Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Читы (Забайкальский край) |
Дата поступления | 08.11.2017 |
Дата решения | 05.03.2018 |
Категория дела | Прочие дела по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (гл. 22 КАС РФ). |
Судья | Копеистова Ольга Николаевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | a5215621-c29e-35e6-b206-31070de2b99b |
Дело № 2а-340/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2018 года г. Чита
Центральный районный суд г. Чита в составе:
председательствующего судьи Копеистовой О.Н
при секретаре Карамовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] М.А. к Военному комиссариату г. Читы Забайкальского края о признании незаконным решения призывной комиссии и понуждении к его отмене, обязать внести запись в военный билет.
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд, ссылаясь на следующее. Административный истец впервые был принят на воинский учет Военным комиссариатом Центрального района Читинской области 27.01.2004г. С 2004 года по 2009 год административный истец учился в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия» в г. Екатеринбурге по очной форме обучения. На основании решения призывной комиссии Военного комиссариата Кировского района г. Екатеринбурга административный истец имел отсрочку от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ как обучающийся по очной форме обучения. ДД.ММ.ГГГГ административный истец вновь принят на воинский учет Военным комиссариатом Центрального и Ингодинского АО г. Читы. ДД.ММ.ГГГГ приговором Чернышевского районного суда Забайкальского края административный истец признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 264 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок 3 года. ДД.ММ.ГГГГ административный истец по постановлению Кувандыкского районного суда Оренбургской области освобожден от отбывания наказания по приговору Чернышевского районного суда Забайкалького края от 26.10.2001г. условно-досрочно на неотбытый срок 3 года 11 месяцев 10 дней. ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией было вынесено решение о том, что административный истец подлежит зачислению в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Учитывая, что административный истец не подлежал призыву на военную службу в связи с наличием у него непогашенной и неснятой судимости, призывная комиссия при зачислении его в запас не вправе была признать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Просит суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии городского округа «город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении [СКРЫТО] М.А. Обязать призывную комиссию городского округа «город Чита» выдать [СКРЫТО] М.А. военный билет с записью «зачислен в запас».
В судебное заседание административный истец [СКРЫТО] М.А. требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Военного комиссариата Забайкальского края Ковалева Е.М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно ранее представленным возражениям исковые требования не признала, ссылаясь на следующее. Со времени утраты административным истцом отсрочки до совершения преступления - 2 периоды [СКРЫТО] М.А. подлежал призыву на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] М.А. обратился в военный комиссариат для получения военного билета для дальнейшего трудоустройства. ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией принято решение о том, что [СКРЫТО] М.А. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. У [СКРЫТО] М.А. право на отсрочку закончилось ДД.ММ.ГГГГ, в военный комиссариат он явился только за получением военного билета в июле 2017 года, в период с июля 2009 года по ДД.ММ.ГГГГ отсрочки ему не предоставлялись. Учитывая данный факт, призывная комиссия при зачислении [СКРЫТО] М.А в запас вправе была признать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Часть 2 этой же статьи Конституции РФ провозглашает, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Из содержания п. 2 вышеуказанной статьи Федерального закона следует, что на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу положений п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ призыв на военную службу организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах внутригородских и на территориях городов федерального значения. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинский обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с пунктом 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из содержания приведенных выше правовых норм в их системном единстве следует, что гражданин может быть признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после 1 января 2014 года.
Согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
Как следует из материалов дела и установлено судом, [СКРЫТО] М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключением призывной комиссии городского округа «город Чита» 2 от ДД.ММ.ГГГГ, признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно материалам дела [СКРЫТО] М.А. в связи с обучением по очной форме имел отсрочку от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ.
Приговором Чернышевского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] М.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.6 чт. 264 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок 3 года, с отбыванием наказания в колонии-поселения.
Постановлением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] М.А.освобожден от отбывания наказания по приговору Чернышевского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно на неотбытый срок 3 года 11 месяцев 10 дней.
Согласно п. «б» ч.3 ст. 23 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления.
Таким образом, административный истец не подлежал призыву на военную службу, в связи с наличием у него непогашенной судимости.
Довод ответчика о том, что с момента окончания срока отсрочки призыва на военную службу и до совершения преступления было 2 периода призыва, в которые административный истец не обращался в военный комиссариат, судом не принимается, так как в силу п. 1 ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» у [СКРЫТО] М.А. отсутствовала обязанность самостоятельно явиться в отдел военного комиссариата после окончания срока действия отсрочки от призыва на военную службу. При этом, от явок в отдел военного комиссариата для призыва на военную службу в указанный период административный истец не уклонялся. В период весеннего призыва 2010 года и осеннего призыва 2009 года призывные мероприятия в отношении [СКРЫТО] М.А. не проводились.
При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии городского округа «город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении [СКРЫТО] М.А..
Обязать призывную комиссию городского округа «город Чита» выдать [СКРЫТО] М.А. военный билет с записью «зачислен в запас».
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 7 марта. 2018 года
Судья О.Н.Копеистова