Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ярославский областной суд (Ярославская область) |
Дата поступления | 29.05.2020 |
Дата решения | 21.09.2020 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Преснов Владимир Семенович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | dbeb617c-88c5-35dc-b498-a7d15619b563 |
УИД 76OS0000-01-2020-000155-54
Дело № 3а-196/2020
Принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль 21 сентября 2020 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при секретаре Чистяковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Тутаев-Лен» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,
Установил:
В административном исковом заявлении ООО «Тутаев-Лен» просит установить кадастровую стоимость по состоянию на 01 января 2019 года следующих земельных участков:
- с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей;
- с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей;
- с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей;
- с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей;
- с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей.
Административные исковые требования мотивированы тем, что указанные земельные участки принадлежат административному истцу на праве собственности. Кадастровая стоимость земельных участков установлена выше, чем их рыночная стоимость, чем нарушаются права административного истца как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Белянкина А.В. административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Шатилович Т.В. против удовлетворения административных исковых требований в заявленном размере возражала.
Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», Администрация городского поселения Тутаев, Администрации Тутаевского муниципального района, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, возражений относительной административных исковых требований не представили.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, допросив судебного эксперта, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
ООО «Тутаев-Лен» является собственников земельных участков:
- площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>;
- площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>;
- площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>;
- площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>;
- площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно части 1 статьи 245, статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения.
Правоотношения заявителя по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Таким образом, ООО «Тутаев-Лен» в силу статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также частью 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков утверждена приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 N 20-н "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, земельных участков категории земель "земли населенных пунктов", земельных участков категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенных на территории Ярославской области" по состоянию на 01 января 2019 года:
- с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей (пункт 456194 приложения 2);
- с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей (пункт 456195 приложения 2);
- с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей (пункт 456197 приложения 2);
- с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей (пункт 456198 приложения 2);
- с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей (пункт 456199 приложения 2).
В соответствии с положениями части 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Административным истцом представлен отчет № 13726/20 от 31 марта 2020 года, подготовленный оценщиком ООО «Ярэксперт», согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года составляет:
- с кадастровым номером № - <данные изъяты> рублей;
- с кадастровым номером № - <данные изъяты> рублей;
- с кадастровым номером № - <данные изъяты> рублей;
- с кадастровым номером № - <данные изъяты> рублей;
- с кадастровым номером № - <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Для проверки соответствия указанного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков определением Ярославского областного суда от 08 июля 2020 года была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебного эксперта Кориневского А.Ю. № 13СЭ/70-2020 от 19 августа 2020 года отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № 13726/20 от 31 марта 2020 года в целом соответствует законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Определенная в отчете № 13726/20 от 31 марта 2020 года рыночная стоимость земельных участков является достоверной.
Оснований не доверять заключению судебной экспертизы у суда не имеется, поскольку оно составлено судебным экспертом, обладающим специальными познаниями в области оценочной деятельности, имеющим право на проведение оценки недвижимости, являющимся судебным экспертом-оценщиком.
Возражения административного ответчика относительно заключения судебной экспертизы не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
В судебном заседании судебный эксперт Кориневский А.Ю. выводы, изложенные в заключении судебной экспертизы, подтвердил, дал аргументированные и исчерпывающие ответы на возникшие у административного ответчика вопросы.
Из экспертного заключения и пояснений эксперта Кориневского А.Ю. следует, что расчет рыночной стоимости земельных участков производился им для проверки достоверности проверяемого отчета об оценке рыночной стоимости. Недостатки отчета не повлияли на итоговую рыночную стоимость земельных участков, расхождение результатов определения рыночной стоимости в отчете об оценке рыночной стоимости и экспертном заключении находится в рамках допустимой погрешности.
В своих возражениях департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области указывает на неверную выбраковку земельного участка по адресу: г. Тутаев, пр-т 50-летия Победы. Вместе с тем, из заключения эксперта и пояснений эксперта Кориневского А.Ю. следует, что указанный участок имеет отличное от объекта оценки назначение, а также имеет улучшения.
Предлагаемые департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области земельные участки в качестве аналогов использованы быть не могли, поскольку, как следует из объяснений судебного эксперта Кориневского А.Ю., являются несопоставимыми с объектом оценки по основным ценообразующим факторам: площади и виду использования. Кроме того, земельные участки по адресу: <адрес>, застроены. Земельный участок по адресу: <адрес>, фактически может использоваться только для прохода между зданиями.
Судом принимается во внимание также то обстоятельство, что замечания департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области не нашли своего подтверждения при проверке отчета об оценке рыночной стоимости экспертом. Расчет рыночной стоимости спорных земельных участков произведен экспертом для проверки достоверности рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке. По итогам расчетов эксперт пришел к выводу о достоверности рыночной стоимости спорных земельных участков, определенных оценщиком ООО «Ярэксперт». Несогласие с выводами отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка и экспертного заключения само по себе не свидетельствует о допущении оценщиком нарушений законодательства.
ООО «Бета консалтинг», специалист которого проводил по поручению суда судебную оценочную экспертизу, вместе с экспертным заключением представило документы на оплату экспертизы, согласно которым расходы по производству судебной оценочной экспертизы составили 70 000 руб.
Данные расходы лицами, участвующими в деле, не возмещены.
В соответствии с ч. 3 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов. В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, которые включают, в частности, расходы, подлежащие выплате экспертам (ст. 106 КАС РФ). Определяя лицо, на счет которого подлежат отнесению данные расходы, суд исходит из следующего.
Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 31) с учетом того, что главой 23 ГПК РФ, главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов. Конституционным Судом Российской Федерации осуществлялась проверка конституционности положений применяемых при разрешении настоящего заявления норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 года N 20-П положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 АПК Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда: ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска. Таким образом, правовое значение для разрешения вопроса о распределении судебных расходов по настоящему делу имеет установление факта наличия ошибки в методике определения кадастровой стоимости объекта недвижимости административного истца, что привело к существенному завышению данной стоимости по сравнению с его рыночной стоимостью.
Расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка с кадастровым номером 76:21:010103:21 составляет более 73%, земельного участка с кадастровым номером 76:21:010103:22 - более 73%, земельного участка с кадастровым номером 76:21:010103:24 - более 78%, земельного участка с кадастровым номером 76:21:010103:25 - более 73%, земельного участка с кадастровым номером 76:21:010103:26 - более 79% что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости и при ее применении к вышеуказанным объектам недвижимости. В связи с этим судебные расходы по проведению судебной оценочной экспертизы подлежат возложению на административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости, установив кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019г.:
земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> руб.,
земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> руб.,
земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> руб.,
земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> руб.,
земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> руб.
Дата обращения с заявление о пересмотре кадастровой стоимости – 29 мая 2020г.
Взыскать с департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Бета консалтинг» 75 000 руб. за проведение судебной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: В.С. Преснов