Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Челябинска (Челябинская область) |
Дата поступления | 19.02.2018 |
Дата решения | 05.04.2018 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Рыбакова Мария Александровна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 2d2a0741-e63b-3cc3-a310-bf4b965d9d61 |
Дело № 2а-2391/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 05 апреля 2018 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи М.А. Рыбаковой
при секретаре А.С. Апанасенко
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Русская стратегия» к прокуратура [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании незаконным и отмене решения об отказе в исключении из сводного плана проверок, исключении из сводного плана проверок,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Русская стратегия» (далее – общество, ООО «Русская стратегия») обратилось в суд с административным иском к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании незаконным и отмене решения [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] № от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе исключения общества из сводного плана проверок на 2018 год, возложении обязанности исключить ООО «Русская стратегия» из сводного плана проверок на 2018 год.
В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что согласно сводному плану проверки на 2018 год в отношении ООО «Русская стратегия» запланирована экологическая проверка Министерством экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО]. Включение общества в проверку полагает неправомерным, так как в 2017 году в отношении административного истца была проведена плановая экологическая проверка Департаментом недропользования и экологии Тюменской [СКРЫТО]. Кроме этого, в 2017 году в отношении общества была проведена внеплановая проверка инспектором Миасского территориального отдела регионального государственного надзора Министерства экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО]. В исключении из плана проверок Министерством экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО] административному истцу было отказано. Решением прокуратуры [СКРЫТО] [СКРЫТО] по жалобе общества указано на правомерность включения административного истца в сводный план проверок. Данное решение, по мнению общества, противоречит ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» и нарушает права административного истца.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме.
Представитель административного ответчика прокуратуры [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебном заседании требования истца не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве. Также пояснила, что в Тюменской [СКРЫТО] проверка фактически не проводилась, а внеплановые проверки не учитываются при включении организации в сводный план проверок. Оспариваемый ответ прокуратуры по жалобе общества рассмотрен в установленном законом порядке и сроки, направлен заявителю, нарушений прав и законных интересов общества, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не допущено.
Представитель административного ответчика Министерства экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО] в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв, в котором требования административного истца не признал, указал, что ООО «Русская стратегия» имеет поставленные на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, 3 категории – категории умеренного риска, для которой плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в пять лет; плановые проверки в отношении объектов 3 категории негативного воздействия на окружающую среду ООО «Русская стратегия» ранее не проводились. При включении ООО «Русская стратегия» в план плановых проверок на 2018 год учтены результаты проведенной Министерством в ноябре 2017 года внеплановой проверки указанного лица и анализ состояния соблюдения им обязательных требований законодательства, при этом, осуществление внеплановой проверки в отношении общества не препятствует включению общества в план проверок и не является основанием для исключения рассматриваемой проверки из плана. Тот факт, что общество было включено в план проверок на 2017 год в Тюменской [СКРЫТО], также не является основанием для исключения из плана проверок на 2018 год по [СКРЫТО] [СКРЫТО], поскольку Департамент недропользования и экологии Тюменской [СКРЫТО] не является структурным подразделением Министерства экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО]; департаментом ДД.ММ.ГГГГ года составлен акт о невозможности проведения плановой проверки общества в связи со сменой адреса местонахождениям юридического лица и отсутствием ведения производственной деятельности на территории г. Тюмени и Тюменской [СКРЫТО], что свидетельствует о том, что плановая проверка общества в 2017 году не проводилась.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ истец должен доказать факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, ответчик в свою очередь должен представить доказательства соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, 7 совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов административного истца.
ООО «Русская стратегия» (ИНН №) зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ года и поставлено на учет ДД.ММ.ГГГГ года в налоговом органе по месту нахождения – ИФНС по г. Миассу [СКРЫТО] [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ года поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения – ИФНС по г. Тюмени №, ДД.ММ.ГГГГ года – в МИФНС № № по [СКРЫТО] [СКРЫТО] по месту нахождения – Челябинская область, <адрес>
Основным видом деятельности общества является производство изделий из колючей проволоки на территории г. Миасса [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Данное общество состоит на государственном учете в Министерстве экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО] с присвоением III категории (незначительное негативное воздействие на окружающую среду), что подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет № от ДД.ММ.ГГГГ.
Департаментом недропользования и экологии Тюменской [СКРЫТО] общество было включено в сводный план проверок на 2017 год. ДД.ММ.ГГГГ года Департаментом составлен акт о невозможности проведения плановой проверки в связи со сменой адреса местонахождения юридического лица и отсутствием ведения производственной деятельности на территории г. Тюмени и Тюменской [СКРЫТО]. Инспектором также установлено, что протоколом общего собрания учредителей общества № от ДД.ММ.ГГГГ года принято решение о смене адреса местонахождения юридического лица с <адрес>
Министерством экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО] ООО «Русская стратегия» включено в сводный план проверок на 2018 год.
