| Тип дела | Гражданские |
| Инстанция | первая инстанция |
| Суд | Красноперекопский районный суд г. Ярославля (Ярославская область) |
| Дата поступления | 08.04.2021 |
| Дата решения | 26.05.2021 |
| Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
| Судья | Исаева Светлана Борисовна |
| Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
| Судебное решение | Есть |
| ID | fef2a61f-f1fa-3360-87b2-cb2088a5e930 |
копия
Дело № 2а-1170/2021
УИД 76RS0023-01-2021-001301-44
Мотивированное решение
составлено 07.06.2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«26» мая 2021 года г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
судьи Исаевой С.Б.,
при секретаре Романовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС России № 5 по Ярославской области к [СКРЫТО] Юрию [СКРЫТО] о восстановлении пропущенного срока, взыскании задолженности по уплате пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пени по минимальному налогу,
у с т а н о в и л :
МИФНС России № 5 по Ярославской области в лице начальника инспекции Пальгуновой Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к [СКРЫТО] Ю.А. о восстановлении пропущенного срока, взыскании задолженности по уплате пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пени по минимальному налогу.
В обоснование административного иска указано, что [СКРЫТО] Ю.А. состоит на учете в МИФНС России № 5 по Ярославской области и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
За 2015 г. декларация административным ответчиком не представлена. Налогоплательщиком 19.05.2017 г. представлена декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2016 год. Налогооблагаемая база - ... руб.
Налогоплательщиком 29.03.2017 г. представлена декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2017 год. Налогооблагаемая база - 0 руб. Период деятельности ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
В связи с тем, что в установленный законом срок уплата налога не произведена, Инспекцией направлено требование от 30.10.2017 г. № 4239 на общую сумму ...., однако, в установленный в требовании срок и до сегодняшнего дня сумма задолженности по пени в бюджет не поступала.
С учетом частичного списания задолженности по пени по УСН за период до 01.01.2015 г., сумма задолженности по пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения составляет ...., задолженность по пени по минимальному налогу за период до 01.01.2016 г. - ....
Срок обращения в суд по указанному требованию пропущен инспекцией по причине того, что на территории Ярославской области производилась модернизация программного обеспечения налоговых органов, особенности работы которого в период внедрения в промышленную эксплуатацию не позволили в установленные сроки принять меры по взысканию соответствующих платежей. Неуплата [СКРЫТО] Ю.А. пени наносит ущерб финансовой стабильности государства.
Просит восстановить срок для подачи административного искового заявления; взыскать с [СКРЫТО] Ю.А. задолженность по уплате пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме ...., пени по минимальному налогу за период до 01.01.2016 г. - ...., всего на сумму ....
Административный ответчик [СКРЫТО] Ю.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, считает, что никакой задолженности не существует, возражал против восстановления срока и взыскания сумм, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Административный истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, телефонограммой просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
С учетом мнения явившегося административного ответчика [СКРЫТО] Ю.А., суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.
Выслушав явившегося административного ответчика [СКРЫТО] Ю.А., исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению. К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.
Согласно ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.346.11, ч.ч.1, 2 ст. 346.18, ч.2 ст.346.20, ч.4 ст.346.21, ч.ч.5-7 ст. 346.21, п.2 ч.1 ст.346.23 НК РФ, НК РФ, упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 2.1, 3 и 4 настоящей статьи. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларациистатьей 346.23 настоящего Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Согласно по итогам налогового периода налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
В силу ч.2 ст.57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из ч.ч.3, 4 ст.75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.4, 6 ст.289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Данное административное исковое заявление подписано начальником МИФНС России № 5 по Ярославской области Пальгуновой Е.В. на основании приказа от 16.12.2020 г.
Судом установлено и подтверждается выпиской из ЕГРИП от 26.11.2020 г., что [СКРЫТО] Ю.А. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА деятельность прекращена, в связи с принятием соответствующего решения.
