Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноперекопский районный суд г. Ярославля (Ярославская область) |
Дата поступления | 08.04.2021 |
Дата решения | 19.05.2021 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Шевченко Ольга Владимировна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 99343a94-4e8e-375f-b52d-a6ee77870ff4 |
Дело №2-375/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.05.2021 года <адрес>
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Шевченко О.В., при секретаре ФИО7, с участием представителя истца – помощника прокурора г.ФИО8, ФИО12, лица в чьих интересах подан иск ФИО2, представителя ответчика– ГУ – УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) – ФИО13, представителя третьего лица органа опеки и попечительства администрации <адрес> – ФИО14, ФИО15, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Крым ФИО9 в интересах ФИО2 к Государственному учреждению – Государственному учреждению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (межрайонное), третьи лица орган опеки и попечительства администрации <адрес>, несовершеннолетние дети ФИО3, 2006 г.р., ФИО4, 2006 г.р., ФИО5, 2008 г.р. о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО2 с иском к Государственному учреждению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (межрайонное) о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с жалобой Уполномоченному по правам детей в <адрес>, которая была переадресована в прокуратуру Республики Крым, а в дальнейшем в прокуратуру <адрес>. Жалоба обосновывалась ФИО10 тем, что пенсионный фонд не принимает у нее заявление для получения выплат на опекаемых ею детей ФИО3, 2006 г.р., ФИО4, 2006 г.р., ФИО5, 2008 г.р. предусмотренных Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», с учетом Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» по 10000 руб. на каждого ребенка. ДД.ММ.ГГГГ пенсионный фонд дал ответ об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы ФИО2, прокуратура полагая что пенсионный фонд бездействует, обратилось в суд с данным иском, в котором просит признать бездействия пенсионного фонда незаконным, обязать принять у ФИО2 полный пакет документов для выплаты положенных социальных гарантий, и обязать назначить и выплатить по 10000 руб. на каждого ребенка гарантированных Указом Президента РФ 249 от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», с учетом Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О единовременной выплате семьям, имеющим детей»
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица в интересах детей привлечен орган опеки и попечительства администрации <адрес>.
Истец – пом.прокурора ФИО11, ФИО12 просили заявление удовлетворить.
Лицо в чьих интересах подано заявление ФИО2 просила иск удовлетворить.
представитель ответчика – Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (межрайонное) ФИО13, просила отказать в удовлетворении заявления.
Третье лица представители органа опеки и попечительства администрации <адрес> в интересах детей ФИО3. ФИО5. ФИО4 - ФИО14, ФИО15, просили иск удовлетворить.
Несовершеннолетние дети ФИО3. 2006 г.р., ФИО4. 2006 г.р. в суд не явились извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав явившиеся стороны, допросив свидетеля ФИО16 суд считает иск подлежащим удовлетворению частично.
Судом установлено, что ФИО20 (Тарасенкова) А.В. является опекуном малолетнего ФИО5, 2008 г.р., несовершеннолетней ФИО3, 2008 г.р. на основании решения Армянского городского совета № от 26.02.2009г..
ФИО20 (Тарасенкова) А.В. является опекуном несовершеннолетней ФИО4, 2008 г.р. на основании постановления администрации <адрес> №-п от 23.01.2019г.
На основании договора о приемной семьей № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО4)., № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО3, 2008 г.р.), № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО5, 2006 г.р.) заключенного между ФИО2 (опекун) и администрацией <адрес> (орган опеки попечительства) взяли обязательства по воспитанию приемных детей и оплате опекуну за оказываемым им услуги.
Предметом договора является п.1 в соответствии с настоящим Договором приемный родитель обязуется принять на воспитание в свою семью детей –приемный ребенок, а орган опеки попечительства на основании постановления администрации обязуется передать приемного ребенка на воспитание в приемную семью, производить выплату приемному родителю денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемного ребенка и иных выплат, а также предоставить меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Договором.
На основании п.2.3 вышеуказанных договоров приемный родитель получает денежное вознаграждение, предварительное разрешение на распоряжение счетом приемного ребенка в части расходования средств, причитающихся приемному ребенку в качестве алиментов, пенсий пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, пользуются мерами социальной поддержки в порядке установленном законодательством РФ и Республики Крым.
Согласно п.2.4 данного договора приемный родитель обязан воспитывать приемного ребенка, заботиться ор его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения образования, готовить его к самостоятельной жизни в том числе:
- защищать жизнь и здоровье, уважать человеческое достоинство приемного ребенка, соблюдать и защищать его права и интересы.
Согласно п.6.3. данного договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения одной из сторон своих обязанностей по настоящему Договору другая сторона вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в суд в установленном законом порядке.
На основании Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» установлено В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, постановляю: п.1.1. Произвести начиная с ДД.ММ.ГГГГ единовременную выплату в размере 10 000 рублей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до ДД.ММ.ГГГГ).
