Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Челябинский областной суд (Челябинская область) |
Дата поступления | 24.01.2022 |
Дата решения | 16.02.2022 |
Статьи кодексов | ст. 8.32 ч.4 КоАП РФ |
Судья | Жуков Андрей Андреевич |
Результат | Вынесено решение по существу |
Судебное решение | Есть |
ID | f176dc1f-210d-358b-88ff-f5efd2c5f624 |
Дело № 7-174/2022 Судья: Янковская С.Р.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 16 февраля 2022 года
Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при помощнике Перепечиной В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] на решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 16 ноября 2021 года, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,
у с т а н о в и л:
постановлением <данные изъяты> Главного управления лесами Челябинской области Н.В.Н. № 92 от 03 августа 2021 года открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее также – Общество, ОАО «РЖД») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено администратпивное наказание в виде административного штрафа в размере 530000 рублей.
Решением судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 16 ноября 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ОАО «РЖД» без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, защитник ОАО «РЖД» [СКРЫТО] А.И. просит постановление должностного лица, решение судьи отменить на основании части 2 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Подробно излагая свою позицию, в обоснование доводов жалобы указывает, что при рассмотрении дела должностным лицом и судьей допущены процессуальные нарушения, являющиеся основанием для отмены решения судьи и прекращения производства по делу. Так судьей районного суда оставлены без внимания доводы жалобы заявителя. Материалы дела не содержат достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения. Административным органом не указано, какие действия (бездействия) послужили причиной возникновения лесного пожара. Место возникновения пожара и его причина возникновения не установлены, соответственно не установлена причинно-следственная связь между возгоранием и бездействием общества по непринятию мер пожарной безопасности. Считает, что факт неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности, или иные воздействия на лесные насаждения, повлекшие возникновение пожара не доказан. Полагает, что при фиксации вмененного правонарушения, вынесении постановления административный орган вопрос о наличии либо отсутствии вины общества в нарушении Правил пожарной безопасности не исследовался.
В судебном заседании защитник ОАО «РЖД» [СКРЫТО] А.И. доводы жалобы поддержал в полном объеме, ходатайство о восстановлении срока обжалования не поддержал, поскольку срок не пропущен.
Законный представитель ОАО «РЖД», представители ТО «Каслинское лесничество», Главного управления лесами Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступило. На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав защитника, изучив доводы жалобы, возражения на жалобу, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров лесах.
Как следует из статей 53, 53.1 Лесного кодекса РФ, Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением правительства Российской Федерации №1614 от 07 октября 2020 года и устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 37 Правил установлено, что полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Пунктом 38 Правил установлено, что владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, перевозчики, а также юридические лица, использующие земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, обязаны: не допускать эксплуатации тепловозов, не оборудованных искрогасительными и (или) искроулавливающими устройствами, на участках железнодорожных путей общего и необщего пользования, проходящих через лесные массивы; организовывать в период пожароопасного сезона при высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесу патрулирование на проходящих через лесные массивы участках железнодорожных путей общего и необщего пользования в целях своевременного обнаружения и ликвидации очагов огня; в случае возникновения пожаров в полосе отвода железной дороги или вблизи нее немедленно организовать их тушение и сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил.
На основании 10 Правил со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 45 минут на территории Аракульского участкового лесничества ТО Каслинского лесничества в квартале №. выдел 4 произошел лесной пожар вдоль
железной дороги. Лесничим Аракульского участкового лесничества территориального отдела Каслинское лесничество Ф.А.К.. при проведении административного расследования по факту данного пожара на площади 1.5 га. Было установлено, что причиной данного пожара стал переход огня с линейного объекта (<адрес>) с кадастровым номером №. Из выписки ЕГРН правообладателем данной территории является ОАО «Российские железные дороги».
В протоколе осмотра места происшествия от 26 мая 2021 года специалистами ОНД и ПР по Каслинскому и Кунашакскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Челябинской области указано, что к лесному массиву, где был обнаружен лесной пожар с западной стороны примыкает участок земли иной категории, а именно полоса отвода железной дороги, перегон Маук-Кыштым 137 км.
Установлено, что ОАО «Российские железные дороги» не выполнило условия, необходимые о недопущении и распространении пожаров, а именно полоса отвода железной дороги не была очищена от валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, также границы полосы отвода железной дороги не была отделена от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3-5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
По указанному факту должностным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому было установлено, что ОАО «Российские железные дороги» не выполнило требование пункта 37 Правил пожарной безопасности в лесах на земельном участке, примыкающем к лесному фонду.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом № 3/13 от 01 июля 2021 года об административном правонарушении; актом №3/20 о лесном пожаре от 26 мая 2021 года; письменным объяснением Б.Г.А. от 25 мая 2021 года; письменным объяснением В.А.С. от ДД.ММ.ГГГГ; письменным объяснением К.О.Н. от 26 мая 2021 года; письменным объяснением М.А.А. от 26 мая 2021 года; актом от 27 мая 2021 года; протоколом осмотра места происшествия от 26 мая 2021 года; фототаблицей по факту лесного пожара; выпиской из ЕГРН и другими материалами дела.
Указанные доказательства оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совокупности подтверждают наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с данной оценкой не имеется.
Каких-либо объективных доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы, в деле об административном правонарушении не имеется.Постановление должностного лица отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. В нем содержатся все необходимые сведения относительно события административного правонарушения, обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу. Представленные должностному лицу доказательства исследованы в полном объеме и им дана соответствующая оценка, положенная в основу вынесенного постановления.
