Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Заволжский районный суд г. Ярославля (Ярославская область) |
Дата поступления | 03.02.2022 |
Дата решения | 02.03.2022 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Пивоварова Татьяна Вадимовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 271894cc-09dd-35cc-8bcc-ed44d02647b5 |
Дело № 2а – 760/2022 УИД 76RS0022-01-2022-000448-53
Мотивированное решение изготовлено 15.03.2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
“ 02” марта 2022 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Т.В.,
при секретаре Дыдыкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное дело по административному иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля о признании незаконным приказа об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] В.В. обратился в суд с административным иском к КУМИ мэрии г. Ярославля о признании незаконным приказа об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В обоснование требований указал, что приказом председателя КУМИ мэрии г. Ярославля от 27.12.2021 № 5038 [СКРЫТО] В.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, общей площадью 1 000 кв.м.. расположенного по <адрес>. Основанием для вынесения указанного приказа послужило то обстоятельство, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, который в отношении данной территории отсутствует, образование испрашиваемого земельного участка не соответствует п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ. Ранее приказом председателя КУМИ мэрии г. Ярославля от 21.07.2020 № 2555 [СКРЫТО] В.В. также было отказано в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, поскольку его образование приводит к невозможности размещения объектов недвижимости: по запрашиваемому земельному участку проходит воздушная линия электропередачи до 1 кВ; часть запрашиваемого земельного участка расположена на территории улицы местного значения – <адрес>; вблизи запрашиваемого земельного участка расположен планируемый объект местного значения – автостанция; запрашиваемый земельный участок запользован (имеет ограждение); земельный участок не может быть предоставлен на праве аренды без проведения торгов в случае, если он полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка: запрашиваемый земельный участок расположен в СЗЗ планируемой автостанции, вблизи запрашиваемого земельного участка расположена временная автостоянка на 100 автомашиномест, в связи с чем не выдержаны санитарно-защитные расстояния. Решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 09.11.2020 данный приказ признан незаконным, административного ответчика суд обязал повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] В.В. о предоставлении земельного участка.
В административном исковом заявлении административный истец указывает, что при повторном рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка КУМИ мэрии г. Ярославля выявило иную причину для отказа в удовлетворении заявления [СКРЫТО] В.В., не отраженную в приказе от 21.07.2020 № 2555, тогда как решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и изначально содержать все основания для отказа. Обратное свидетельствует о недобросовестности административного ответчика.
В судебном заседании административный истец [СКРЫТО] В.В., его представитель Камалов И.М. доводы административного иска поддержали, пояснили, что вблизи запрашиваемого земельного участка по адресу: <адрес>, многоквартирных домов нет, доказательства обратного административным ответчиком не представлены, обстоятельства, изложенные в оспариваемом приказе, основаны лишь на предположениях административного органа.
Административный ответчик в лице представителя по доверенности Кофановой О.С. по доводам иска возражала, указала, что образование земельных участков в границах планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, возможно исключительно в соответствии с проектом межевания территории. В рассматриваемом случае проект межевания отсутствует. Вывод о наличии на спорной территории многоквартирных домов следует из схемы расположения земельных участков, на которой отображены объекты недвижимости – двухэтажные жилые дома, в которых не исключается наличие двух и более квартир (многоквартирные жилые дома).
Заслушав административного истца, его представителя Камалова И.М., представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, административный истец первоначально 25.06.2020 обратился с заявлением в КУМИ мэрии г. Ярославля о предварительном согласовании предоставления земельного участка, общей площадью 1 000 кв.м.. расположенного в <адрес>. Основанием для обращения послужило то обстоятельство, что многодетная семья административного истца в результате взрыва бытового газа в многоквартирном жилом <адрес> лишилась единственного постоянного места жительства. Истец состоит на очереди на получение земельных участков в администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (порядковый №). Приказом председателя КУМИ мэрии г. Ярославля от 21.07.2020 № 2555 [СКРЫТО] В.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Основаниями к отказу послужили следующие факты:
- образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ), а именно: по запрашиваемому земельному участку проходит воздушная линия электропередачи до 1 кВ; часть запрашиваемого земельного участка расположена на территории улицы местного значения – <адрес>; вблизи запрашиваемого земельного участка расположен планируемый объект местного значения – автостанция; запрашиваемый земельный участок запользован (имеет ограждение);
- земельный участок не может быть предоставлен на праве аренды без проведения торгов в случае, если он полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (подп. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ), а именно: запрашиваемый земельный участок расположен в СЗЗ планируемой автостанции; вблизи запрашиваемого земельного участка расположена временная автостоянка на 100 автомашиномест, в связи с чем не выдержаны санитарно-защитные расстояния.
Решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 09.11.2020 данный приказ признан незаконным, административного ответчика суд обязал повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] В.В. о предоставлении земельного участка.
При повторном рассмотрении заявления [СКРЫТО] В.В. КУМИ мэрии г. Ярославля издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, общей площадью 1 000 кв.м., расположенного по <адрес>, поскольку образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, который в отношении данной территории отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного Кодекса.
В пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 указанного Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22, 23 статьи 39.16 данного Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 названного Кодекса.
В силу п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 6 ст. 11.19 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из представленной в материалы дела схемы расположения земельных участков усматривается, что представленный на утверждение вариант расположения земельного участка приведет к образованию земельного участка, имеющего прямоугольную форму, содержащий 4 угла, границы участка имеют 4 поворотные точки с соответствующими координатами, одна из границ примыкает к границе смежного земельного участка с кадастровым номером 76:23:020803:31, доступ на земельный участок не ограничен.
Более того, при составлении заключения о возможности использования и предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ департамент градостроительства мэрии г. Ярославля данное основание (вклинивание, вкрапливание, изломанность границ) для отказа приведено не было.
В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса (часть 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ (часть 2).
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений (пункт 4 части 3 статьи 11.3 ЗК РФ).
Согласно Карте градостроительного зонирования испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж.4. В непосредственной от него близости отсутствуют жилые дома, являющиеся многоквартирными, что усматривается из представленных административным ответчиком фототаблиц и выписок из ЕГРН. Наличие на указанной территории двухэтажных жилых домов само по себе не свидетельствует о том, что такие дома являются многоквартирными. Административным ответчиком в нарушение положений ст. 62 КАС РФ достаточных доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Оценив все обстоятельства в их совокупности, суд находит административный иск [СКРЫТО] В.В. подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемый приказ председателя КУМИ мэрии г. Ярославля от 27.12.2021 № 5038 противоречит требованиям законодательства и нарушает права административного истца.
Следует отметить, что требования административного истца об обязании ответчика утвердить схему расположения земельного участка, заявлены необоснованно, поскольку суд не вправе предрешать разрешение вопросов, отнесенных к компетенции органа местного самоуправления.
При этом применение восстановительной меры в виде возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка, будет являться исполнимой в рамках предоставленных КУМИ мэрии г. Ярославля полномочий и будет соответствовать предмету заявленных требований, направленных на восстановление нарушенного права [СКРЫТО] В.В.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 103, 227, 28, 298 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля удовлетворить.
Признать незаконным и отменить приказ Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля от 27.12.2021 № 5038 об отказе [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в предоставлении земельного участка, из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля в течение месяца со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о предоставлении земельного участка от 25.06.2020, направив в Заволжский районный суд г. Ярославля сведения об исполнении судебного решения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В.Пивоварова