Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Кировский районный суд г. Ярославля (Ярославская область) |
Дата поступления | 19.01.2018 |
Дата решения | 22.03.2018 |
Статьи кодексов | ст. 17.15 ч.2 КоАП РФ |
Судья | Нувахова Ольга Анатольевна |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | 59dd14ac-e364-36af-b23a-53f3a8427b19 |
Дело № 12 - 104/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 22 марта 2018 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Нувахова О.А.
при секретаре Бондаревой Е.Ю.
рассмотрев жалобу мэрии города Ярославля на постановление № 494 от 29.12.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении мэрии города Ярославля, вынесенное начальником отдела - старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО 1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 494 от 29.12.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении мэрии города Ярославля, вынесенным начальником отдела - старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО 1, мэрия города Ярославля признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ с применением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Из постановления следует, что в межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области на исполнении находится исполнительное производство от 16.07.2013г. № 16623/16/76025-ИП, предмет исполнения: обязать мэрию г. Ярославля в срок до 01 июля 2013 года обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны № 302, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, д. 79, п. 2-4, к приему укрываемых в военное, время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, а именно: восстановить работоспособность инженерной системы вентиляции, водоснабжения, энергоснабжения и канализации путем монтажа фильтровентиляционного оборудования, подключения электродвигателя фильтровентиляционного оборудования к системе энергоснабжения, установки сантехнического оборудования (унитаза и раковины), обеспечения подачи воды в защитное сооружение гражданской обороны, восстановления работоспособности системы энергоснабжения (замена лампочек, проводки), укомплектовать пожарный щит защитного сооружения гражданской обороны пожарным имуществом путем размещения двух огнетушителей, лопаты, лома, багра, емкости с песком, восстановить герметичность защитного сооружения путем установки герметичных дверей, окрасить: воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых – в белый цвет; воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров – поглотителей) – в желтый цвет; трубы электропроводки и канализационные трубы – в черный цвет, водопроводные трубы, трубы системы отопления – в коричневый цвет; окрасить стены, потолки и перегородки защитного сооружения в светлые тона; обеспечить защитное сооружение документацией, предусмотренной п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ № 583 от 15 декабря 2002 года (паспорт убежища с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал проверки состояния убежища; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим убежища; план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних сетей, 17.07.2013 должнику вручено постановление о возбуждении исполнительного производства. 26.08.2014 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. 05.06.2015 г. начальником отдела – старшим судебным приставом вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В рамках исполнительного производства 23.08.2017 г. должнику вручено постановление о назначении нового срока исполнения до 02.10.2017 г. Должник поставлен в известность о том, что в соответствии с ч.2 ст.105, ст. 113 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при неисполнении требований исполнительного документа неимущественного характера после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора без уважительных причин к должнику будут применены штрафные санкции, предусмотренные ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
27.12.2017 г. составлено извещение о том, что протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ будет составляться в 14-00 час. 28.12.2017 г. Извещение должником получено по электронной почте 27.12.2017 г. При составлении протокола об административном правонарушении представитель должника-организации - мэрии г.Ярославля не присутствовал. Таким образом, мэрия города Ярославля совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ-неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Копия постановления получена мэрией города Ярославля 10.01.2018 г.
В установленный законом срок в Кировский районный суд г.Ярославля поступила жалоба мэрии города Ярославля, мотивированная тем, что постановление № 494 вынесено за рамками срока давности привлечения к административной ответственности. Постановление не основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, не установлено, что у мэрии города Ярославля имелась возможность для выполнения требования судебного пристава-исполнителя в установленный им срок, но мэрией города не были приняты все зависящие от нее меры по его соблюдению. 31.07.2015 г. вступили в силу изменения в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». Кроме того, судебный пристав-исполнитель в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об исполнительном производстве», исходя из специфики предмета исполнения - проведение работ по ремонту защитного сооружения, а также исходя из правового положения должника в исполнительном производстве - органа местного самоуправления, обязанного законодательством к выполнению конкурсных процедур при расходовании бюджетных средств, вправе определить этапность выполнения работ по исполнению судебного решения и установить для каждого из этапов разумный срок его выполнения, контролировать исполнение данных сроков и принимать установленные законом меры в случае их нарушения должником. Помимо этого мэрия города Ярославля считает, что при формальном нарушении установленного срока само по себе это нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, а потому является малозначительным.
В судебное заседание представитель мэрии города Ярославля не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Должностное лицо межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом.
Считаю возможным рассмотреть жалобу мэрии города Ярославля при имеющейся явке.
Исследовав письменные материалы дела, нахожу постановление по делу об административном правонарушении в отношении мэрии города Ярославля подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Срок давности привлечения мэрии города Ярославля к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в силу ст.4.5 КоАП РФ составляет один год и на момент вынесения обжалуемого постановления не истек. Доводы жалобы мэрии города Ярославля в этой части являются необоснованными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении приводит к выводу о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено нарушение права мэрии города Ярославля на защиту.
Так, о составлении протокола об административном правонарушении 28.12.2017 г. мэрия города Ярославля извещена по электронной почте 27.12.2017 г. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела (рассмотрение дела назначено на 29.12.2017 г. в 09 часов 30 минут.) вынесено в 14 час 10 минут. 28.12.2017 г., направлено в адрес мэрии города Ярославля по электронной почте 28.12.2017 г. При этом 29.12.2017 г. являлся последним рабочим днем года, перед длительными выходными. Предоставленного времени было явно недостаточно ни для подготовки к участию в составлении протокола по делу об административном правонарушении, ни для подготовки к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении. Защитник мэрии города Ярославля не участвовал при составлении протокола по делу об административном правонарушении и при рассмотрении дела. Защитник мэрии города Ярославля был лишен возможности дать объяснения по делу, привести свои доводы и возражения относительно протокола по делу об административном правонарушении.
Из обстоятельств дела следует, решением Кировского районного суда г.Ярославля. вступившим в законную силу 18.10.2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Кировского района г.Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля, на мэрию города Ярославля о возложена обязанность в срок до 01.07.2013 г. обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны №302, расположенного по адресу г.Ярославль, ул.Свободы, д.79 п.2-4, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени путем выполнения ряда мероприятий, изложенных в тексте решения.
01.07.2013 г. прокурором Кировского района г.Ярославля предъявлен исполнительный лист в Кировский РОСП г.Ярославля УФССП России по Ярославской области.
16.07.2013 г. на основании данного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство в отношении мэрии г.Ярославля, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
19.08.2013 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с мэрии города Ярославля исполнительского сбора.
05.06.2015 г. постановлением № 39 начальника отдела-старшего судебного пристава Кировского РОСП г.Ярославля УФССП России по Ярославской области мэрия города Ярославля признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в сумме 30000 рублей. Постановление было обжаловано мэрией города Ярославля в суд, жалоба оставлена без удовлетворения. Постановление вступило в законную силу 17.08.2015 г.
07.12.2016 г. исполнительное производство передано для исполнения в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области.
23.06.2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения - до 01.08.2017 г.
16.08.2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении мэрии города Ярославля нового срока исполнения - до 02.10.2017 г.
Из текста этого постановления следует, что должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не исполнены.
Мэрии города Ярославля вменяется в вину неисполнение неимущественных требований исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Между тем, в нарушение ст.29.10 КоАП РФ текст постановления не содержит указания на установление факта неисполнения требований исполнительного документа мэрией города Ярославля во вновь назначенный срок и на доказательства, которыми подтверждается данное обстоятельство.
В материалах исполнительного производства также отсутствуют данные о том, что после привлечения мэрии города Ярославля к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ проводилась проверка факта исполнения решения Кировского районного суда г.Ярославля от 02.08.2012 г. Из жалобы мэрии города Ярославля следует, что решение суда частично исполнено и продолжает исполняться. Объяснений по данным обстоятельствам у должника не истребовано, факт неисполнения и причины возможного неисполнения решения суда, согласно материалам дела об административном правонарушении, не устанавливались.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо прочего, виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Сведения об исполнении решения суда представлялись мэрией города Ярославля в материалы исполнительного производства, однако не были учтены при вынесении постановления № 494 от 29.12.2017 г. Наличие возможности у мэрии города Ярославля исполнить требования исполнительного документа в установленный срок, который составляет полтора месяца - с 16.08.2017 г. по 02.10.2017 г., начальником отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области при рассмотрении дела об административном правонарушении не проверялось.
С учетом объема требований исполнительного документа, положений законодательства о порядке заключения контрактов органом местного самоуправления, предусматривающем конкурентные способы закупок, продолжительности процедуры закупок, прихожу к выводу, что срок, установленный постановлением от 16.08.2017 г., не являлся разумным и достаточным; неисполнение решения суда в этот срок было обусловлено объективными причинами.
При таких обстоятельствах вины мэрии г. Ярославля в неисполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок не имеется.
Таким образом, в действиях мэрии г. Ярославля отсутствует субъективная сторона как необходимый элемент состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного постановление по делу об административном правонарушении №494 начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области ФИО 1 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15. КоАП РФ, в отношении мэрии г. Ярославля – прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление № 494 от 29.12.2017 г., вынесенное начальником отдела -старшим судебным приставом Межрайонного ОСП по ОИП УФССП России по Ярославской области ФИО 1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении мэрии города Ярославля отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья О.А.Нувахова