Доводы жалобы, что материалы дела не содержат достаточных данных и допустимых доказательств подтверждающих факт совершения административного правонарушения, доказательств исследования административным органом и судом первой инстанции документов, устанавливающих вину ОАО «РЖД» в материалах дела об административном правонарушении не имеется, оспариваемое постановление вынесено на основании материалов дела, полученных с нарушением установленного порядка, подлежат отклонению как несостоятельные.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений статьи 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Из материалов дела следует, что вышеуказанные требования судьей районного суда были выполнены, дана оценка имеющимся в материалах дела доказательствам.
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено на основании материалов дела полученных с нарушением закона не имеется.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», протоколы и иные материалы ранее прекращенного уголовного дела в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности за те же действия (бездействие), могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Каких-либо объективных доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы, в деле об административном правонарушении не имеется.
Доводы жалоб, что материалы дела не содержат достаточных данных и допустимых доказательств, подтверждающих факт совершения административного правонарушения, оспариваемое постановление вынесено на основании материалов дела, полученных с нарушением установленного порядка, подлежат отклонению как несостоятельные.
Объектом посягательства правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах. Рассматриваемое правонарушение посягает также и на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России. Таким образом, объект посягательства данного правонарушения имеет комплексный характер.
Правила пожарной безопасности установлены статьями 52 - 53.8 Лесного кодекса РФ, Федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1614 от 07 октября 2020 года.
На основании пункта 38 Правил, владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, перевозчики, а также юридические лица, использующие земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, обязаны не допускать эксплуатации тепловозов, не оборудованных искрогасительными и (или) искроулавливающими устройствами, на участках железнодорожных путей общего и необщего пользования, проходящих через лесные массивы; организовывать в период пожароопасного сезона при высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесу патрулирование на проходящих через лесные массивы участках железнодорожных путей общего и необщего пользования в целях своевременного обнаружения и ликвидации очагов огня; в случае возникновения пожаров в полосе отвода железной дороги или вблизи нее немедленно организовать их тушение и сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 39 Правил, на участках железнодорожных путей общего и необщего пользования, проходящих через лесные массивы, не разрешается в период пожароопасного сезона выбрасывать горячие шлак, уголь и золу, горящие окурки и спички из окон и дверей железнодорожного подвижного состава.
Частью 4 статьи 8.32 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Материалами дела установлено, что причиной пожара явился переход огня с территории земельного участка с кадастровым номером 74:09:0000000:105 на земли лесного фонда в квартал № 72 выдел: Аракульского участкового лесничества Каслинского лесничества. Площадь лесного фонда, пройденная огнём, составила 1.5 га. Ущерб, причинённый лесным насаждениям в результат лесного пожара в части повреждения деревьев не до степени прекращения роста, составил 3274103 рублей 60 копеек.
В протоколе осмотра места происшествия от 26 мая 2021 года специалистом ОНД и ПР Каслинскому и Кунашакскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Челябинской области указано, что при осмотре полосы отвода железной дороги, наблюдаются следы воздействия огня, в виде выгорания сухой травянистой растительности. Данный участок полностью заросший травянистой и кустарниковой растительностью. По границе полосы отвода ж/д перегон Маук-Кыштым 137 км. отсутствует минерализованная полоса (опашка) или очистка от растительности.
Таким образом, ОАО «РЖД» по состоянию на 25 мая 2021 года не была проведена очистка границы полосы отвода железной дороги на территории земельного участка кадастровым номером 74:09:0000000:105, прилегающего к кварталу № 72 выдел Аракульского участкового лесничества Каслинского лесничества, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков на полосе шириной не менее 10 метров - противопожарная минерализованная полоса, что привело к переходу огня с полосы отвода железной дороги перегон Маук-Кыштым 137 км. на земли лесного фонда и причинении ущерба Российской Федерации.
Позиция защитника, что при рассмотрении дела не исследовался вопрос вины во вменяемом правонарушении, ОАО «РЖД» было привлечено к ответственности без выяснения причин возникновения пожара и определения степени вины в его возникновении, получили оценку со стороны судьи районного суда, оснований для переоценки не усматриваю.
Ответственность по вменяемой юридическому лицу статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба. При этом, вопреки доводам жалобы законодатель не связывает рассматриваемое правонарушение с установлением факта именно неосторожного обращения с огнем.
Материалами дела установлено, что невыполнение обязанности со стороны ОАО «РЖД» по очистке от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, что и повлекло к переходу пожаров с полосы отвода железной дороги на земли лесного фонда, распространению их по лесным землям на территории Аракульского участкового лесничества Каслинского лесничества, причинив тем самым вред лесным насаждениям.
Таким образом, необеспечение контроля за проведением предупредительных противопожарных мероприятий со стороны общества образует объективную сторону части 4 статьи 8.32 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы должностным лицом и судьей районного суда установлены место возникновения пожара и его причина возникновения, а также причинно-следственная связь между возгоранием и бездействием общества по непринятию мер пожарной безопасности.
Постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Событие административного правонарушения установлено на основании представленных материалов дела. Судьей городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции назначенной статьи, учтены все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения дела по существу, данные о личности правонарушителя.
Безусловных оснований для отмены вынесенных по делу решений, не усматриваю.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
Р Е Ш И Л:
решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 16 ноября 2021 года, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», оставить без изменения, жалобу защитника Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - [СКРЫТО] Алексея [СКРЫТО] - без удовлетворения.
Судья: А.А. Жуков