Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Челябинска (Челябинская область) |
Дата поступления | 26.07.2019 |
Дата решения | 26.08.2019 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Рыбакова Мария Александровна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 91e17740-c9fb-3717-8a39-60bbc3ecc3f4 |
Дело № 2а-6727/2019
74RS0002-01-2019-006119-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 26 августа 2019 года
Резолютивная часть решения оглашена 26 августа 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 августа 2019 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего судьи М.А. Рыбаковой,
при секретаре А.С. Апанасенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] И.А. к Главному управлению лесами Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] И.А. обратился в суд с административным иском к Главному управлению лесами Челябинской области (с учетом уточнений), в котором просит:
- признать незаконным отказ в удовлетворении заявления об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельных участках площадью 12 930 кв. м. с КН №, площадью 7377 кв. м. с КН № и площадью 6185 кв. м. с КН №, как о лесных участках, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №;
- обязать Главное управление лесами Челябинской области исключить сведения об указанных земельных участках из государственного лесного реестра.
В обоснование заявленных требований указал, что административный истец является собственником земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения площадью 12 930 кв. м. с КН №, площадью 7377 кв. м. с КН № и площадью 6185 кв. м. с КН №. Согласно выписки из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ данные земельные участки расположены на территории земель лесного фонда Шершневского лесничества Кременкульского участкового лесничества с ограничением по режиму использования. В целях устранения противоречий между данными о принадлежности земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в государственном лесном реестре об отнесении данных земельных участков к землям лесного фонда, административный истец обратился в Главное управление лесами Челябинской области с заявлением об исключении из государственного лесного реестра сведений об указанных земельных участках, как о лесных участках категории земель лесного фонда, на которое получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в исключении из государственного лесного реестра лесных участков со ссылкой на то, что данные земельные участки расположены на землях лесного фонда, на все лесные участки категории «земли лесного фонда» зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Административный истец считает данный отказ незаконным.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме.
Представители административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, представила письменные возражении на иск, сослалась на доводы, указанные в возражениях.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, полагает требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ истец должен доказать факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, ответчик в свою очередь должен представить доказательства соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, 7 совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] И.А. является собственником земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения площадью 12 930 кв. м. с КН №, площадью 7377 кв. м. с КН № и площадью 6185 кв. м. с КН №, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, имеющимися в материалах дела.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] И.А. обратился в Главное управление лесами Челябинской области с заявлением об исключении сведений о лесных участках с кадастровыми номерами № из данных лесного реестра.
В ответ было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащее оспариваемый отказ в исключении сведений об указанных земельных участках из государственного лесного реестра. В обоснование отказа указано на то, что данные земельные участки расположены на землях лесного фонда, на все лесные участки категории «земли лесного фонда» зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Полагая данный отказ незаконным, истец обратился в суд с рассматриваемым иском, в том числе с требованием о возложении обязанности исключить сведения из государственного лесного реестра.
Правоотношения, связанные, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу ч.1 ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с абз. 4 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частью 1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ); 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
По общим правилам, установленным ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Нарушений, касающихся полномочий лица, рассмотревшего обращение [СКРЫТО] И.А., порядка и процедуры принятия решения, отступления от требований к полноте и содержанию оспариваемого ответа судом не установлено.
Как следует из материалов дела, обращение [СКРЫТО] И.А. от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено своевременно, на него был дан аргументированный ответ. Сам по себе ответ не влечет для заявителя неблагоприятных правовых последствий в виде нарушения прав и охраняемых законом интересов.
То обстоятельство, что содержание данного ответа по существу не удовлетворяет [СКРЫТО] И.А., имеющего иное мнение по спорной ситуации, также не свидетельствует о нарушении его прав. Главное управление лесами Челябинской области будучи наделенный законом самостоятельными полномочиями по разрешению вопросов, относящихся к его компетенции, вправе определять содержание своих ответов на заявления граждан, суд не вправе обязать дать ответ, с содержанием которого был бы согласен истец.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что согласно материалам лесоустройства Шершневского лесничества и сведениям Государственного лесного реестра лесные участки с кадастровыми номерами № включены в земли лесного фонда, расположенные в квартале № части выделов: 32,40,67 Кременкульского участкового лесничества Шершневского лесничества, категория защитных лесов – лесопарковые зоны. На данные лесные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В данном случае зарегистрированное на основании отнесения земельных участков к лесному фонду право собственности РФ не оспорено.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона N 280-ФЗ от 29 июля 2017 года сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; 3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Часть 1 статьи 1 КАС РФ гласит, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии со ст. ст. 2, 22 ГПК РФ в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений.
Как разъяснено в п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 36 от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
По смыслу приведенных законоположений предметом судебного разбирательства в исковом производстве является спор о праве, тогда как в производстве, возникающем из административных, публичных правоотношений - законность актов органов государственной власти.
Заявляя требования об исключении сведений о лесных участках из государственного лесного реестра, как лесных участках категории земель лесного фонда истец избрал неверный способ защиты, из содержания административного искового заявления усматривается спор о праве.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] И.А. к Главному управлению лесами Челябинской области о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельных участках площадью 12 930 кв. м. с КН №, площадью 7377 кв. м. с КН № и площадью 6185 кв. м. с КН №, как о лесных участках, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении, возложении обязанности исключить сведения из государственного лесного реестра, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий М.А. Рыбакова