На основании Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» установлено - произвести в дополнение к социальным выплатам, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", единовременную выплату гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации и являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - граждане), в размере 10 000 рублей на каждого такого ребенка.
Правила осуществления указанных выплат утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 474.
Согласно п.3.2 Правил - Единовременная выплата в размере 10000 рублей осуществляется начиная с ДД.ММ.ГГГГ гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации, на каждого такого ребенка.
Согласно п.4.2 Правил - Для получения ежемесячной выплаты заявители или представители заявителей вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в любое время до ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее возникновения права на ежемесячную выплату.
4(2). Гражданам, получившим выплаты в соответствии с пунктами 4 и 4(1) настоящих Правил, единовременная выплата, предусмотренная пунктом 3(2) настоящих Правил, осуществляется без подачи заявления и документов.
По смыслу данных указов для получения данных выплаты опекун и ребенок должны иметь гражданство РФ.
По общему правилу в соответствии со ст.4 ч.1 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
ФИО2 является гражданином РФ зарегистрирована и проживает <адрес>, и не является матерью детей ФИО3, 2006 г.р., ФИО5, 2008 г.р., ФИО4, 2006 г.р.. Является опекуном.
Учитывая что дети ФИО3, 2006 г.р., ФИО5, 2008 г.р., ФИО4, 2006 г.р. находятся под опекой, а ФИО2 является их опекуном, поэтому к вопросу гражданства РФ детей применяется Указ Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ».
Согласно п.51 Указу Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ( с изменениями на период спорных правоотношений) «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» от ДД.ММ.ГГГГ N 1325 - 51. При отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. В данном запросе указываются:
сведения о лице, в том числе его место жительства на ДД.ММ.ГГГГ и позднее (страна, город или иной населенный пункт);
сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии);
основания направления запроса и его содержание.
К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.
Как следует из представленных суду документов - ДД.ММ.ГГГГ в отношении ребенка ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р. выдано повторное свидетельство о рождении, на обратной стороне свидетельства проставлена отметка о гражданстве РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. выдано повторное свидетельство о рождении, на обратной стороне свидетельства проставлена отметка о гражданстве РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. выдано повторное свидетельство о рождении, отметка о гражданстве отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ для получения мер социальной поддержки, предусмотренной Указом Президента № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей» ФИО2 обратилась через многофункционнальный центр. (л.д. 23), а также согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ в телефоном режиме.
Проведена проверка - а именно в телефонном режиме в ФИО2 установили ее статус по отношению к детям, осуществили запрос посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, статус мать – не подтвержден.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено отказное решение, по основаниям – отсутствует право – заявитель не относится к кругу лиц имеющих право на выплату.
Учитывая п.4.2. Правил осуществления указанных выплат утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 474 данный отказ является законным, учитывая что ФИО2 является опекуном, и соответственно должна лично подать заявление в пенсионный фонд.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 прибыла в пенсионный фонд для подачи заявления и документов.
В соответствии с п.10-12 Правил осуществления указанных выплат утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 474.
п.10 В заявлении о предоставлении ежемесячной выплаты или в заявлении о предоставлении единовременной выплаты указываются:
наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в который представляется заявление;
фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также его статус (мать, отец, ребенок, опекун или попечитель ребенка, мужчина - единственный усыновитель), контактный телефон. В случае изменения фамилии в скобках указывается фамилия, данная при рождении;
адрес места жительства, места пребывания или фактического проживания в Российской Федерации;
страховой номер индивидуального лицевого счета;
сведения о документе, удостоверяющем личность;
фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты актовой записи о рождении (номер, дата и наименование органа записи актов гражданского состояния, составившего запись), дата рождения, место рождения, гражданство, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии) ребенка (детей);
сведения о реквизитах счета, открытого на заявителя или законного представителя несовершеннолетнего ребенка, для перечисления выплаты (наименование учреждения банка, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), номер корреспондентского счета организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя, номер счета, открытый на заявителя или законного представителя несовершеннолетнего ребенка, назначение платежа);
сведения об ответственности за достоверность представленных сведений.
Указанные сведения подтверждаются подписью заявителя с проставлением даты заполнения заявления.
11. В случае подачи заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты представителем заявителя в заявлении дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 10 настоящих Правил, указываются:
фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя в соответствии с документом, удостоверяющим личность;
сведения о документе, удостоверяющем личность представителя заявителя;
сведения о документе, подтверждающем полномочия представителя заявителя (наименование, номер и серия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, сведения об организации, выдавшей документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, и дата его выдачи);
страховой номер индивидуального лицевого счета.
Указанные сведения подтверждаются подписью представителя заявителя с проставлением даты заполнения заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты.
