Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Челябинска (Челябинская область) |
Дата поступления | 26.11.2019 |
Дата решения | 05.03.2020 |
Категория дела | Иные споры, связанные с предоставлением социальных пособий, компенсационных выплат, денежных субсидий (в т.ч. право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом) |
Судья | Петрова Наталья Николаевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1304db73-6512-398b-a303-77f34e45d6ee |
74RS0002-01-2019-009605-28 КОПИЯ:
Дело № 2-1124/2020
Решение
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 05 марта 2020 г.
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Петровой Н.Н., при секретаре Приемской П.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] ИС к ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным отказа в выплате компенсации за проезд к месту отдыха и обратно, возложении обязанности выплатить компенсацию,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] И.С. обратилась в суд с иском к Центру финансового обеспечения отдела пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным отказа в выплате компенсации за проезд к месту отдыха и обратно, возложении обязанности выплатить компенсацию в размере 16 589 руб.
В обоснование исковых требований указала, что является ветераном военной службы и получателем пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Приказом командира 95 полка ВВ МВД РФ по личному составу от 14.01.2011 года N 1 л/с уволена с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Судом в качестве надлежащего ответчика по делу привлечено ГУ МВД России по Челябинской области.
Истец [СКРЫТО] И.С. в судебном заседании на доводах иска настаивала. Представитель истца Екимов А.Б. доводы искового заявления поддержал. Сослался на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П, в котором выражена правовая позиция о принципах правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области Пичугова А.Е. против удовлетворения иска возражала по мотивам отсутствия у ситца необходимого стажа военной службы.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Истец [СКРЫТО] И.С. является получателем пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также ветераном боевых действий, что не оспаривается ответчиком. Уволена Приказом командира 95 полка ВВ МВД РФ по личному составу от 14.01.2011 года N 1 л/с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Как указывается истцом и не оспаривается ответчиком, вплоть до 2018 г. с момента увольнения со службы ей предоставлялась льгота в виде выплаты компенсации за проезд к месту отдыха и обратно в ведомственный санаторий, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № начальника правового отдела ГУ МВД России по Челябинской области за 2018 год истцу отказано в выплате компенсации проезда.
Отказ мотивирован тем, что по пункту 5 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" … имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год) прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. По мнению ответчика, стаж военной службы [СКРЫТО] И.С. составляет 16 лет 5 месяцев и 5 дней, при этом в стаж военной службы ответчиком не включена служба в органах уголовно-исполнительной системы общей продолжительностью в календарном исчислении 8 лет 02 дня, в льготном исчислении 12 лет 02 дня.
Федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в целях обеспечения реализации бывшими военнослужащими права на охрану здоровья установил льготу, предоставив уволенным с военной службы офицерам и членам их семей, а также прапорщикам и мичманам (с учетом причины увольнения со службы и ее продолжительности) возможность приобретения путевок на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, на условиях частичной оплаты.
В свою очередь, в пункте 5 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплено право бывших военнослужащих из числа указанных офицеров и членов их семей, а также прапорщиков и мичманов на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год) и условия реализации данного права.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. N 354 Минобороны России и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", возмещают военнослужащим расходы, связанные с проездом на лечение и обратно железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом.
Пунктами 5 и 6 указанного постановления Минобороны России и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, поручено выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда, а также возмещать расходы военнослужащих на безвозмездной основе при приобретении ими проездных документов за свой счет. При этом порядок возмещения этих расходов определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пп. "е" п. 2 Положения о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также их личного имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 года N 716, действовавшего во время возникновения пенсионных правоотношений, Министерство внутренних дел Российской Федерации возмещает расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом граждан, уволенных со службы после 13 января 1993 года по достижении предельного возраста пребывания на службе, по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих выслугу 20 лет и более, - на стационарное лечение или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также одного из членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Как указано в действовавшем на момент выхода истца на пенсию пункте 5 названного Положения, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдают воинские перевозочные документы сотрудникам, гражданам, уволенным со службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и провоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом перед осуществлением проезда и провоза этого имущества. При приобретении указанными лицами проездных и перевозочных документов за свой счет понесенные ими расходы возмещаются в порядке, установленном соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В то же время в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии за выслугу лет назначаются лицами, имеющим на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более.
Что же касается порядка возмещения расходов, понесенных сотрудниками органов внутренних дел при приобретении проездных и перевозочных документов за свой счет, то подобный порядок определяется Инструкцией о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, граждан Российской Федерации, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, а также их личного имущества, также утвержденной Приказом МВД России от 22 августа 2003 г. N 667. Согласно пунктам 2 и 6 названной Инструкции возмещение сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на проезд на безвозмездной основе, расходов, связанных с проездом железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом, при приобретении ими проездных документов за свой счет, осуществляется после представления в финансовое подразделение органа внутренних дел документов, подтверждающих фактические затраты, связанные с проездом, при приобретении проездных документов за свой счет, а также документов, подтверждающих факт пребывания (в частности, отпускные удостоверения с соответствующими отметками о пребывании в пункте отпуска, справки о пребывании в санатории или доме отдыха, в лечебном учреждении и т.п.).
При этом п. 4 Указа Президента РФ от 08.10.1997 N 1100 "О реформировании уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно - исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно - исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Также данным пунктом указа установлено сохранить указанным работникам и членам их семей льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Как указал Конституционный суд РФ в определении от 21 марта 2013 г. N 375-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в части первой статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определил состав денежного довольствия, из которого исчисляются пенсии, назначаемые лицам, подпадающим под действие названного Закона, придав тем самым понятию "денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим" самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам, отличающееся от понятия "денежное довольствие военнослужащих", определяемого законодательством о статусе военнослужащих (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 429-О). При этом было закреплено, что оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому или специальному званию учитываются без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях.
Такой подход законодателя обусловлен и особенностями правового положения военнослужащих, которые, в отличие от лиц, уволенных с военной службы, продолжают исполнять обязанности военной службы в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а также осуществляют деятельность, направленную на постоянное повышение квалификации и совершенствование своей профессиональной подготовки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1800-О).
Данный вывод в полной мере применим к сотрудникам уголовно-исполнительной системы, имеющим специальные звания, денежное довольствие которых устанавливается Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 9 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах и имеющему стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, и одному из членов его семьи, а также гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах и ставшему инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, выплачивается денежная компенсация расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно-курортную организацию уполномоченного федерального органа исполнительной власти и обратно (один раз в год), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, независимо от того, проходила ли истец службу в органах уголовно-исполнительной системы, либо являлась военнослужащей системы МВД, при наличии стажа службы (выслуги лет) 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении) в органах уголовно-исполнительной системы и военной службы в системе МВД, истец имеет право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год), поскольку законодатель установил равнозначную социальную гарантию для данной категории лиц.
Кроме того, истица получала данную социальную гарантию вплоть до 2018 года, что не оспаривается ответчиком. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования [СКРЫТО] И.С. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования [СКРЫТО] ИС к ГУ МВД России по Челябинской области удовлетворить. Признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ № в выплате компенсации за проезд к месту отдыха и обратно, возложить на ГУ МВД России по Челябинской области обязанность выплатить компенсацию в размере 16 589 руб.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий п/п Н.Н Петрова
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Центрального районного
суда г. Челябинска: Н.Н. Петрова
Секретарь: П.Ю. Приемская
Решение вступило в законную силу
Судья Центрального районного
Суда г. Челябинска: Н.Н. Петрова
Секретарь: