Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Тюменский районный суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 21.04.2021 |
Дата решения | 18.06.2021 |
Категория дела | 0б оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации |
Судья | Губская Наталья Владимировна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 76043ea7-030c-3340-90df-66f7d80267ce |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 18 июня 2021 года
дело № 2а-1787/2021
УИД 72RS0013-01-2021-001520-17
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Губской Н.В.,
при секретаре Пугиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Тюменского муниципального района Тюменской области о признании уведомления незаконным и возложении обязанности повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Тюменского муниципального района Тюменской области о признании уведомления незаконным и возложении обязанности повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика было направлено уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС на указанном земельном участке, ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесено обжалуемое уведомление, в котором указано, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок, в пределах которого планируется строительство индивидуального жилого дома, расположен в границе зоны с особыми условиями использования территории «Территория умеренного подтопления, прилегающая к зоне затопления территории г. Тюмени и Тюменского района Тюменской области, затапливаемой водами р. Тура с притоками при половодьях и паводках 1-процентной обеспеченности». Полагает уведомление незаконным, несоответствующим требованиям Водного кодекса Российской Федерации, строительным нормам и правилами СНиП. Указывает, что несмотря на наличие инженерной защиты участка от подтопления, административным ответчиком отказано в согласовании строительства, чем нарушены права административного истца, как собственника земельного участка. Кроме того, выдача уведомления не может быть признана законной, так как сведения о границах зоны подтопления, к которой относится территория застройки «Решетникова-2» не внесены в ЕГРН. Таким образом, административный истец просит признать уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложить обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть уведомление, а также взыскать с административного ответчика в свою пользурасходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и почтовый расходы в размере 69 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Тюменской области, Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, а также отраженных в письменных пояснениях (л.д. 139-142).
Представитель административного ответчика администрации Тюменского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил возражения на административный иск, в которых просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, а также направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 76-83, 195).
Представитель заинтересованного лица Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил отзыв на административный иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 202-206).
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тюменской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика и заинтересованных лиц, явка которых в судебное заседание не была признана судом обязательной.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) государственного или муниципального служащего), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 983 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 186-189).
По результатам рассмотрения уведомления административный ответчик направил в адрес административного истца уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по тем основаниям, что земельный участок,в пределах которого планируется строительство индивидуального жилого дома, расположен в границе зоны с особыми условиями использования территории «Территория умеренного подтопления, прилегающая к зоне затопления территории г. Тюмени и Тюменского района Тюменской области, затапливаемой водами р. Тура с притоками при половодьях и паводках 1-процентной обеспеченности»(л.д. 13-15).
В силу ч. 1 и 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерациив целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредствомпочтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве). Указанная статья введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случаях, в том числе размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения использования земельных участков, в том числе в зонах с особыми условиями использования территорий.
На основании подп. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Пунктом 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления.
Вопросы установления зон затопления, подтопления регулируются водным законодательством.
В соответствии с п. 16 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определение территории и объекты.
Частью 3, п. 8 ч. 4 ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях санирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на определённые территории объекты и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
Частью 5 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что границы зон затопления, подтопления устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
В соответствии с п. 5 указанных Правил зоны затопления, подтопления считаются установленными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.
Приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ № определены границы зон затопления, подтопления территории г. Тюмень, Тюменского и Ярковского районов Тюменской области, прилегающих к реке Тура с притоками.Данный приказ является основанием для внесения сведений в ЕГРН, указанныйприказ до настоящего времени является действующим, не оспорен и не отменен (л.д. 101-104).
Согласно фрагменту карты зон с особыми условиями использования территории земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне с особыми условиями использования территории «Территория умеренного подтопления, прилегающая к зоне затопления территории г. Тюмени и Тюменского района Тюменской области, затапливаемой водами р. Тура с притоками при половодьях и паводках 1-процентной обеспеченности» (л.д. 90).
Согласно сведениям онлайн - сервиса «Публичная кадастровая карта», размещённого на официальном сайте Росреестра, выписке о зоне с особыми условиями использования территорий от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, в пределах которого планируется строительство индивидуального жилого дома, расположен в границах зон«Территория умеренного подтопления, прилегающая к зоне затопления территории г. Тюмени и Тюменского района Тюменской области, затапливаемой водами р. Тура с притоками при половодьях и паводках 1-процентной обеспеченности», с реестровым номером № (л.д. 117-121, 123).
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика поступило информационное письмо Департамента имущественных отношений Тюменской области, согласно которому в границах зон затопления, подтопления в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности отнесённых к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается, в том числе, строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления (л.д. 97-98).
Сведения о границах зон с особыми условиями использования территории занесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа №, то есть еще до регистрации права собственности истца на данный земельный участок, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 186-189).
Строительство жилых домов в зоне подтопления, затопления паводком возможно при условии оборудования объекта капитального строительства сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения в соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о невозможности строительства объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> без обеспечения инженерной защиты данного объекта от затопления, подтопления (проведения специальных защитных мероприятий).
Из объяснений истца в судебном заседании следует, что строительство объекта индивидуального жилищного строительства в настоящее время не начато, административный истец занимается проектированием жилого дома, были проведены инженерные изыскания с целью определения уровня грунтовых вод.
Ссылка административного истца на ответ администрации Новотарманского МО от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении коллективного обращения (л.д. 43-44) не может, по мнению суда, являться основанием для признания уведомления незаконным, поскольку согласно содержащейся в данном письме информации инженерной защитой в виде дренажной системы (водоотводные каналы) обеспечены автомобильные дороги общего пользования местного значения, находящиеся в муниципальной собственности Новотарманского муниципального образования, расположенные в д. Решетникова (с кадастровыми номерами №, №). Данное письмо не подтверждает обеспечение инженерной защитой принадлежащего истцу земельного участка. Более того, из перечня предоставленных в администрацию Тюменского муниципального района документов, приложенных к уведомлению о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства, не следует, что указанное письмо органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ было направлено административному ответчику для рассмотрения совместно с уведомлением.
Кроме того, судом учитывается, что представленные в судебном заседании административным истцом договор подряда на проектные работы от ДД.ММ.ГГГГ, технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям ООО «СибИКом» (л.д. 222-227, 232-299 том 1) также не были приложены им к уведомлению о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства, направленном для рассмотрения административному ответчику, что административным истцом не оспаривалось.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
Между тем, совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела судом не установлена. Обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспариваемого административным истцом уведомления, не установлено, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено администрацией Тюменского муниципального района в соответствии с действующим на момент его вынесения законодательством, в пределах предусмотренной законом компетенции данного органа, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований дляудовлетворенияадминистративного иска.
Руководствуясь Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, ст.ст. 218, 219, 221, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требованийФИО1 к администрации Тюменского муниципального района Тюменской области о признании уведомления незаконным и возложении обязанности повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено 02 июля2021 года.
Судья (подпись) Губская Н.В.
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья Губская Н.В.