Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ярославский областной суд (Ярославская область) |
Дата поступления | 30.12.2016 |
Дата решения | 30.01.2017 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Преснов Владимир Семенович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 367bd385-59a5-3232-87f5-8f73be7eeeeb |
Дело № 3а-3017 Изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Ярославль 30 января 2017г.
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при секретаре Котовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] О.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО ДД.ММ.ГГГГ к Правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО], Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [СКРЫТО] [СКРЫТО], ФГБУ «Федеральной кадастровой палате федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
Установил:
В административном исковом заявлении [СКРЫТО] О.А., действующая также в интересах несовершеннолетней дочери ФИО ДД.ММ.ГГГГ, просит установить кадастровую стоимость равной рыночной в отношении земельных участков:
- площадью <данные изъяты> кв. метра с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения временной автостоянки для индивидуального автотранспорта на <данные изъяты> машино-мест с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,
- площадью <данные изъяты> кв. метра с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства временной автостоянки, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,
- внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости.
Административные исковые требования мотивированы тем, что земельные участки принадлежат истцам на праве аренды. Установленная постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, чем затрагиваются права административных истцов при расчете и уплате арендной платы.
В судебном заседании административный истец [СКРЫТО] О.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимала.
Представитель административного истца по доверенности Казаков А.Л. заявленные требования поддержал.
Административные ответчики [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], Управление Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра по [СКРЫТО] [СКРЫТО], ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра», заинтересованные лица Департамент имущественных и земельных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО], МКУ «Агентство по аренде земельных участков г. Ярославля», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра по [СКРЫТО] [СКРЫТО], ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра», Департамента имущественных и земельных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО], МКУ «Агентство по аренде земельных участков г. Ярославля» поступили письменные объяснения по иску, в которых возражений относительно представленных административным истцом отчета оценки рыночной стоимости земельного участка и экспертного заключения не изложены.
МКУ «Агентство по аренде земельных участков г. Ярославля» в письменном объяснении указало, что возражает против удовлетворения административных исковых требований.
Департамент имущественных и земельных отношений [СКРЫТО] [СКРЫТО] в своем письменном объяснении обратил внимание на то, что предметом оспаривания является кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 20.09.2011г. № 702-п. К настоящему времени вступило в законную силу Постановление Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 20.06.2016г. № 704-п, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов город Ярославль, города Рыбинск и город Переславль Залесский [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
[СКРЫТО] О.А. и несовершеннолетняя ФИО являются арендатором вышеуказанных земельных участков на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ. № (земельный участок с кадастровым номером №), от ДД.ММ.ГГГГ № (земельный участок с кадастровым номером №). Право аренды перешло к ним в порядке наследования после смерти прежнего арендатора ФИО.
Данные обстоятельства подтверждаются договорами аренды, дополнительным соглашением к договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ. и другими материалами дела.
Земельные участки предоставлены в аренду на неопределенный срок.
Таким образом, договора аренды являются действующим, административный истец несет обязанность по оплате арендной платы.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными [СКРЫТО] Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: [СКРЫТО] Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности [СКРЫТО] [СКРЫТО], и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в [СКРЫТО] [СКРЫТО], утвержденного постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельных участков являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.
Суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого он является.
Земельные участки поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости: с кадастровым номером № - ДД.ММ.ГГГГ., с кадастровым № – ДД.ММ.ГГГГ., вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной оценки земель населенных пунктов [СКРЫТО] [СКРЫТО], результаты которой утверждены постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] 20.09.2011г. № 702-п.
Так как предметом оспаривания является кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 20.09.2011г. № 702-п, датой определения кадастровой стоимости земельного участка является ДД.ММ.ГГГГ.
Административным истцом представлен отчет ООО <данные изъяты> № оценки рыночной стоимости земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В отчете рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в размере <данные изъяты> рублей, с кадастровым номером № – в размере <данные изъяты> руб.
В соответствии с экспертным заключением Российского общества оценщиков № от ДД.ММ.ГГГГ отчет ООО <данные изъяты> № соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждается.
С учетом выводов указанной экспертизы, а также отсутствия доводов со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц о необоснованности представленного административным истцом отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельных участков.
Согласно ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств являются отчет независимого оценщика, положительное экспертное заключение, которые подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Отчет об оценке земельных участков составлен специалистами, имеющими права на проведение подобного рода оценки.
Представленный отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки.
Из данного отчета следует, что оценщик проанализировал рынок объектов оценки, в том числе представил обзор коммерческой недвижимости (земельных участков).
Для определения рыночной стоимости объектов оценки использован сравнительный подход. В отчете также изложено обоснование отказа от использования затратного и доходного подходов, приведен анализ рынка, описание процесса оценки.
В разделах ...,... отчета приведен расчет рыночной стоимости объектов, в которых подробно изложены последовательность оценки объектов сравнительным подходом, данные для сравнения аналогов с объектами оценок.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.
Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Административный истец представил в обоснование своей позиции положительное экспертное заключении.
Данное экспертное заключение составлено в полном соответствии с требованиями норм права, регламентирующие порядок проведения подобного рода экспертиз и составления экспертного заключения.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Особенности проведения экспертизы отчета об определении отдельного вида стоимости объекта оценки (в частности, кадастровой стоимости), в том числе в части подтверждения стоимости объекта оценки (далее - особенности проведения экспертизы отчета), устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Порядок проведения экспертизы отчета, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Таким образом, экспертное заключение является документом, подтверждающим возможность использования отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости в качестве надлежащего доказательства по делу.
В силу подпункта "ж" пункта 16 Федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 июля 2011 г. N 328, в экспертном заключении указываются сведения об эксперте (экспертах), подписавшем (подписавших) экспертное заключение (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер согласно реестру членов саморегулируемой организации оценщиков).
Экспертное заключение составляется в письменной форме в соответствии с требованиями федерального закона, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков и должно быть пронумеровано постранично, прошито, скреплено печатью саморегулируемой организации оценщиков (за исключением случаев составления экспертного заключения в виде электронного документа), подписано экспертом (экспертами), проведшим (проведшими) экспертизу отчета об оценке, утверждено руководителем экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом, заверено руководителем исполнительного органа саморегулируемой организации оценщиков или иным уполномоченным лицом и утверждено в порядке, установленном саморегулируемой организацией оценщиков в соответствии с требованиями настоящего Федерального стандарта оценки (пункт 20 Федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)").
В экспертном заключении указываются в том числе: результаты проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в частности требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков; результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам; результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости; вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован (пункт 16 ФСО N 5).
Указанное выше экспертное заключение отвечает изложенным требованиям.
Тем самым, представленные административным истцом отчет и экспертное заключение соответствуют закону.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 22 июня 2016 года №704-п утверждены результаты новой кадастровой стоимости земель поселений города Ярославля. Новая кадастровая стоимость применяется для арендной платы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 22 июня 2016г. № 704-п.
Поскольку административный истец обратился с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, то установленная судом кадастровая стоимость земельных участков применяется для определения арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 22 июня 2016г. № 704-п.
Поэтому у административного истца сохраняется право на применение результатов такого пересмотра с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в данном деле является ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] О.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метра с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения временной автостоянки для индивидуального автотранспорта на <данные изъяты> машино-мест с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 22 июня 2016г. № 704-п.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метра с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства временной автостоянки, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 22 июня 2016г. № 704-п.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление, в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.С. Преснов