Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Челябинска (Челябинская область) |
Дата поступления | 20.12.2017 |
Дата решения | 27.03.2018 |
Категория дела | Связанные с приватизацией жилой площади |
Судья | Величко Максим Николаевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 92798d5d-fbb9-32a0-b360-714deb62b7c4 |
Дело № 2-1432/2018 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Челябинск 27 марта 2018 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего М.Н. Величко,
при секретаре Т.Ю. Протосевич,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Н.В. к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) о признании права пользования на квартиру на условиях социального найма, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, о прекращении права оперативного управления на квартиру,
установил:
[СКРЫТО] Н.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения иска) к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее МТУФАУГИ в Челябинской и Курганской областях), Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (далее ЮУрГУ) о признании права пользования на квартиру, общей площадью 102 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, на условиях социального найма, о признании права собственности истца и прекращении права оперативного управления ЮУрГУ на данную квартиру.
В обоснование исковых требований истец [СКРЫТО] Н.В. указала, что проживает в спорной квартире, принадлежащей на праве собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления ЮУрГУ, сотрудником которого она является, с ДД.ММ.ГГГГ. Данное жилое помещение было предоставлено истцу на основании договора найма, заключенного с ЮУрГУ. Фактически между сторонами сложились правоотношения по договору социального найма. Однако просьбу истца о заключении договора приватизации спорного жилого помещения ЮУрГУ не удовлетворяет, ссылаясь на отсутствие на то согласия учредителя университета – Министерства образования и науки Российской Федерации.
Поскольку в отношении спорной квартиры не принималось решения об отнесении её к специализированному жилому фонду, истец считает, что он вправе требовать передачи ему в собственность спорной квартиры.
Истец [СКРЫТО] Н.В. участия в судебном заседании не приняла, извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала по изложенным в иске основаниям, сославшись на то, что её доверитель не использовал право приватизации жилого помещения, а потому вправе претендовать на получение в порядке приватизации в собственность спорной квартиры.
Представитель ответчика ЮУрГУ – ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, не оспаривая право истца на бесплатное получение в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации, сослался на то, что ЮУрГУ вправе распоряжаться находящимся в его оперативном управлении недвижимым имуществом только с согласия своего учредителя – Министерства образования и науки Российской Федерации, которое не дает согласия на приватизацию спорного жилого помещения.
Представитель ответчика МТУФАУГИ в Челябинской и Курганской областях, представители третьих лиц Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте его проведения, сведений о причинах неявки суду не представили.
Третье лицо [СКРЫТО] Н.П. участия в судебном заседании не принял, извещен, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, представив заявление, в котором указал, что не возражает против удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые не приняли участия в судебном заседании.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить частично иск [СКРЫТО] Н.В. по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения хозяйственной комиссии ЮУрГУ от ДД.ММ.ГГГГ семье профессоров кафедры социологии и культурологи [СКРЫТО] Н.В. и [СКРЫТО] Н.П., нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ЮУрГУ (Наймодатель) и [СКРЫТО] Н.В. (Наниматель) был заключен договор жилого помещения, по которому Наймодатель предоставил вышеуказанное жилое помещение во владение и пользование Нанимателю. По условиям данного договора Наниматель обязался своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. С указанного момента [СКРЫТО] Н.В. со своим супругом [СКРЫТО] Н.П. вселились и проживают в спорном жилом помещении, внося сначала в ЖСК «Строитель-97», а с 2008 года в ТСЖ «Флюгер», а также в ООО УО «Ремжилзаказчик» плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно справке ООО УО «Ремжилзаказчик» в квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрирована [СКРЫТО] Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ и [СКРЫТО] Н.П. с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А76-28371/2008-1-551/70 было в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены сведения о праве собственности Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также праве оперативного управления ГОУ ВПО «ЮУрГУ» на это же жилое помещение на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом №-р от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства подтверждаются договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН, справкой ООО УО «Ремжилзаказчик» о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, и не оспорены ответчиками и третьими лицами.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Н.В. обратилась к ректору ЮУрГУ с заявлением, в котором просила разрешить ей приватизацию спорной квартиры. Данное заявление с приложенными к нему документами, подтверждающими наличие у истца права на приватизацию спорной квартиры, были направлены ректором ЮУрГУ в МТУФАУГИ в Челябинской и Курганской областях ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим обращением ректора ЮУрГУ от ДД.ММ.ГГГГ.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ МТУФАУГИ в Челябинской и Курганской областях ответило ректору ЮУрГУ о том, что в соответствии со ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений граждан в собственность граждан осуществляется государственными учреждениями, в оперативное управление которым передан жилищный фонд.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на имя ректора ЮУрГУ [СКРЫТО] Н.В. просила заключить с ней договор приватизации спорной квартиры.
