Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Гаврилов-Ямский районный суд (Ярославская область) |
Дата поступления | 29.06.2022 |
Дата решения | 28.07.2022 |
Категория дела | исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительского действий и исполнительного сбора |
Судья | Малинина Ю.Я. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | fd29314e-f672-3838-9fe3-db27b87bd5b6 |
Дело № 2а-448/2022 Решение в окончательной форме принято 03.08.2022 года
УИД 76RS0003-01-2022-000614-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 года г. Гаврилов-Ям |
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Малининой Ю.Я.,
при секретаре Ремизовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации Великосельского сельского поселения к Гаврилов-Ямскому РОСП УФССП России по Ярославской области об уменьшении размера исполнительского сбора и о предоставлении отсрочки исполнения постановления о взыскании исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Администрация Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области обратилась в суд с административным иском к Гаврилов-Ямскому РОСП УФССП России по Ярославской области об уменьшении на ? размера исполнительского сбора, наложенного 28.02.2022г. в рамках исполнительного производства №-ИП от 08.02.2022г., а также предоставлении отсрочки уплаты исполнительского сбора сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что решением Гаврилов-Ямского районного суда от 23.07.2020г. по гражданскому делу № удовлетворен иск прокурора о понуждении обратиться в орган регистрации права с заявлением. На основании данного решения 08.02.20222г. судебным приставом-исполнителем Гаврилов-Ямского ФИО1 России по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП. В связи с неисполнением решения суда 28.02.2022г. судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. Для выплаты исполнительского сбора необходимы бюджетные средства, однако бюджет на 2022г. уже утвержден, расходные обязательства для целей уплаты исполнительского сбора предусмотрены не были. Вместе с тем 10.06.2022г. администрацией в муниципальный Совет направлено письмо о рассмотрении возможности перераспределения бюджетных средств на 2022 год в целях уплаты исполнительского сбора. Поскольку формирование бюджета на 2023 год осуществляется до 01.01.2023г., административный истец просит предоставить отсрочку уплаты сбора до 01.03.2023г.
На основании определений суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены заместитель старшего судебного пристава Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области и Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области.
Представитель административного истца – Администрации Великосельского сельского поселения в судебное заседание не явился, ходатайцствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители административных ответчиков Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области, УФССП России по Ярославской области, заместитель старшего судебного пристава Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзывы на административный иск, в которых просили отказать административному истцу в удовлетворении иска.
Представитель заинтересованного лица – помощник прокурора Гаврилов-Ямского района Мокошина Т.А. возражала против удовлетворения иска в части предоставления отсрочки уплаты сбора полагая, что у должника было достаточно времени для исполнения судебного решения и уплаты сбора. Не возражала против уменьшения размера сбора.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 названного Федерального закона).
Судом установлено, что решением Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 22.06.2020 года по гражданскому делу № 2-258/2020 удовлетворены требования прокурора Гаврилов-Ямского района. Постановлено возложить на Администрацию Великосельского сельского поселения Ярославской области обязанность в срок до 01 октября 2020 года обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – автомобильную дорогу, расположенную в границах муниципального образования Великосельское сельское поселение Ярославской области по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, с. Великое, ул. Гагаринская. Решение суда вступило в законную силу 23.07.2020 года, истцу выдан исполнительный лист.
На основании выше указанного судебного решения и исполнительного документы 08 февраля 2022 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава-исполнителя Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаевой М.М. в отношении Администрации Великосельского сельского поселения возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава-исполнителя Гаврилов-Ямского ФИО1 России по Ярославской области Ермолаевой М.М. от 28.02.2022г. с Администрации Великосельского сельского поселения взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей 00 копеек и установлен новый срок исполнения до 21.03.2022г.
Согласно материалам исполнительного производства №-ИП, справке Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области от 25.07.2022 года, по состоянию на указанную дату требования исполнительского документы не исполнены.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Принимая во внимание, что административный истец в добровольном порядке не выполнил в установленный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, суд приходит к выводу о том, что постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаевой М.М. от 28.02.2022г. о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения является законным.
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 13-П от 30 июля 2001 года, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Принимая во внимание приведенные нормы права, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о том, что взыскание исполнительского сбора является законным и обоснованным, так как должником требования исполнительного документа в установленный срок не выполнены.
Оснований для освобождения административного истца в полном объеме от уплаты исполнительского сбора либо для предоставления отсрочки его уплаты сроком до 01.03.2023г. суд не усматривает. При рассмотрении дела судом не установлено отсутствие вины административного истца в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа. Суд учитывает, что судебный акт длительный срок, более 2 лет, не исполняется должником, в связи с чем предоставление отсрочки уплаты исполнительского сбора, по мнению суда, не будет способствовать надлежащему и своевременному исполнению требований исполнительного документа, а также приведет к нарушению баланса интересов сторон.
Вместе с тем, суд принимает во внимание то обстоятельство, что административным истцом принимались меры по исполнению решения суда и исполнительное производство окончено в связи с исполнением должником требований исполнительного документа в полном объеме. Учитывая сумму задолженности, предпринятые административным истцом меры к изысканию денежных средств в целях уплаты сбора, суд полагает, что указанные обстоятельства объективно свидетельствуют о возможности уменьшения исполнительского сбора.
Таким образом, суд полагает возможным уменьшить на 1/4 размер взыскиваемого с Администрации Великосельского сельского поселения исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаевой М.М. от 28.02.2022г. о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до 37500 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Администрации Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области (ИНН №) удовлетворить частично.
Размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации Великосельского сельского поселения Ярославской области по постановлению заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя Гаврилов-Ямского РОСП УФССП России по Ярославской области Ермолаевой М.М. от 28.02.2022г. о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, уменьшить на одну четверть, то есть до 37500 рублей 00 копеек.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области.
Судья Ю.Я. Малинина