Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноперекопский районный суд г. Ярославля (Ярославская область) |
Дата поступления | 08.04.2021 |
Дата решения | 04.06.2021 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Шевченко Ольга Владимировна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 21136aa9-c9a7-3f1c-8b45-e69876c472bb |
Дело № 2-386/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04.06.2021 года <адрес>
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего - судьи Шевченко О.В.
при секретаре ФИО3
с участием истца –пом. прокурора ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда <адрес> Республики Крым гражданское дело по иску заместителя Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Крым ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Бром» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ заместитель Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Крым ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО «Бром» об обязании совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № ПАО «Бром» выдано разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников. Генеральным директором ПАО «Бром» утвержден проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), а также проведена их инвентаризация. Согласно отчету по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, в ходе хозяйственной и производственной деятельности ПАО «Бром» эксплуатирует 46 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из них: 33 организованных источников и 13 неорганизованных источников выбросов. Проверкой с выходом на место и привлечением специалистов Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлено, что в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», постановления Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоде неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Крым» ПАО «Бром» осуществляет производственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие разработанных и согласованных в установленном законом порядке мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий. В связи с выявленными нарушениями природоохранной прокуратурой в адрес ПАО «Бром» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено обществом, однако меры, направленные на устранение выявленных нарушений в полном объеме не приняты, что стало основанием для обращения в суд с данным иском.
В судебном заседании пом.прокурора Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора – ФИО4 исковые требования изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – ПАО Бром в суд не явились, подали заявление о согласии с иском.
С учетом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца (прокурора), исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Симферопольская межрайонная природоохранная прокуратура при осуществлении в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №) надзора за соблюдением Публичным акционерным обществом «Бром» (далее - ПАО «Бром») действующего законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в части отсутствия разработанных и согласованных в установленном законом порядке мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, обратились в суд с целью защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
Обращаясь в с данным иском прокурор действует в защиту конституционных прав законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способом восстановления нарушенного права является восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозы его нарушения.
Из представленных материалов следует, что основным видом деятельности ПАО «Бром» является производство прочих основных неорганических химических веществ, в том числе торговля оптовая химическими продуктами, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, хранение и складирование прочих грузов, деятельность в области права.
Химическое предприятие ПАО «Бром» специализируется на производстве брома и его производных, а именно: бром технический, раствор бромисто-бромного железа, известковое молоко, железа (III) хлорид 6-водный, кальция бромид, натрия бромид кристаллический, хлорное железо раствор.
Производственная площадка, расположенная по адресу: <адрес>, эксплуатируемая ПАО «Бром» отнесена к объекту II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №-П).
На основании приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № ПАО «Бром» выдано разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников.
Генеральным директором ПАО «Бром» утвержден проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), а также проведена их инвентаризация.
Согласно отчету по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, в ходе хозяйственной и производственной деятельности ПАО «Бром» эксплуатирует 46 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из них: 33 организованных источников и 13 неорганизованных источников выбросов.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Положениями ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) предусмотрено, что выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ.
Согласно требований ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с п. 5 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (далее - Приказ №) разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 19 Приказа № мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона № 96-ФЗ.
В соответствии с п. 1.2 постановления Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоде неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Крым» (далее - Постановление №) порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Республики Крым и осуществляющих свою деятельность на объектах I, II, III категории HBOC.
Кроме того, согласно п. 2.2 Постановления № разработанные мероприятия утверждаются руководителем хозяйствующего субъекта, после чего направляются в Минприроды Крыма для согласования.
В соответствии с п.п. 3.1, 4.1, 4.2 Постановления № передача информации о НМУ по <адрес> осуществляется ФГБУ «Крымское УГМС» хозяйствующим субъектам на договорной основе согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» и ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе».
При получении информации о НМУ хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия, согласованные с Минприроды Крыма.
Для приема информации о НМУ хозяйствующими субъектами (на объектах хозяйствующие и иной деятельности) назначаются ответственные лица, которые по факту поступления информации о НМУ регистрируют их в специальном журнале.
Проверкой с выходом на место и привлечением специалистов Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлено, что в нарушение указанных норм ПАО «Бром» осуществляет производственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие разработанных и согласованных в установленном законом порядке мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.
Кроме того, анализом сведений, размещаемых ФГБУ «Крымское УГМС» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://meteo.crimea.ru) установлено, что НМУ на территории Республики Крым происходят не реже чем 1 раз в неделю. Однако, в нарушение п. 3.1, 4.1, 4.2 Постановления № меры, направленные на систематическое, ежедневное получение информации о неблагоприятных метеорологических условиях ПАО «Бром» не приняты.
В связи с выявленными нарушениями природоохранной прокуратурой в адрес ПАО «Бром» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено обществом, однако меры, направленные на устранение выявленных нарушений в полном объеме не приняты.
Факт нарушения ПАО «Бром» требований природоохранного законодательства подтверждается материалами проверки прокуратуры, информацией Южного межрегионального управления службы по надзору в сфере природопользования, представлением прокурора об устранении нарушений природоохранного законодательства, ответом на него, а также согласие ответчика с иском согласно поданного ПАО Бром заявления.
Согласно ст. 173 ГПК РФ в случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, не освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении приобщается к материалам дела.
Учитывая изложенное принимая во внимание установленные факты и соответствующие им правоотношения, а также оценивая представленные доказательства, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Исходя из характера возложенных на ответчика обязанности и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, суд считает возможным установить в соответствии с требованиями ч.2 ст.206 ГПК РФ срок исполнения решения суда в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Крым ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать Публичное акционерное общество «Бром» (ИНН 9106002678, ОГРН 1149102100399) в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и направить на согласование в установленном законом порядке мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ, приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для исполнения решения суда в течение 4х месяцев после вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено - ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.В. Шевченко