ДД.ММ.ГГГГ года обществом подано заявление в Министерство экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО] об исключении проверки в отношении юридического лица на 2018 год со ссылкой на то, что в отношении ООО «Русская стратегия» в 2017 году была проведена плановая экологическая проверка Департаментом недропользования и экологии Тюменской [СКРЫТО], а также внеплановая проверка инспектором Миасского территориального отдела регионального государственного надзора Министерства экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО].
ДД.ММ.ГГГГ года Министерством экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО] принято решение об отказе в удовлетворении заявления об исключении проверки из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год со ссылкой на отнесение общества с субъектам среднего предпринимательства и отсутствием основания для исключения проверки из плана проверок.
Также ДД.ММ.ГГГГ года в [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] поступило обращение от ООО «Русская стратегия» с просьбой об исключении из плана проверок на 2018 год со ссылкой на то, что ранее в 2017 году общество было предметом плановой проверки по экологическому надзору ввиду чего, повторное включение общества в план проверок на 2018 год является незаконным.
По результатам рассмотрения обращения [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] ДД.ММ.ГГГГ года направлен ответ, в котором указано на правомерность включения проверки в отношения общества в ежегодный план проведения плановых проверок на 2018 год и отсутствие основания для исключения контрольного мероприятия в отношении административного истца.
Полагая данное решение прокуратуры, а также действия административных ответчиков по включению общества в план проверок на 2018 год незаконными, нарушающими положения ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», общество обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Согласно ч. 2 ст. 9 указанного закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления (ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ).
В соответствии с ч. 9.3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 года № 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора» установлена следующая периодичность плановых проверок в зависимости от присвоенной производственному объекту категории риска для регионального государственного экологического надзора: для категории высокого риска проводятся один раз в 2 года; для категории значительного риска – один раз в 3 года; для категории среднего риска – один раз в 4 года; для категории умеренного риска – один раз в 5 лет; для категории низкого риска – не проводятся.
Категории риска определяются по наличию у субъекта хозяйственной и иной деятельности объектов I, II, III и IV категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определяемых на основании постановления Правительства РФ от 28.09.2015 года № 1029.
Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его предоставление в органы прокуратуры и согласования, типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок, исключение проверок из ежегодного плана установлены постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.
При разработке ежегодных планов территориальным органом федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8 - 9 статьи 9, статьей 26(1) Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон), федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора), а также положениями о видах государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с частью 9.3 статьи 9 Федерального закона; определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности.
Основания для исключения проверки из ежегодного плана установлены в подп. «а» п. 7 названных Правил, к которым относятся: невозможность проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; прекращение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и иных производственных объектов, подлежащих проверке; изменение класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта или класса гидротехнического сооружения; изменение категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также уровня государственного экологического надзора; принятие органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности; принятие органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона; прекращение или аннулирование действия лицензии - для проверок, запланированных в отношении лицензиатов; наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Принимая во внимание, что ООО «Русская стратегия» имеет поставленные на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (III категория, категория умеренного риска), плановые проверки по экологическому надзору с 2007 года (с момента регистрации юридического лица) в отношении общества не проводились, суд приходит к выводу о правомерности включения Министерством экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО] общества в плановую проверку на 2018 году и обоснованности принятого прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] решения об отказе в исключении общества из сводного плана проверок на 2018 год.
То обстоятельство, что на 2017 год общество было включено в плановую проверку по экологическому надзору на территории Тюменской [СКРЫТО] не свидетельствует о неправомерности включения общества в плановую проверку на 2018 год на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО], поскольку фактически плановая проверка в отношении ООО «Русская стратегия» Департаментом недропользования и экологии Тюменской [СКРЫТО] проведена не была по причине смены адреса местонахождения общества на Челябинскую область и отсутствием ведения производственной деятельности на территории г. Тюмени и Тюменской [СКРЫТО], что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ года о невозможности проведения проверки.
Факт выхода инспектора Департамента недропользования и экологии Тюменской [СКРЫТО] 27.11.2017 года по месту арендованного офиса в г. Тюмени и составление указанного акта о невозможности проведения проверки не свидетельствует о проведении плановой проверки по экологическому надзору в том смысле, как это предусмотрено действующим законодательством.
Доводы административного истца в этой части основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Результаты внеплановой проверки общества в 2017 году инспектором Миасского территориального отдела регионального государственного надзора Министерства экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО] учтены Министерством при включении общества в план проверок на 2018 год, при этом, осуществление внеплановой проверки не препятствует проведению плановой и не является основанием для исключениям общества из плана проверок.
Иных оснований, предусмотренных п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 года № 489, также не имеется, в связи с чем решение прокуратуры [СКРЫТО] [СКРЫТО] об отказе в исключении административного истца из сводного плана проверок на 2018 год является обоснованным.
Кроме того, обжалуемое обществом решение прокуратуры, оформленное ответом на обращение, соответствует формальным требованиям и положениям Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», является мотивированным, содержит сведения о результатах проверки по обращению, в установленном законом порядке и сроки направлен в адрес заявителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Русская стратегия» к прокуратура [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству экологии [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании незаконным и отмене решения об отказе в исключении из сводного плана проверок, исключении из сводного плана проверок отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий М.А. Рыбакова