Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Челябинска (Челябинская область) |
Дата поступления | 25.05.2018 |
Дата решения | 18.09.2018 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Велякина Елена Ивановна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 81b63c71-70c9-3303-9e84-04f159558fb2 |
Дело № 2-2343/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2018 года Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Велякиной Е.И.,
при секретаре Грязных М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курчатовского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Челябинска о признании вещи бесхозяйной, возложении обязанности совершить действие,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Курчатовского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Челябинска о признании бесхозяйной недвижимой вещью межквартального проезда вдоль домов <адрес> протяженностью 450 метров, обязании администрацию г. Челябинска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи объекта улично-дорожной сети - межквартального проезда вдоль домов <адрес> протяженностью 450 метров, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что проверкой проведенной прокуратурой района установлено, что проезжая часть межквартального проезда вдоль домов <адрес> протяженностью 450 метров имеет многочисленные повреждения асфальтобетонного покрытия, которые не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Государственные стандарты Российской Федерации. Автономные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221. Факт отсутствия зарегистрированного права собственности на межквартальный проезд вдоль домов <адрес>, свидетельствует о его бесхозяйности. Отсутствие зарегистрированного права собственности га объект улично-дорожной сети нарушает права и законные интересы и ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не осуществляются полномочия органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности, что может привести к наступлению тяжких последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждению транспортных средств. Ссылаясь на ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просил заявленные требования удовлетворить.
Прокурор Курчатовского района г. Челябинска Мальцева А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка на основании жалобы от жителей домов относительно неудовлетворительного состояния дорожного покрытия межквартального проезда вдоль домов <адрес>. При проведении проверки на месте были обнаружены многочисленные ямы, выбоины. Проездом пользуется неопределенный круг лиц, рядом находятся два детских сада. Территория образовательных учреждений находятся рядом с проездом, но не накладываются на него. Проезд огорожен, является территорией совместного пользования, право собственности на него не зарегистрировано. Прокурором Курчатовского района г. Челябинска было внесено представление в адрес администрации г. Челябинска, но требования прокурора удовлетворены не были.
Представитель ответчика администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 78).
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Челябинской области, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 478 г. Челябинска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 79-80)
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что прокурором Курчатовского района г. Челябинска проведена проверка состояния дорожного покрытия межквартального проезда между жилыми домами по адресу: <адрес> и образовательными учреждениями по адресу: <адрес>
В ходе выездной проверки выявлено неудовлетворительное состояние внутриквартального проезда, в частности имеются ямы различного диаметра и глубины, имеется повреждения дорожного полотна, не позволяющее транспортным средствам двигаться по своей полосе, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-19).
ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Челябинска было вынесено предписание об устранении нарушений федерального законодательства, а именно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, включить в реестр муниципальной собственности и обеспечить надлежащее содержание объектов улично-дорожной сети между домами по адресу: <адрес> (л.д. 27-28).
Согласно сведениям Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинск межквартальный проезд вдоль домов <адрес> не учитывается в реестре муниципального имущества города Челябинска (л.д. 56)
По информации Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях межквартальный проезд в реестре федерального имущества не числится (л.д. 43)
Согласно информации Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области межквартальный проезд вдоль домов <адрес> в собственности субъекта РФ не находится (л.д. 50)
По данным ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., сведениями, содержащимся в ЕГРН указанное недвижимое имущество в собственности не числится (л.д. 53, 61).
В силу ч.3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случая и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого неизвестен либо на имущество, от которого собственник отказался или которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.11.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения, по которым органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п. 21 ч. 4 ст. 36 Устава города Челябинска администрация г. Челябинска осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест); осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 8 Положения о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа, утвержденного решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 24.02.2009 № 40/16, предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения включает в себя: проектирование; строительство; реконструкцию; капитальный ремонт; ремонт; содержание автомобильных дорог.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 3.1.1 Государственного стандарта Российской Федерации «Автономные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу приведенных норм закона органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия направленные на надлежащую эксплуатацию автомобильных дорог, а также обеспечить постановку на учет бесхозяйных объектов, в том числе межквартального проезда вдоль домов <адрес>
Порядок принятия на учет регламентирован Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Поскольку объект улично-дорожной сети прочно связан с землей, его перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, следовательно, является недвижимой вещью.
Кроме того, в судебном заседании достоверно установлено, что указанный объект находится в границах муниципального образования, в реестр муниципальной собственности не внесен. Отсутствие собственника, который следит за техническим состоянием объекта улично-дорожной сети, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по его техническому содержанию, несвоевременному проведению ремонтных работ.
Принимая во внимание, что бездействие органа местного самоуправления, выражающееся в неосуществлении регистрации права муниципальной собственности на объект улично-дорожной сети нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не осуществляются полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, вследствие чего ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц: граждан, постоянно проживающих в г.Челябинске, то суд считает возможным удовлетворить заявленные требования и обязать ответчика предоставить документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области для государственной регистрации права собственности муниципального образования «город Челябинск» в отношении межквартального проезда вдоль домов <адрес> протяженностью 450 метров.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Курчатовского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать межквартальный проезд вдоль домов <адрес> протяженностью 450 метров бесхозяйной недвижимой вещью.
Обязать администрацию г. Челябинска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи объекта межквартальный проезд вдоль домов <адрес> протяженностью 450 метров, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Советский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: Велякина Е.И.