Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Советский районный суд г. Челябинска (Челябинская область) |
Дата поступления | 06.03.2018 |
Дата решения | 03.05.2018 |
Статьи кодексов | ст. 19.5 ч.27 КоАП РФ |
Судья | Жукова Ольга Валерьевна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | 44f8f65a-88bc-3467-8dc2-25ce4f2c3781 |
Дело 12-281/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск 03 мая 2018 года
Судья Советского районного суда г. Челябинска Жукова О.В.
при секретаре Юриной Е.А.,
с участием защитника юридического лица - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области - Комлева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области [СКРЫТО] Н.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Челябинска Дудиной И.С. от 16 января 2018 года об административном правонарушении в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области по части 27 статьи 19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Челябинска Дудиной И.С. от 16 января 2018 года Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, на основании части 27 статьи 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Из постановления мирового судьи и протокола об административном правонарушении следует, что юридическое лицо – Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, в срок до 28 октября 2017 года не исполнило Предписание № 9/10-207, выданное 28 сентября 2017 года УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области, а именно: на автодороге Южноуральск-Магнитогорск не ликвидировал дефекты покрытия проезжей части.
В своей жалобе защитник юридического лица [СКРЫТО] Н.А. просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, в связи с нарушением мировым судьей норм материального права. Указывает, что согласно Порядку ремонта и содержания дорог Челябинской области «Проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется с привлечением подрядных организаций в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», работы по содержанию автомобильных дорог регионального и муниципального значения Челябинской области проводят подрядные организации по итогам закупки. По итогам открытого аукциона в электронной форме 04.05.2016 года с ЗАО «******** заключен государственный контракт № 2016.90377/59-д на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения Челябинской области, в состав которого входит выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Южноуральск-Магнитогорск, дефекты которой выявлены 18.09.2017 года. Министерством подрядной организации было выдано предписание об устранении выявленных недостатков, в ответ на предписание подрядная организация пояснила, что работы будут включены в план работ на 2018 года, в связи с наступившими неблагоприятными климатическими условиями. Согласно пункта 13.3 Государственного контракта от 04.05.2016 года, подрядчик несет имущественную, административную и иную ответственность за неисполнение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании Объекта, а также за неисполнение предписаний Государственного заказчика, если такое неисполнение влечет несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, что не было исследовано мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Участвующий в судебном заседании защитник Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Комлев А.В., доводы, изложенные в жалобе поддержал, просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо – старший государственный инспектор по особым поручениям УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области ********. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлял.
Судом принято решение о рассмотрении жалобы в отсутствие старшего государственного инспектора по особым поручениям УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области ********
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи, суд не усматривает.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 28.09.2017 государственным инспектором безопасности дорожного движения полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области ******** в адрес Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области выдано предписание об устранении в срок 30 суток с момента получения предписания выявленных нарушений требований законодательства и ликвидации дефектов покрытия проезжей части автомобильной дороги Южноуральск-Магнитогорск, Восточный обход г. Челябинска.
Данное предписание получено Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области 28 сентября 2017 года, по состоянию на 28 октября 2017 года указанное предписание исполнено не было.
Виновность Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 27 статьи 19.5 КоАП РФ установлена при рассмотрении дела об административном правонарушении и подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от 14.11.2017 года, в котором указаны обстоятельства совершенного правонарушения (л.д. 3-6);
- предписанием № 9/10-207 от 28.09.2017 года, согласно которому, Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в срок 30 суток с момента получения предписания предлагается устранить выявленные недостатки автомобильных дорог (л.д. 7-9);
- актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги № 536 от 18.09.2017 года, согласно которому на участке автодороги Южноуральск-Магнитогорск с 182+200 км по 183 +500 км. (левая проезжая часть, правая полоса) выявлены дефекты покрытия проезжей части в виде колеи: длиной 1300 м, шириной 30 см и глубиной 3.5 см (правая полоса); длиной 1290 м, шириной 27 см и глубиной до 2.5 см (левая полоса), чем нарушены требования пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, с фототаблицей (л.д. 10-22);
- актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги № 531, 532, 533 от 14.09.2017 года, согласно которым на участке с 18 по 20 км, с 27 по 29 км, с 39 км 800 м по 40 км 300 м Восточный обход г. Челябинска выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги в виде колеи (л.д. 23-25);
- копией акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги № 627 от 01.11.2017 года, согласно которому на участке автодороги Южноуральск-Магнитогорск с 182+200 км по 183 +500 км. (левая проезжая часть, правая полоса) выявлены дефекты покрытия проезжей части в виде колеи: длиной 1300 м, шириной 30 см и глубиной до 4.5 см (правая полоса); длиной 1290 м, шириной 27 см и глубиной до 4 см (левая полоса), чем нарушены требования пункта 3.1 ГОСТ Р 50597-93, с фототаблицей (л.д. 26-32);
- копией акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги № 628 от 01.11.2017 года, согласно которому на автодороге Южноуральск-Магнитогорск на участке 40 +700 (левая полоса
) выявлены дефекты покрытия проезжей части в виде колеи: длиной 500 м шириной 30 см, глубиной 5 см, (левая полоса) длиной 500 м, шириной 32 см и глубиной до 4 см (правая полоса), чем нарушены требования пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, с фототаблицей (л.д. 33-45);
- копией акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги № 625 от 01.11.2017 года, согласно которому на автодороге обход восточный г.Челябинска с 1 по 45 км выявлены недостатки в содержании дороги: 1) с км 18+000 до 20 +000 (правая полоса) дефект покрытия проезжей части в виде двух колей, правая колея длиной 2000 м, ширина 45 см, глубина 4.5 см, левая колея длиной 2000 м, ширина 43 см, глубина 4.5 см; 2) с км 18+000 до 20+000 (левая полоса) дефект проезжей части в виде колеи, правая колея длиной 2000 м, шириной 46 см, глубиной 4.5 см, левая колея длиной 2000 м, ширина 44 см, глубиной 4.5 см; 3) с 27+000 км до 29+000 правая полоса движения: левая колея длиной 2000 м, шириной 45 см, глубиной 5 см, левая колея 2000 м, ширина 46 см, глубина 5 см; 4) с км 36+200 по 36+400 (правая полоса движения) дефекты покрытия проезжей части в виде колеи. Правая колея длиной 200 м, ширина 40 см, глубина 5 см, левая колея длиной 200 м, ширина 40 см, глубина 5 см; 5) с км 39+800 до 40+ 300 (правая полоса движения) дефекты покрытия проезжей части в виде колеи. Правая колея длиной 500 м, ширина 46 см, глубина 5 см, левая колея длиной 500 м, шириной 43 см, глубиной 5 см, с фототаблицей (л.д. 46-48);
- письмом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 02.10.2017 года на имя Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области ********. (л.д. 50);
- письмом АО «********», согласно которому участки автомобильных дорог, указанных в предписании, будут включены в план работ по устройству выравнивающего слоя на 2018 год (л.д. 51);
Перечисленные доказательства суд расценивает как достоверные, допустимые, а в своей совокупности достаточные для установления виновности Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в инкриминируемом административном правонарушении.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ, заключается в бездействии либо осуществлении действий, направленных на невыполнение законного предписания (постановления, представления, решения) органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, а также муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Согласно подпункту "б" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998г. N 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктом 3.1.1, 3.1.2 "ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, в связи с чем, доводы жалобы о невозможности проведения подрядчиком работ, в связи с неблагоприятными климатическими условиями, являются несостоятельными.
Доводы жалобы о том, что ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог возлагается на подрядную организацию АО «********», являются несостоятельными.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно пункту 12 статьи 3 вышеназванного Закона, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
При этом порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, а следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Как следует из пункта 3 Постановление Правительства Челябинской области от 18.04.2012 N 166-П "Об утверждении Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Челябинской области" (вместе с "Порядком ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Челябинской области"), организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее именуется - Министерство), осуществляется указанным Министерством.
В соответствии с пунктом 18 раздела III «Функции Министерства» Постановления Губернатора Челябинской области от 29.12.2014 N 280 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области" Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции учета автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области.
Следовательно, ответственным за содержание участка автодорог Южноуральск-Магнитогорск, Восточный обход г.Челябинска является Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
Согласно материалам дела, 04 мая 2016 года между Министерством и ЗАО «********» заключен государственный контракт № 2016.90377/59-д на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2012 N 166-П "Об утверждении Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Челябинской области", проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется с привлечением подрядных организаций в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Приемка результатов выполненных подрядными организациями работ по ремонту автомобильных дорог осуществляется Министерством в соответствии с условиями заключенного контракта на их выполнение.
Обязанность Министерства осуществлять контроль за исполнением контракта ЗАО «********» закреплена в пунктах 7.1.1, 7.2.2 Государственного контракта.
Заключение контракта на проведение работ не освобождает ответственное за содержание дорог лицо от административной ответственности, поскольку заключение контракта является лишь формой (способом) организации работ по исполнению возложенной законом обязанности.
Таким образом, на Министерство возложена организация и осуществление содержания и ремонта (в том числе капитального) автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, поэтому оно является субъектом вменяемого административного правонарушения, и в отношении него обоснованно был составлен протокол об административном правонарушении, содержание которого соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что мировым судьей не исследовались обстоятельства заключения Государственного контракта и обязанность подрядчика по выполнению работ, являются несостоятельными.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела мировой судья всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, мировой судья верно пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ.
Каких либо нарушений норм материального и процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области мировым судьей установлено не было. Не установлено таких нарушений и при рассмотрении жалобы районным судом.
При таких обстоятельствах, судья считает установленной виновность Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Постановление мирового судьи отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, в нем приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства вины, исследованные в судебном заседании, решение по делу должным образом мотивировано.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
Административное наказание Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области назначено в пределах санкции части 27 статьи 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, а также с учетом всех смягчающих и отягчающих ответственность Министерства обстоятельств.
Согласно статье 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Наказание, назначенное мировым судьей, в полной мере соответствует цели административного наказания – предупреждению совершения новых правонарушений.
Оснований для отмены постановления мирового судьи и прекращения производства по делу, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Челябинска Дудиной И.С. от 16 января 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области – оставить без изменения, а жалобу защитника Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области [СКРЫТО] Н.А. на указанное постановление - без удовлетворения.
Решение вступает в силу немедленно после его вынесения, и может быть обжаловано путем подачи жалобы в порядке надзора в Челябинский областной суд.
Судья: О.В. Жукова