Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Челябинска (Челябинская область) |
Дата поступления | 11.08.2017 |
Дата решения | 28.09.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Андреев Иван Сергеевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | f82c59a3-3a41-38f8-9c18-8760e9905338 |
Дело № 2а-3724/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 сентября 2017 года город Челябинск
Советский районный суд города Челябинска в составе председательствующего судьи Андреева И.С., при секретаре Приклонской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску [СКРЫТО] И.Т. Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги и в обязании предоставить муниципальную услугу,
установил:
Административный истец [СКРЫТО] И.Т. обратилась в районный суд г. Челябинска с иском к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее по тексту - Комитет) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, и в обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в многоквартирном доме, в целях реализации права на получение земельного участка под многоквартирным домом обратилась с соответствующим заявлением к административному ответчику. В утверждении схемы расположения земельного участка было отказано, поскольку необходимости в утверждении схемы не имеется. С данным ответом она не согласна, считает, что нарушается ее право на получение земельного участка.
В судебное заседание административный истец [СКРЫТО] И.Т., административный ответчик, представитель Комитета, представитель Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явились, извещены, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, явка обязательной данных участников судом обязательной не признавалась.
Суд, исследовав и проанализировав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
[СКРЫТО] И.Т. на праве собственности принадлежит квартира №, расположенная в многоквартирном доме <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] И.Т. обратилась с заявлением на имя Председателя Комитета, в котором просила сформировать и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в котором расположена ее квартира.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет сообщил о том, что формирование границ и утверждение схемы расположения земельного участка для эксплуатации вышеуказанного многоквартирного дома не требуется.
Обращаясь в Комитет с заявлением [СКРЫТО] И.Т. желала реализовать свое право как собственника квартиры в многоквартирном доме на формирование границ земельного участка под многоквартирным домом с целью дальнейшего перехода прав на данный земельный участок к правообладателям жилых помещений в данном доме.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ предусматривается, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3 вышеуказанной статьи).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4 вышеуказанной статьи).
При этом, с учетом положений Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 № 12-П, с заявлением о формировании границ земельного участка под многоквартирным доме вправе обратиться любой из собственников помещений в таком многоквартирном доме.
Материалами дела установлено, что [СКРЫТО] И.Т. является собственником квартиры № следовательно, она вправе обращаться с соответствующим заявлением о формировании границ земельного участка под многоквартирным домом. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодека РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Отсутствием утвержденного проекта межевания территории в границах которой расположен многоквартирный дом <адрес> обосновывает свое бездействие Комитет в тексте письма от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем суд отмечает, что данная позиция не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме.
Абзацем 3 пункта 11 стать 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется, в том числе, на основании проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.
Пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В пункте 16 вышеуказанной статьи приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
При этом согласно пункту 17 вышеуказанной статьи в случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что соотношение проекта межевания территории и схемы расположения конкретного земельного участка представляет собой соотношения общего и частного.
При этом, в случае если схема расположения земельного участка утверждена ранее чем проект межевания территории, то участок формируется согласно утвержденной схемы, а не проекта межевания территории.
Таким образом, при подготовке проекта межевания территории должны учитываться границы ранее сформированных участков по схемам расположения земельных участков.
Проект межевания территории, согласно статье 41 Градостроительного кодекса РФ, представляет собой разновидность документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Учитывая данное положение закона вопрос об утверждении проекта межевания территории относиться исключительно к дискретным полномочиям органа местного самоуправления.
Таким образом, вопрос о формировании земельного участка под многоквартирным домом поставлен в зависимость от принятия такого решения органом местного самоуправления, что в случае затягивания данного процесса существенно препятствует гражданам в реализации их законным жилищных прав и приводит к тому, что земельный участок не формируется ни как объект гражданских прав ни как объект налогообложения.
Как уже отмечалось ранее, закон допускает возможность утверждения схемы расположения земельного участка, в случае если для соответствующей территории не утвержден проект межевания. Данное действие не послужит в будущем препятствием для утверждения проекта территории, в ходе которого также должны будут быть учтены ранее сформированные земельные участки.
Учитывая изложенное, суд находит незаконным отказ Комитета в части не утверждения схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом <адрес>, мотивы и основания которого изложены в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
Надлежащим способом восстановления нарушенного права будет являться возложение обязанности на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска утвердить схему расположения земельного участка под многоквартирным домом <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными статье 11.10 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодека об административном судопроизводстве РФ,
решил:
Требования [СКРЫТО] И.Т. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска по формированию и утверждению схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом <адрес>, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка под многоквартирным домом <адрес>, в соответствии с требованиями, установленными статье 11.10 Земельного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд города Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.С. Андреев