На обращение ректора ЮУрГУ от ДД.ММ.ГГГГ о возможности приватизации спорной квартиры Министерство образования и науки Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщило ректору ЮУрГУ о том, что в соответствии со ст. 102 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.
До настоящего времени договор приватизации спорного жилого помещения между ЮУрГУ и истцом не заключен.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу статей??-? 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации, конституционный принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона.
Статьей 11 того же закона установлено однократное право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Как вытекает из преамбулы названного закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Часть 1 статьи 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» содержит перечень не подлежащих приватизации жилых помещений: находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу статьи 6 того же закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Право распоряжения имуществом, закрепленным за учреждениями на праве оперативного управления, предусмотрено в ст. 296 ГК РФ, согласно п. 1 которой учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В ходе рассмотрения дела установлено, что [СКРЫТО] Н.В. проживает в жилом помещении, являющимся государственной собственностью, с момента вселения в данное помещение вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом право пользование истцом и её супругом спорным жилым помещением с момента их вселения в данное помещение не было ограничено со стороны Наймодателя.
Ответчиком не представлено суду доказательств того, что спорная квартира отнесена к числу жилых помещений специализированного жилого фонда. Из представленных в материалы дела доказательств данных обстоятельств не следует.
К какой-либо из категорий, перечисленных в ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» спорное жилое помещение не относится, признакам, установленным в ч. 2 ст. 102 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - не отвечает и установленного законом запрета на приватизацию данной квартиры не имеется, поскольку запрет на приватизацию жилых помещений, закрепленных за высшими учебными заведениями на праве оперативного управления, распространяется только на помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, а также в общежитиях, тогда как дом, в котором расположена спорная квартира, ЮУрГУ не принадлежит и не является объектом социальной, производственной или учебной инфраструктуры образовательного учреждения, а истец не реализовал свое право на приватизацию, что не оспорено ответчиком и подтверждается справкой ОГУП «Обл.ЦТИ» ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН о правах истца на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Определение же статуса жилого помещения и возможности его приватизации, находится в компетенции суда, который, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, с учетом представленных сторонами доказательств осуществляет проверку обоснованности доводов об ограничении права граждан на приватизацию жилого помещения.
Доказательств того, что целевое назначение спорного жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность, ответчиками суду не представлено, в связи с чем, ссылки Министерства образования и науки РФ на положения ст. 102 ФЗ «Об образовании в РФ», а также представителя ЮУрГУ о том, что отсутствие согласия указанное министерства на приватизацию спорной квартиры препятствует заключению договора приватизации с истцом, являются несостоятельными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение (как это, в частности, имеет место применительно к служебным жилым помещениям или жилым помещениям в военных городках), исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Кроме того, положениями ч. 2 ст. 102 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» запрещена приватизация закрепленных за высшими учебными заведениями на праве оперативного управления, либо находящихся в их самостоятельном распоряжении объектов производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилых помещений, расположенных в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, к которым спорная квартира и дом, в котором она расположена, - не относятся.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
Так, в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в силу прямого действия положений ст. 18 Конституции РФ, положений ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» истец вправе претендовать на приобретение в собственность спорного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ЮУрГУ уклоняется от заключения с истцом договора приватизации спорного жилого помещения, руководствуясь положениями ст. 12 ГК РФ, суд считает возможным признать за истцом право собственности на спорную квартиру, прекратив право оперативного управления ЮУрГУ на данное жилое помещение.
Оснований же для удовлетворения требований истца о признании за ней права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма суд не усматривает, поскольку в данном случае защита нарушенного права истца на приватизацию спорного жилого помещения достижима посредством признания за истцом права собственности на данный объект недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск [СКРЫТО] Н.В. к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) о признании права пользования на квартиру на условиях социального найма, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, о прекращении права оперативного управления на квартиру удовлетворить частично.
Признать за [СКРЫТО] Н.В. в порядке приватизации право собственности на квартиру общей площадью 102 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Прекратить право оперативного управления Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) на квартиру общей площадью 102 кв.м., с кадастровым номером 74:36:0509017:338, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий п/п М.Н. Величко
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья М.Н. Величко
Секретарь Т.Ю. Протосевич