Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Дзержинский районный суд г. Ярославля (Ярославская область) |
Дата поступления | 12.11.2020 |
Дата решения | 28.01.2021 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Фомина Т.Ю. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | bfdeac72-fbd4-3a4f-8790-151e8cf2e90f |
Решение принято в окончательной форме 15 февраля 2021 г.
Дело № 2а-554/2021
УИД: 76RS0016-01-2020-004741-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2021 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Фоминой Т.Ю., при помощнике Рогозиной П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля к [СКРЫТО] Александре Васильевне, [СКРЫТО] Евгении [СКРЫТО] о взыскании налога на имущество физических лиц, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля обратилась в суд с административным иском к [СКРЫТО] Александре Васильевне, 07 мая 2010 года рождения, о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017, 2018 гг. в сумме 2 045 руб., пени – 28 руб. 44 коп., мотивируя тем, что административный ответчик в установленный законом срок не исполнил обязанность по уплате налогов. Одновременно административный истец просил восстановить срок для обращения в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что срок пропущен по уважительной причине.
Определением судьи Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФИО2
Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
На основании представленных истцом сведений, выписки из ЕГРН, судом установлено, что несовершеннолетней ФИО1 принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 62,9 кв.м по адресу: <адрес>Б, <адрес>, право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ
Глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая налогообложение недвижимого имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости, принята в 2014 году и введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. В силу п. 3 ст. 403 НК РФ налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.
В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
На основании п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №-СБ/<адрес> по вопросу установления коэффициента-дефлятора на 2014 г. в целях применения Закона №, учитывая действующий порядок установления коэффициентов-дефляторов, а также сроки вступления в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом № 306-ФЗ, коэффициент-дефлятор, применяемый в целях исчисления налога на имущество физических лиц, может быть установлен только в 2014 г. на 2015 г. и последующие годы.
Налоговая ставка налога на имущество физических лиц в <адрес> установлена решением муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения составляла 0,1% - в отношении жилых домов, квартир, комнат кадастровой стоимостью до 2000000 рублей включительно, 0,15% в отношении жилых домов и жилых помещений (квартир, комнат) кадастровой стоимостью от 2000001 рубля до 5000000 рублей включительно.
Расчет налога судом проверен, представляется правильным, так как произведен по формуле, предусмотренной пунктом 8 статьи 408 НК РФ, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, доли административного ответчика в праве общей долевой собственности на квартиру, налоговой ставки, с учетом коэффициента к налоговому периоду.
Расчет налога за 2015 г.: (2 023 176 руб. х 1/3 х 0,15% - 181 руб.) х 0,2 + 181 руб. = 347 руб., где 2 023 176 руб. – кадастровая стоимость квартиры, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, 181 руб. – размер налога на имущество физических лиц за 2014 г., рассчитанного исходя из инвентаризационной стоимости квартиры.
Расчет налога за 2016 г.: (2 023 176 руб. х 1/3 х 0,15% - 181 руб.) х 0,4 + 181 руб. = 513 руб.
Расчет налога за 2017 г.: 513 руб. х 1,1 = 564 руб., где 513 руб. – размер налога на имущество физических лиц за 2016 г.
Расчет налога за 2018 г.: 564, 3 руб. х 1,1 = 621 руб., где 564,3 руб. – размер налога на имущество физических лиц за 2017 г.
Общая сумма налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017, 2018 гг. составила 2 045 руб. (247 руб. + 513 руб. + 564 руб. + 621 руб.).
Установленный законом срок уплаты налога истек. Как следует из материалов дела, карточки расчета с бюджетом, задолженность ФИО1 по налогу на имущество физических лиц не погашена до настоящего времени. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Поскольку налог на имущество физических лиц административными ответчиками не уплачен, административным истцом обоснованно начислены пени на сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 руб. 94 коп., по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 руб. 26 коп., по налогу на имущество физических лиц за 2018 год. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 руб. 24 коп., всего пени – 28 руб. 44 коп.Расчет пени произведен административным истцом в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ, с учетом размера задолженности по налогам и периода допущенной административными ответчиками просрочки.
На основании п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент его рождения (статья 17), в ее содержание входит, в частности, возможность иметь имущество на праве собственности (статья 18); способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста (пункт 1 статьи 21).
Семейным кодексом Российской Федерации устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54); ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов; защита прав и законных интересов ребенка осуществляется в первую очередь родителями (пункт 1 статьи 56); родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами (пункт 1 статьи 64).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П разъяснено, что как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу Гражданского кодекса Российской Федерации нести бремя содержания принадлежащего им имущества (статья 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (статья 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
Согласно записи акта о рождении, представленной Управлением ЗАГС <адрес>, матерью несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является административный ответчик ФИО2, которая в силу перечисленных выше норм является надлежащим ответчиком по требованиям Инспекции ФНС России по <адрес>. Будучи законным представителем несовершеннолетнего собственника недвижимого имущества, именно она была обязана уплачивать за него законно установленные налоги и сборы.
Порядок взыскания налога административным истцом соблюден. Из дела видно, что Инспекция ФНС России по <адрес> направляла в адрес налогоплательщика налоговые уведомления и требования об уплате налогов за 2015, 2016, 2017, 2018 годы. Данное обстоятельство подтверждено налоговыми уведомлениями, требованиями и реестрами почтовых отправлений.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем третьим данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При этом абзацем 2 пункта 3 указанной статьи предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В данном случае предусмотренный частью 2 статьи 286 КАС РФ шестимесячный срок для обращения в суд следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента истечения трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования № об уплате налога за 2015 г. сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ Данный срок истек ДД.ММ.ГГГГ
Из дела видно, что с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в предусмотренный законом срок. Однако определением мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано. В суд с настоящим административным иском Инспекция ФНС России по <адрес> обратилась ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, срок для обращения в суд административным иском истцом пропущен. Нарушение срока составило 26 дней.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что налоговым органом последовательно принимались меры ко взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченной суммы налогов, в связи с чем, поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск.
Нарушение срока является незначительным, заявление о вынесении судебного приказа было подано в установленный законом срок. Копия определения мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа получена административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией сопроводительного письма с отметкой Инспекции ФНС России по <адрес> о принятии. Административное исковое заявление предъявлено в суд в течение двадцати семи дней с момента получения административным истцом определения мирового судьи. Данный срок был необходимым административному истцу для подготовки и подачи административного иска.
При таких обстоятельствах дела суд пришел к выводу о том, что срок для обращения в суд с административным иском пропущен Инспекцией ФНС России по <адрес> по уважительной причине и поэтому подлежит восстановлению.
Установленный законом срок уплаты налога истек. Налог на имущество физических лиц за 2015 г., 2016 г., 2017 г., 2018 г. в сумме 2045 руб., а также пени в размере 28 руб. 44 коп. до настоящего времени не уплачены.
Со стороны административного ответчика суду не представлено каких-либо возражений по существу административного иска, доказательств, опровергающих доводы административного истца, расчет задолженности, в том числе не представлено доказательств уплаты налога на имущество физических лиц.
С учетом изложенного, с ФИО2 в бюджет <адрес> следует взыскать налог на имущество физических лиц за 2015 г., 2016 г., 2017 г., 2018 г. в сумме 2 045 руб., а также пени – 28 руб. 44 коп., всего – 2 073 руб. 44 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с [СКРЫТО] Евгении [СКРЫТО] в бюджет г. Ярославля налог на имущество физических лиц за 2015 г., 2016 г., 2017 г., 2018 г. в сумме 2 045 руб., пени – 28 руб. 44 коп., всего – 2 073 руб. 44 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Фомина