Согласно пояснений свидетеля - специалиста пенсионного фонда ФИО16 предупрежденной об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, следует, что ДД.ММ.ГГГГ у нее на приеме была ФИО2, которая пришла с копиями документов, из которых следовало что только ребенок ФИО4, 2008 г.р. имеет гражданство РФ, остальные дети ФИО5, 2008 г.р., ФИО3, 2006 г.р. гражданства РФ не имеют. Она предложила ФИО2 подать заявление и документы в отношении ФИО4, а по остальным детям подать документы после того как она определиться с их гражданством. Однако ФИО2 отказалась от подачи заявления в отношении ФИО4, пояснив, что желает подать заявления по всем детям сразу. После этого ФИО2 ушла и больше не возвращалась. Также пояснила, что в случае подачи заявления на каждого из детей по отдельности, в таком случае выплаты производятся на отдельные счета каждого из детей, в случае если подается одно заявления на всех детей, то деньги перечисляются общей суммой на счет опекуна.
ФИО2 в суде пояснила, что действительно у детей ФИО5, 2008 г.р., ФИО3, 2006 г.р. в свидетельствах о их рождении не проставлены отметки о гражданстве, так как при обращении в ФМС ей выдали большой список документов, которые она должна собрать, но она работает и у нее не было времени заняться этим вопросом, поэтому только в сентябре 2020 она осуществила действия связанные с гражданством РФ ФИО18, 2008 г.р., а по ФИО3, 2006 г.р. не успела так как девочка ДД.ММ.ГГГГ получила паспорт гражданина РФ. Вновь в пенсионный фонд на личном приеме не обратилась, так как ей никто не пояснил что у нее срок подачи документов до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пояснений в суде представителя органа опеки и попечительства администрации <адрес> - ФИО15 следует, что ФИО2 неоднократно разъяснялось о необходимость решить вопрос по гражданству детей, но почему ФИО2 не сделала этого во время пояснить не может.
Таким образом до настоящего времени ФИО2 в пенсионный фонд с заявлением о получении выплат согласно Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», с учетом Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не обратилась, что свидетельствует о бездействии именно со стороны ФИО2, но требования к опекуну уполномоченными органами не предъявлялись, а суд лишен выйти за пределы заявленных требований
Отказывая в удовлетворении требований прокурора о признании бездействия пенсионного фонда незаконным, суд исходит из следующего.
Суд установил бездействие именно со стороны ФИО2.
В обосновании доводов истца о бездействии пенсионного фонда прокурор ссылается что при первичном обращении ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 через МФЦ пенсионным фондом дан немотивированный ответ, не проведена проверка, а при личном обращении ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ пенсионный фонд не принял заявление с полным пакетом документов.
Однако учитывая Правила осуществления указанных выплат утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 474 – а именно учитывая п.4.2. Правил данный отказ является законным, учитывая что ФИО2 является опекуном, и соответственно должна лично подать заявление в пенсионный фонд для возможности провести проверку предоставленных опекуном сведений. Однако при личном приеме ФИО2 заявление не подала, сведений об отказе в данном действии не установлено. ФИО2 лично приняла решение об обращении с одним заявлением в отношении всех трех детей после устранения недостатков по гражданству детей и предоставлением на личном приеме оригиналов документов.
Удовлетворяя заявление прокурора об обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Крым (межрайонное) принять заявление ФИО2 с документами согласно Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», с учетом Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. для рассмотрения по существу с принятием соответствующих решений по каждому из детей, суд исходит из того что при личном приеме ДД.ММ.ГГГГ специалист не разъяснила ФИО2 сроки подачи документов и список документов который необходимо подать указанный в Правилах осуществления указанных выплат утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 474, что привело к тому что ФИО2 в срок до ДД.ММ.ГГГГ не подала документы тем самым были нарушены права детей, что является недопустимым в правом, демократическом государстве.
Отказывая в удовлетворении иска прокурора об обязании совершить определенные действия, а именно произвести начисление и выплаты ФИО2 по данным Указам Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», с учетом Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О единовременной выплате семьям, имеющим детей», суд исходит из того, что для начисления выплат заявитель и исполнитель должны соблюсти Правила осуществления указанных выплат утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 474. Учитывая что ФИО2 не подавала заявление, соответственно сторонами не соблюден порядок урегулированный вышеуказанными Правилами и разрешение вопроса об обязании произвести начисление и выплаты без проведения проверки документов ФИО2 и опекаемых ею детей, является преждевременным.
Таким образом суд удовлетворяет исковые требования прокурора в интересах ФИО2 частично.
С учетом изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора <адрес> Республики Крым удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Крым (межрайонное) принять заявление ФИО2 с документами согласно Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», с учетом Указа Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. для рассмотрения по существу с принятием соответствующих решений по каждому из детей.
В остальной части иска отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.В. Шевченко