Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Челябинский областной суд (Челябинская область) |
Дата поступления | 10.06.2019 |
Дата решения | 16.09.2019 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Туркова Галина Леонидовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | fe354029-e4ab-3631-a55e-a6bbe55b8dd8 |
Дело № 3а-119/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2019 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л.,
при секретаре Жернаковой В.О.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промсырье» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Промсырье» обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Управления Росреестра по Челябинской области, Управлению Росреестра по Челябинской области, заинтересованному лицу- Администрации Южноуральского городского округа Челябинской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 21811,02 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – «земли населенных пунктов», вид использования – «для размещения производственной базы», установив её равной рыночной стоимости в размере 2 312 000 рублей по состоянию на 01 октября 2014 года. В обоснование административного иска общество представило отчет № 316/2-2018/19-02 об оценке рыночной стоимости, подготовленный Негосударственной экспертной организацией, указав на соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Представитель ООО «Промсырье» в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил установить кадастровую стоимость в размере, определенном по результатам судебной экспертизы.
Представитель Министерства имущества Челябинской области в судебном заседании не возражал против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере, определенном судебной экспертизой.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Южноуральского городского округа Челябинской области в судебном заседании с административным иском не согласилась, указав на то, что его удовлетворение повлечет уменьшение арендной платы и снижение доходной части бюджета муниципального образования.
Управления Росреестра по Челябинской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по Челябинской области в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 245 КАС Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право юридических лиц и граждан обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела ООО «Промсырье» является арендатором земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером <данные изъяты> с 10 декабря 2013 года по 31 декабря 2023 года.
Право аренды ООО «Промсырье» зарегистрировано в ЕГРН.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку расчет платы за аренду земли, находящееся в муниципальной собственности, производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определение кадастровой стоимости спорного земельного участка затрагивает права и обязанности административного истца, являющегося плательщиком арендной платы.
В силу части 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию является обязательным. ООО «Промсырье» обратилось в комиссию 27 февраля 2019 года. Решением комиссии от 19 марта 2019 года в удовлетворении заявления было отказано (л.д.17-18, т.1).
Действующие результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Челябинской области утверждены Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 10 ноября 2015 г. № 263-П по состоянию на 01 октября 2014 года.
Спорный земельный участок вошел в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена указанным выше приказом. Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № <данные изъяты> определена по состоянию на 01 октября 2014 года в размере 17 540 422, 28 рублей.
Как указывается в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, требования ООО «Промсырье» могут быть удовлетворены в отношении спорного земельного участка по состоянию на 01 октября 2014 года.
При разрешении дел об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной, одним из допустимых письменных доказательств в обоснование заявленных требований является отчет независимого оценщика.
Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В обоснование заявленных требований ООО «Промсырье» представило отчет об оценке № 316/2-2018/19-02 об оценке рыночной стоимости, подготовленный Негосударственной экспертной организацией.
Представленный административным истцом отчет об оценке, согласно заключению судебной экспертизы, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, что повлекло занижение рыночной стоимости.
Согласно заключению судебной экспертизы № 026-05-01445 от 03 сентября 2019 года, проведенной экспертом ФИО1., вышеуказанному отчету об оценке рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 октября 2014 года составила 4 486 000 рублей.
Размер рыночной стоимости земельного участка, подтвержденный вышеуказанным экспертным заключением от 03 сентября 2019 года, участвующими в деле лицами не оспорен. В порядке статьи 77 КАС РФ о назначении экспертизы ни Министерство, ни иные участвующие в деле стороны и заинтересованные лица не ходатайствовали.
Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ имеющиеся в материалах дела доказательства рыночной стоимости земельного участка, суд находит заключение экспертизы достоверным, отвечающим требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки (ФСО №1 - «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки», утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297; ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», утв. приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298; ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 г. N 299; ФСО № 4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508; ФСО № 5 «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011 г. № 328; ФСО № 6 «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011 г. № 628; ФСО № 7 - «Оценка недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. № 611, а также стандартами и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) не установлено.
Правовая природа административного иска об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости направлена на установление сведений федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носящих общедоступный характер и использующихся для определения налоговых и иных платежей (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28). Результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость на ту же дату, в связи с чем, требования истца, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих требований полученные в предусмотренном законом порядке допустимые и относимые доказательства, подлежат удовлетворению.
Датой обращения административного истца с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 27 февраля 2019 года – дату подачи заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «Промсырье» удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 21811,02 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – «земли населенных пунктов», вид использования – «для размещения производственной базы», установив её равной рыночной стоимости в размере 4 486 000 (Четыре миллиона четыреста восемьдесят шесть тысяч) рублей по состоянию на 01 октября 2014 года.
Датой подачи заявления считать 27 февраля 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий