Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Советский районный суд г. Челябинска (Челябинская область) |
Дата поступления | 02.03.2021 |
Дата решения | 26.03.2021 |
Статьи кодексов | |
Судья | Самойлова Татьяна Геннадьевна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | cfe9bc48-849a-346f-90fc-ec96fb606bc3 |
Дело № 12-149/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление делу
об административном правонарушении
г. Челябинск 26 марта 2021 года
Судья Советского районного суда г. Челябинска Самойлова Т.Г., при секретаре Валитовой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Челябинска от 04 декабря 2020 года о привлечении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области постановлением мирового судьи судебного участка №2 Советского района г. Челябинска от 04 декабря 2020 года признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 120000 рублей.
В жалобе Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в лице представителя [СКРЫТО] В.Ю. просит вынесенное мировым судьей постановление отменить и производство по делу прекратить либо снизить размер назначенного наказания, ссылаясь на то, что Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области не в полномочиях самостоятельно устранять выявленные недостатки автомобильных дорог при наличии заключенного 10 января 2019 года с ЗАО «Ойкумена» государственного контракта №2-д на выполнение работ по содержанию автомобильных дорого общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области, включая автомобильную дорогу Черноречье-Чесма-Варна-Карталы-Бреды. Следовательно, ЗАО «Ойкумена» в силу заключенного государственного контракта является лицом, ответственным за наступление вредных гражданско-правовых последствий в связи с ненадлежащим содержанием автомобильных дорог Челябинской области. Министерство в рамках осуществления контроля за содержанием автомобильных дорог выдало Государственному подрядчику предписание №9541 от 10 сентября 2020 года об устранении дефектов дорожного покрытия автомобильной дороги Черноречье-Чесма-Варна-Карталы-Бреды, нанесению горизонтальной дорожной разметки, установке дорожных знаков. Работы подрядной организацией по устранению дефектов дорожного покрытия выполнялись в течение 2020 года согласно данных Журнала производства работ по содержанию автомобильных дорог. Дорожные знаки, являющиеся знаками индивидуального проектирования, требуют определенных временных затрат и будут установлены ЗАО «Ойкумена» в 2021 года, работы по нанесению горизонтальной дорожной разметке выполнены. В связи с указанными обстоятельствами просит снизить размер назанченного наказания.
В судебное заседание представитель Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области не явился, о месте и времени рассмотрения поданной им жалобы извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ОМВД России по Варненскому району Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении жалобы Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении по доводам жалобы судья приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в силу п. 6 и п. 11 ст. 3 которого, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дорог.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог (как одна из составляющих дорожной деятельности – ст. 3 данного закона) осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 «О Правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Требования ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Исходя из положений приведенных норм и п. п. 13, 15 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, в ходе исполнения государственной функции по контролю за обеспечением безопасности дорожного движения государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Варненскому району Челябинской области 07 сентября 2020 года в 09 часов 15 минут на 86 км въезд в с. Варна а/д Черноречье-Чесма-Варна-Карталы-Бреды выявлены нарушения обязательных требований п.п. 5.2.4, 6.2 и 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в виде: отсутствия горизонтальной дорожной разметки, предусмотренной проектом организации дорожного движения; отсутствия 3 (трех) дорожных знаков 6.10.1 и наличия дефектов на проезжей части в виде просадок, выбоин и проломов, о чем составлен соответствующий Акт.
Действия Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и виновность Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в его совершении подтверждаются: Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 07 сентября 2020 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 сентября 2020 года; протоколом об административном правонарушении от 11 сентября 2020 года №74ОО 002811; проектом организации дорожного движения автомобильной дороги Черноречье-Чесма-Варна-Карталы-Бреды; рапортом должностного лица административного органа; предписанием №118 от 07 сентября 2020 года и иными материалами дела.
Объективных данных, ставящих под сомнение вышеуказанные доказательства, в деле не содержится.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья правильно установил обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, как и достаточных доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Доводы защитника Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о том, что Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области не в полномочиях самостоятельно устранять выявленные недостатки автомобильных дорог при наличии государственного контракта №2-д на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области, заключенного 10 января 2019 года с ЗАО «Ойкумена», являются не состоятельными.
Заключение государственного контракта с подрядной организацией не освобождает Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от административной ответственности за нарушение правил их содержания автомобильных дорог, поскольку невыполнение подрядчиком своих договорных обязательств влечет гражданско-правовую ответственность.
Таким образом, Министерство дорожного хозяйства и транспорта, будучи уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Челябинской области, обязанным содержать дороги общего пользования регионального (областного) или межмуниципального значения, является субъектом административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, размер которого ниже низшего предела, установленного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений, влекущих возможность отмены постановления, мировым судьей не допущено, обжалуемое постановление является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Челябинска от 04 декабря 2020 года в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области оставить без изменения, а жалобу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Самойлова Т.Г.