выдачей судебного приказа о взыскании с налогоплательщика в доход бюджета указанной задолженности. 22.07.2021 мировым судьей судебного участка №2 Красноперекопского судебного района г.Ярославля вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ закрепляет, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Перечень конкретных обстоятельств, при которых причины пропуска срока могут быть признаны уважительными, законодательством не установлен.
Исходя из Определения КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, налог - необходимое условие существования государства, с учетом ст.57 Конституции РФ, ст.44 НК РФ у государства в лице налоговых органов должна существовать реальная возможность для взыскания обязательных платежей, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Межрайонная ИФНС России № 5 по ЯО просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления, взыскать с [СКРЫТО] А.А. указанные суммы задолженности, а всего на сумму 2 622,44 руб.
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
В судебное заседание стороны не явились, процессуальных ходатайств не заявлено.
Суд в соответствии со статьей 150, частью 5 ст. 138 КАС РФ рассмотрел административное дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Огласив административное исковое заявление с ходатайством о восстановлении пропущенного срока взыскания в судебном порядке обязательных платежей и санкций по налогу, исследовав письменные материалы административного дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что административным истцом не представлено оснований для восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления и соответственно, в удовлетворении административного иска следует отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок.
Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
В соответствии с частью 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Также в соответствии с частью 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Из материалов дела следует, что в направленных налоговым органом налогоплательщику [СКРЫТО] А.А. вышеуказанных требованиях об уплате налогов, заявленных по настоящему административному иску, установлен срок исполнения требования – до 06.04.2018 (л.д.20, сумма не заявлена ко взысканию по настоящему административному иску); до 26.03.2019 (л.д.22); до 03.04.2020 (л.д.27).
То есть установленный законом срок обращения в суд истек, что отражено также в определении мирового судьи от 22.07.2021 (л.д.37).
Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] А.А. задолженности на общую сумму 2622,44 руб. уже по истечении установленного законом 6-месячного срока.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Красноперекопского судебного района г. Ярославля от 22.07.2021 Межрайонной ИФНС России № 5 по ЯО отказано в вынесении судебного приказа в отношении [СКРЫТО] А.А. - также в связи с истечением срока на обращение в суд. Административное исковое заявление предъявлено налоговым органом в районный суд в январе 2022 года, после истечения установленного законом для налогового органа 6-месячного срока.
Уважительных причин для восстановления срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций не имеется. Иное по делу не усматривается. Вышеуказанные в заявлении обстоятельства не могут быть признаны уважительной причиной для восстановления срока, поскольку срок подачи административного иска установлен федеральным законом государства - Российской Федерацией – а именно частью 2 ст. 286 КАС РФ, а также Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с частью 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 6-15, 100, 150, 152, 174, 175-180, 286, 289, 290, 114, частью 5 ст. 138 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Отказать в удовлетворении заявления административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области о восстановлении срока подачи административного искового заявления к [СКРЫТО] Артему [СКРЫТО] о взыскании обязательных платежей и санкций по налогу на имущество физических лиц.
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области к [СКРЫТО] Артему [СКРЫТО] о взыскании обязательных платежей и санкций по налогу на имущество физических лиц отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок.
Решение суда по административному делу может быть обжаловано в порядке главы 34 Кодекса административного судопроизводства РФ в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.Г. Красноперова