Судом также установлено, что [СКРЫТО] Ю.А. декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год в налоговый орган не представлена, за 2016 год декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения представлена 02.05.2017 г., за 2017 год декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения представлена 29.03.2017 г., что подтверждается декларациями за 2016 г., 2017 г.
Согласно ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с абз.1 п.6 ст.69 НК РФ, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом также установлено, что в адрес [СКРЫТО] Ю.А. направлялось требование об уплате налога, пени, штрафа № 4239 от 30.10.2017 г. на сумму .... по состоянию на 30.10.2017 г. в срок до 20.11.2017 г., что подтверждается копией указанного требования.
При этом, судом установлено, что с учетом частичного списания задолженности по пени по УСН за период до 01.01.2015 г., сумма задолженности по пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения составляет ...., задолженность по пени по минимальному налогу за период до 01.01.2016 г. - ...
Однако, до настоящего времени обязанность по уплате указанных сумм [СКРЫТО] Ю.А. не исполнена, суммы задолженности до настоящего времени не уплачены, что оспаривалось стороной административного ответчика.
В силу п.1 ст.48 НК РФ, в случае неуплаты налога, пени, сумма недоимки взыскивается в судебном порядке.
Пунктом 2 ст.48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч.1, ч.2 ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из буквального толкования вышеуказанных норм в их совокупности, следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного законом шестимесячного срока.
В соответствии с ч.5 ст.138, ч.5 ст.180 КАС РФ, вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа спора; установление судом факта пропуска данного срока административным истцом без уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением административным истцом установленного в данном случае законом, срока на обращение в суд, и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему административному делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.
Исходя из положений, предусмотренных абз.4 п.4 ст.69 НК РФ, требование об уплате задолженности пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере ...., задолженности по пени по минимальному налогу за период до 01.01.2016 г. в размере ...., должно быть исполнено [СКРЫТО] Ю.А. в срок по 20.11.2017 г., поскольку именно данная дата уплаты указана в требовании. Следовательно, истец должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании с [СКРЫТО] Ю.А. задолженности по пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, задолженности по пени по минимальному налогу, в срок до 20.05.2018 г. Тогда как заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] Ю.А. недоимки по налогам, пени и штрафам поступило мировому судье 21.01.2021 г. (датировано 09.11.2020 г.), что подтверждается определением МССУ № 1 Красноперекопского судебного района г. Ярославля об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа от 25.01.2021 г.
Таким образом, установлено, что с данным административным исковым заявлением по требованию о взыскании задолженности по пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, задолженности по пени по минимальному налогу, административный истец - налоговый орган обратился в суд с нарушением установленного срока, предусмотренного ч.2 ст.286 КАС РФ.
Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих административному истцу своевременно обратиться в суд, не представлено. Изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства о том, что на территории Ярославской области производилась модернизация программного обеспечения налоговых органов, особенности работы которого в период внедрения в промышленную эксплуатацию не позволили в установленные сроки принять меры по взысканию соответствующих платежей, не могут быть отнесены к уважительным причинам, поскольку не являются объективными препятствиями для своевременного обращения в суд налогового органа, на учете которого состоит налогоплательщик. Налоговый орган обратился в суд через продолжительное время после истечения установленного законом срока, а именно - более, чем через 2 года 6 месяцев.
При данных обстоятельствах, поскольку не имеется уважительных причин пропуска срока, то и оснований для восстановления срока обращения в суд с указанным административным исковым заявлением, не имеется.
Пропуск срока обращения в суд без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований налогового органа к административному ответчику о взыскании суммы задолженности по уплате пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме ...., пени по минимальному налогу за период до 01.01.2016 г. в размере ....
При данных обстоятельствах, не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований. Доказательств для иного вывода суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований МИФНС России № 5 по Ярославской области к [СКРЫТО] Юрию [СКРЫТО] о восстановлении пропущенного срока, взыскании задолженности по уплате пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пени по минимальному налогу, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья (подпись) С.Б. Исаева
Копия верна
Судья