Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Челябинска (Челябинская область) |
Дата поступления | 04.08.2021 |
Дата решения | 24.11.2021 |
Категория дела | Иные социальные споры |
Судья | Петрова Наталья Николаевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 75397818-c02e-36a2-8ef0-953d80ddd26c |
74RS0002-01-2021-006694-63 КОПИЯ
Дело № 2-7190/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Челябинск 24 ноября 2021 года
Центральный районный суд г.Челябинска в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Н.,
при секретаре Чижовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» Минтруда России), Бюро №2 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» Минтруда России о признании незаконной и отмене ИПРА инвалида, возложении обязанности разработать новую ИПРА и включить в ИПРА за счет средств федерального бюджета технических средств реабилитации и услуг по реабилитации или абилитации, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам с учетом уточнений о признании незаконной и отменить ИПРА инвалида № 12.101. Э.74/2021, выданной - ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» Минтруда России Экспертным составом № 1, обязании ответчиков разработать новую ИПРА инвалида в отношении Истца с включением в ИПРА следующих технических средств реабилитации и услуг по реабилитации или абилитации, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета: Средства ориентирования: трость тактильная, белая, светоотражающая (включая 2 насадки на трость- зимняя и летняя); умная трость; электронный компас; ультразвуковой навигационный браслет суну бэнд, средств самообслуживания: индикатор уровня жидкости звуку вибрационный; нож дозатор; звуковой таймер; метр складной, с рельефными делениями; голосовая рулетка, угломер, уровень тайпкинг; прибор для маркировки предметов; лента для маркировки; нитковдеватель; защитное устройство на утюг; инструмент метр слепого; средства обучения: диктофон с возможностью подзарядки от сети электропитания; калькулятор с речевым выходом; портативный тефло флешплейер спутник, с выходом в интернет; средства общения: телефонное устройство с функцией видеосвязи, навигации и с текстовым выходом; голосообразующие аппараты: портативное устройство для чтения с распознанием текста; термометр медицинский с речевым выходом; кухонные весы с речевым выходом; говорящий определитель цвета; звуковой определитель света; брайлевский дисплей, программное обеспечение экранного доступа, взыскании солидарно с Ответчиков в пользу Истца компенсацию причиненного морального вреда в размере 100 000 рублей.
Требования мотивированны тем, что ФИО1 является инвалидом по зрению, с 02 октября 2008 года ему установлена первая группа инвалидности бессрочно. Полушкину в октябре 20008 года была разработана индивидуальная программа реабилитации (далее – ИПР). В настоящее время приборы, которые были ему предоставлены в рамках ИПР, устарели и истец был вынужден обратиться к своему лечащему врачу с целью направления его на МСЭ для переосвидетельствования. 22 марта 2021 ода была разработана новая ИПР, но при заочном проведении медико-социальной экспертизы. Разработанная ИПР осталась прежней, все приборы остались те же. Истец считает ИПР незаконной, в связи с чем обратился с настоящим иском в суд.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФКУ «ГБМСЭ по <адрес>» - ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель третьего лица ФСС РФ в судебное заседание не явился, извещены.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела ФИО1 является инвалидом по зрению, 02 октября 2008 года ему установлена первая группа инвалидности бессрочно. ФИО10 в октябре 2008 года была разработана ИПРА. В настоящее время приборы, которые были ему предоставлены в рамках ИПРА, устарели и истец был вынужден обратиться к своему лечащему врачу с целью направления его на МСЭ для переосвидетельствования.
22 марта 2021 года ФИО1, освидетельствовался в Бюро № филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда Росс результатам медико-социальной экспертизы ФИО1 разработана новая программа реабилитации инвалида, в которую были включены рекомендации по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации (далее - TCP).
С решением бюро в части рекомендованных TCP ФИО1 не согласился и обжаловал его в главное бюро, где 21 апреля 2021 года в Экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» Минтруда России состоялось заочное освидетельствование ФИО1 в порядке обжалования. По результатам медико-социальной экспертизы в порядке обжалования решение Бюро № было изменено, в ИПРА ФИО1 были добавлены TCP приобретаемые за счет средств инвалида или других лиц.
Ранее выданная ФИО1 ИПР инвалида №ДД.ММ.ГГГГ/2021 от 22 марта 2021 года была отменена, в связи с разработкой и выдачей инвалиду но ИПРА.
ДД.ММ.ГГГГ в Экспертном составе № смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в отношении ФИО1 была проведена заочная медико-социальная экспертиза в порядке контроля. По результатам медико-социальной экспертизы решение <адрес>» Минтруда России оставлены в силе без изменений.
В соответствии с ИПРА инвалида ФИО6 №.101.Э.74/2021 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина №.101.Э.74/2021 от 21 апреля 2021 года, истцу были рекомендованы следующие TCP предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета:
[6-02-02] Трость белая тактильная складная: 1 шт.
[8-09-05] Глазной протез пластмассовый: 2 шт.
[13-01-01] Специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах: 1 шт.
[15-01-01] Медицинский термометр с речевым выходом: 1 шт.
В ИПРА ФИО1 также были включены TCP и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности:
GPS-навигатор для слепых: 1 шт.
Голосовой определитель света: 1 шт.
Диктофон с возможностью подзарядки от электросети: 1 шт.
Звуковая рулетка: 1 шт.
Звуковой определить света и цвета: 1 шт.
Индикатор уровня жидкости: 1 шт.
Инструмент-метр слепого: 1 шт.
Маркировщик предметов: 1 шт.
Нож-дозатор: 1 шт.?
Прибор для чтения бумажных книг: 1 шт.
Телефон (смартфон) с речевым выходом: 1 шт.
Электронная трость: 1 шт.
При решении вопроса о группе инвалидности и рекомендованных средствах реабилитации эксперты <адрес>» Минтруда России руководствовались Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Правила).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В результате анализа медицинских и медико-экспертных документов, у ФИО1 было выявлено нарушение здоровья с IV степенью выраженности стойких нарушений сенсорных (зрительных) функций, приводящее к ограничению основных категорий жизнедеятельности: способности к трудовой деятельности, к самообслуживанию, к ориентации - 3 ст., определяющее необходимость социальной защиты, являющееся основанием для установления первой группы инвалидности, бессрочно, учитывая невозможность реабилитации, согласно «Правил признания лица инвалидом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года №95) p.II п. 13 и согласно «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.08.2019 года №585н) p.IV,V п.11, максимально выраженное нарушение - 90%, в соответствии с п. 7.1.4 Приложения № 1.
Указанные в заявлении ФИО1 технические средства реабилитации (GPS-навигатор для слепых, электронная трость, смартфон с речевым выходом, индикатор уровня жидкости, нож-дозатор, маркировщик предметов, голосовой определитель света, звуковой определить света и цвета, инструмент-метр слепого, звуковая рулетка, диктофон с возможностью подзарядки от электросети, прибор для чтения бумажных книг) - не входят в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв. распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р) и не могут быть предоставлены инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета (согласно Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации»).
Таким образом, требования истца в данной части не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями дополнениями), а так же согласно Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 года № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программ ы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (с изменениями - дополнениями) – «...Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности»; «ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 4, ст. 453; 2010, № 47, ст. 6186; 2013, № 12, ст. 1319; 2014, № 38, ст. 5096), реабилитационные или абилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, товары и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм, а также рекомендуемые товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала»; «...Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами».
Таким образом, указанные в заявления TCP могут быть внесены в ИПРА за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц и организаций.
В соответствии с п. 6 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (утв. г Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 года № 486н «Об утверждении, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными? государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм), разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида)» осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданам (далее - направление на медико-социальную экспертизу).
Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, осуществляется на основании перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В направлении на МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ оформленном на имя ФИО1 в Поликлинике МАУЗ ГКБ № <адрес>, содержались рекомендации по обеспечению ФИО1 следующими средствами реабилитации: трость тактильная белая, спец. устройство для чтения «говорящих книг» (магнитола), GPS-навигатор для слепых.
В заявлении об обжаловании решения первичного бюро в части несогласия с рекомендованными TCP, ФИО1 указал необходимые ему TCP, в перечне отсутствовало требование об обеспечении Брайлевским дисплеем, программным обеспечением экранного доступа, и рядом других TCP указанных в исковом заявлении.
Внесение в ИПРА рекомендаций по обеспечению гражданина TCP, осуществляется на основании перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
По состоянию на момент проведения медико-социальной экспертизы в отношении ФИО1, эксперты руководствовались Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 декабря 2017 г. N 888н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" (далее - Приказ № 888н).
Так в соответствии с п. 23.1 Приказа № 888н, показаниями для обеспечения TCP Брайлевский дисплей, программное обеспечение экранного доступа, являются: Полная (тотальная) или практическая слепоглухота; значительно выраженные нарушения сенсорных функций (зрения) (острота зрения единственного или лучше видящего глаза до 0,04 с коррекцией) в сочетании с умеренными нарушениями сенсорных функций (слуха) III, IV степени; выраженные нарушения сенсорных функций (зрения) (острота зрения единственного или лучше видящего глаза с коррекцией: 0,05 - 0,1) в сочетании с глухотой, с учетом возможности осознанного использования, при условии сформированных (формирующихся) навыков владения шрифтом Брайля.
При этом, в соответствии с Методическим письмом ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 25 июля 2019 года № 28130/2019 «О порядке разработки ИПРА инвалидам с одновременным нарушением слуха и зрения» (вместе с «Методическим письмом о порядке разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидам и детям-инвалидам (далее ИПРА) с одновременным нарушением сенсорных функций (слуха и зрения), в том числе о порядке внесения в ИПРА нуждаемости в услугах тифлосурдоперевода») установлено, что основанием для внесения рекомендаций о нуждаемости в брайлевском дисплее является выявленная в ходе проведения медико-социальной экспертизы возможность осознанного использования данного технического средства реабилитации, при условии сформированных (формирующихся) навыков владения шрифтом Брайля в процессе работы за компьютером.
Дети-инвалиды и инвалиды по зрению, обучающиеся в специальных образовательных учреждениях (дошкольного, школьного и профессионального образования) обучаются владению шрифтом и азбуке Брайля в данных учреждениях, степень владения которых отражается в характеристике с места учебы, предоставляемой в пакете документов на медико-социальную экспертизу.
Также степень владения шрифтом Брайля может быть подтверждена в центрах реабилитации ВОС: по направлению ВОС инвалид проходит курсовое обучение «Курс элементарной реабилитации», в содержание обучения которых входит, в том числе обучение по системе Брайля. По завершении обучения выдается соответствующее удостоверение.
В качестве альтернативы можно использовать информацию из библиотек для слепых, в которых официально организованы соответствующие курсы, а также других организаций, осуществляющих подобную деятельность.
Чтение с экрана может происходить как с помощью речевой поддержки, так и с помощью перевода текста в шрифт Брайля.
Рекомендации в ИПРА по нуждаемости в программном обеспечении экранного доступа возможно определять инвалидам вследствие нарушений сенсорных функций (зрения) без владения системой Брайля, так как данное программное обеспечение может быть использовано, в том числе и для озвучивания визуальной информации.
Нормативными документами, положения которых используются при формировании ИПРА, не предусмотрены какие-либо ограничения или дифференциация при назначении инвалиду с сочетанным нарушением сенсорных функций (зрения и слуха) технических средств реабилитации и в формулировках медицинских показаний, а также в положениях Примечания к Перечню показаний и противопоказаний не оговаривается возможность противопоставления одних рекомендованных инвалиду в ИПРА технических средств реабилитации другим средствам, вместе с тем, вынесение рекомендаций по обеспечению инвалида тифло- и сурдосредствами носит сугубо индивидуальный характер и зависит от нозологической формы и этиопатогенеза заболевания, а также от степени выраженности нарушенных функций, при безусловном соблюдении критериев назначения рассматриваемых технических средств как реабилитационных на момент проведения медико-социальной экспертизы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в ИПРА инвалида ФИО1 должны быть включены техническое средство реабилитации и услуг по реабилитации или абилитации, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета Брайлевский дисплей, программное обеспечение экранного доступа.
Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно п.2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда причиненного истцу, в связи с нарушением его прав, суд, с учетом фактических обстоятельств дела и индивидуальных особенностей истца, принимая во внимание характер причиненных ему нравственных страданий, так как в результате действий ответчика истец испытывал волнение, обиду, а также требования разумности и справедливости, считает, что данный размер соответствует 1000 рублей.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ и подп.1,3 п.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден при подаче иска в суд, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в данном случае ее размер составляет 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России), Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России о признании незаконной и отмене ИПРА инвалида, возложении обязанности разработать новую ИПРА и включить в ИПРА за счет средств федерального бюджета технических средств реабилитации и услуг по реабилитации или абилитации, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконной и отменить ИПРА инвалида №.101. Э.74/2021, выданную - ФКУ «ГБ МСЭ <адрес>» Минтруда России Экспертным составом №.
Обязать ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России разработать новую ИПРА инвалида в отношении ФИО1 с включением в ИПРА следующих технических средств реабилитации и услуг по реабилитации или абилитации, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета:
Брайлевский дисплей, программное обеспечение экранного доступа.
?
Взыскать с ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований о включении в ИПРА за счет средств федерального бюджета технических средств реабилитации и услуг по реабилитации или абилитации, взыскании компенсации морально вреда отказать.
В удовлетворении исковых требований к Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России отказать.
Взыскать с ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий: п/п Н.Н. Петрова
Мотивированное решение изготовлено 01.12.2021 года.
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья: Н.Н. Петрова
Секретарь Г.Д. Дюсимбаева