Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ярославский областной суд (Ярославская область) |
Дата поступления | 30.12.2016 |
Дата решения | 06.02.2017 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Нуждин Сергей Валерьевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 4c1d17fc-6ff5-36a2-bd44-38e32d7d90a0 |
Дело № 3а-38/2017
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 06 февраля 2017 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Ошмариной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя [СКРЫТО] Е.Д. по доверенности Муняковой А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
[СКРЫТО] Е.Д. в лице своего представителя Муняковой А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации торгового центра, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление обосновано следующим: на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Е.Д. является арендатором спорного земельного участка. Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 22 июня 2016 года №704-п кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года утверждена в размере <данные изъяты> рублей.
[СКРЫТО] Е.Д. произведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету Организация1 № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка на указанную дату определена оценщиком в размере <данные изъяты> рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель [СКРЫТО] Е.Д. по доверенности Васильева О.А. заявление поддержал.
Управление Росреестра по [СКРЫТО] [СКРЫТО] представило в суд отзыв на заявление, в котором просило рассмотреть дело в отсутствии представителя. Подтвердило размер кадастровой стоимости земельного участка, оспариваемой административным истцом.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по [СКРЫТО] [СКРЫТО] представлен отзыв на заявление [СКРЫТО] Е.Д., в котором административный ответчик оставляет разрешение заявления на усмотрение суда. Указано, что спорный земельный участок вошел в перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2015 года, его кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> рублей.
Иные участники процесса в судебное заседание представителей не направили, мнения по административному иску не высказали.
Заслушав представителя [СКРЫТО] Е.Д. по доверенности Васильеву О.А., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что требование [СКРЫТО] Е.Д. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что [СКРЫТО] Д.Е. является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации торгового центра, расположенного по адресу: <адрес>. Полномочия арендодателя земельных участков осуществляет уполномоченный орган – Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля в лице МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля».
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными [СКРЫТО] Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: [СКРЫТО] Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности [СКРЫТО] [СКРЫТО], и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в [СКРЫТО] [СКРЫТО], утвержденного постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельного участка, находящегося в государственной собственности, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого он является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий заявителю на праве аренды, вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 01 января 2015 года – дату проведения последней государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Ярославля.
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 26 июня 2016 года № 704-п. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.
Административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету Организация1 № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.
[СКРЫТО] Е.Д. в обоснование своей позиции представлено положительное заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости подтверждена.
С учетом выводов указанной экспертизы, а также отсутствия доводов со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц о необоснованности представленного заявителем отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка административного истца.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения лица с заявлением в суд об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, т.е. – ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 22 июня 2016 года №704-п утверждены результаты новой кадастровой стоимости земель поселений города Ярославля, в том числе и земельного участка с кадастровым номером №. Новая кадастровая стоимость утверждена 05 июля 2016 года (дата вступления постановления в законную силу). Вместе с тем, датой внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в отношении данного земельного участка является 08 июля 2016 года, именно с этой даты должна применяться для арендных платежей новая кадастровая стоимость (пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
Поскольку административный истец обратился с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, то установленная судом кадастровая стоимость земельного участка применяется с 08 июля 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление представителя [СКРЫТО] Е.Д. по доверенности Муняковой А.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации торгового центра, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с 08 июля 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Нуждин