Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Тюменский районный суд (Тюменская область) |
Дата поступления | 25.03.2020 |
Дата решения | 18.06.2020 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 8.7 ч.2 |
Судья | Шабалина Марина Федоровна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | e74facd5-1cd3-33a8-ba77-9a0cf2b3c8e5 |
№
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
<адрес> 18 июня 2020 года
Тюменский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи М.Ф. Шабалиной, с участием:
ФИО1 ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» ФИО2, ФИО3
ФИО1 по <адрес>, ЯНАО и ХМАО-Югре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» ФИО6 на постановление начальника отдела земельного надзора ФИО1 по <адрес>, ЯНАО и ХМАО ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ которым федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (<данные изъяты>) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела земельного надзора ФИО1 по <адрес>, ЯНАО и ХМАО ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей, за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно вышеуказанному постановлению от ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья» не выполнило на земельных участках площадью 477 112 м2, 1 365 537 м2, кадастровые номера № соответственно установленные требования и не провело обязательные мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства (навоз КРС) на площади 8508 м2, 4135 м2 соответственно, за что было привлечено к ответственности по ч.2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным должностным лицом постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» ФИО6 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление
№ от ДД.ММ.ГГГГ и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в области охраны окружающей среды по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить.
В обосновании своих требований указывает на то, что в действиях университета нет события совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Фактическое использование земельных участков с кадастровым номером № осуществлялось Учхозом на основании договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ (перезаключен ДД.ММ.ГГГГ). Материалами административного дела также подтверждено, что административное правонарушение совершено именно учебным хозяйством при осуществлении им хозяйственной деятельности в сфере сельского хозяйства в рамках действующего договора, (л. 3 Постановления по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; п. 2 Представления о выявлении признаков нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, материалов планового (рейдового) осмотра№Р).
В судебном заседании ФИО1 ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление по делу отменить, производство прекратить.
ФИО1 по <адрес>, ЯНАО и ХМАО-Югре просила жалобу оставить без удовлетворения, считая постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду. Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения ФИО1 Федеральной службы по ветеринарному и фитосапитарному надзору но <адрес>, Ямало-Ненецкому и <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена внеплановая документарная проверка в отношении федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (далее - ФГБУ ВО «ГАУ Северного Зауралья»).
По результатам проведенной проверки был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно:
ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья» не выполнило на земельных участках площадью 477 112 м2, 1 365 537 м2, кадастровые номера № соответственно (входят в состав единого землепользования площадью 33353846 м2, расположенного по адресу: <адрес>, Горьковское МО, Кулаковское МО, Московское МО, кадастровый помер № находящегося у ФГБУ ВО «Государственный Аграрный Университет Северного Зауралья» в постоянном (бессрочном) пользовании, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства) установленные требования и не провело обязательные мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства (навоз КРС) на площади 8508 м2, 4135 м2 соответственно.
В ходе планового осмотра земельных участков с кадастровыми номерами №, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельные участки используются по целевому назначению. На участках присутствуют следы основной обработки почвы (вспашки).
В южной части земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:0604001:216, 72:17:0604001:217 на площади соответственно 8 508 м2 (длина 380 м2, ширина 22,3 м2) и 4 135 м2 (длина 360 м2, ширина 11,5 м2) присутствуют следы разлива отходов производства IV класса опасности (жидкой фракции навоза КРС). Разлив жидкой фракции навоза КРС осуществлен многочисленными полосами шириной 2,5-3 м непосредственно на поверхность земельного участка. Жидкая фракция навоза КРС в свежем состоянии, без признаков микробиологического разложения, цвет темно-коричневый, присутствует резкий специфический запах. (Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ N 242).
Для подтверждения (опровержения) факта загрязнения земель па земельных участках с кадастровыми номерами № на месте разлива жидкой фракции навоза КРС были отобраны и направлены на исследование в ФГБУ «Новосибирская МВЛ» почвенные пробы в количестве 120 шт., для исследования па содержание индекса энтерококков, коли-индекса и почвенные пробы в количестве 122 шт. для исследования на содержание нитратов. Также на земельных участках с кадастровыми номерами № в местах, где разлив жидкой фракции навоза КРС не осуществлялся, были отобраны фоновые пробы в количестве 2 шт. и 2 шт. соответственно для исследования на содержание индекса энтерококков, коли-индекса, нитратов.
Согласно протоколам испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №№, №№, №№, №№, экспертным заключениям от ДД.ММ.ГГГГ №№, №№, №№, №№, па земельных участках с кадастровыми номерами 72:17:0604001:216, 72:17:0604001:217 на площади соответственно 8 508 м2 и 4 002 м2 установлен факт порчи (загрязнения) земель - ухудшение качества земель, характеризующееся увеличением загрязняющих биологических агентов (индекса энтерококков, коли-ндекса) и химических веществ (нитратов). По показателям индекса энтерококков, коли-ндекса степень загрязнения почвы опасная и чрезвычайно опасная. Содержание нитратов при предельно допустимой норме 130 мг/кг составляет 136,28 - 373,52 мг/кг.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ установлен один из основных принципов земельного законодательства, закрепляющий приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Согласно ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ лица, не являющие собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
ГОСТом 26640-85 «Земли, термины и определения» утверждено, что охрана земель - комплекс организационно-хозяйственных, агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № № у ФГБУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» с ДД.ММ.ГГГГ в постоянном (бессрочном) пользовании находятся земельные участки площадью 477112 м2, 1365537 м2, кадастровые номера № входящие в состав единого землепользования площадью 33353846 м2, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Исходя из изложенного выше, ФГБУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» были нарушены п.п. 2 п. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2.3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», п. 3.2, 3.4, 3.7 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
ДД.ММ.ГГГГ инспектором отдела земельного надзора ФИО7 в отношении ФГБУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» был составлен протокол ААА № об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, который соответствует требованиям, указанным в ст. 28.2 КоАП РФ.
Вина ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный Университет Северного Зауралья» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, подтверждается следующими материалами дела: фотоснимками №№ от ДД.ММ.ГГГГ; план-схемой маршрута планового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; направлением №№, 2 от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами отбора образцов (проб) почвы №, 2 от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №№, №№; поручением от 25.11.2019г., поручением от 04.12.2019г.; заключением эксперта №; № от ДД.ММ.ГГГГ; №, № от ДД.ММ.ГГГГ; актом планового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №Р; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, которые были исследованы в судебном заседании.
Фактическое состояние земельных участков свидетельствует о бездействии со стороны ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный Университет Северного Зауралья» по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от загрязнения и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ.
Являясь субъектом земельных отношений ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный Университет Северного Зауралья» должен был не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Реальная возможность для выполнения предусмотренных законом требований, для осуществления в соответствии с п. 2.1. договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ контроля за использованием и охраной земель и недопущению действий, приводящих к ухудшению их качественных характеристик имелась.
К доводам, изложенным в жалобе, о том, что фактическую деятельность на земельных участках осуществлял Учхоз, с ним заключен договор возмездного оказания услуг, и поэтому данное лицо должно нести ответственность за нарушение, суд относится критически и расценивает их как способ уйти от административной ответственности, кроме того, они основаны на неверном толковании норм права.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, а, следовательно, и установленные законом обязанности. То есть, вступая в земельные правоотношения, Заявитель должен знать о существовании обязанностей, установленных п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ для данного вида правоотношений, и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.
По договору возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Заявитель предоставляет ФГУП Учхоз Тюменской ГСХА земельные участки общей площадью 4857 га для осуществления хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, п. 4 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе те, за которыми такое право на земельные участки сохраняется в силу п. 3 данной статьи, не вправе распоряжаться данными земельными участками.
В соответствии с ч. 3 ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.
Данное обстоятельство подтверждается также тем фактом, что между заявителем и ФГУП Учхоз Тюменской ГСХА заключен договор возмездного оказания услуг, который, согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, не предполагает передачу прав пользования земельными участками.
В этой связи указанный договор не является основанием для освобождения ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный Университет Северного Зауралья» от обязанности выполнять предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, а в данном случае, и от административной ответственности за неисполнение такой обязанности. При этом выбор мероприятий по защите земель осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно зависимости от его финансовых, технических и иных возможностей. В том числе, в целях осуществления таких мероприятий возможно привлечение ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный Университет Северного Зауралья» третьих лиц к гражданской ответственности по указанному договору.
При таких обстоятельствах в действиях ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный Университет Северного Зауралья» усматривается состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, должностным лицом правильно установлены фактические обстоятельства по делу и дана правильная правовая оценка действиям ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный Университет Северного Зауралья». Административное наказание назначено законно и обоснованно в пределах санкции статьи, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности. Оснований для отмены или изменения постановления должностного лица суд не усматривает.
Требования ФИО1 ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный Университет Северного Зауралья» в части отмены представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в области охраны окружающей среды по делу № от ДД.ММ.ГГГГ суд оставляет без рассмотрения, так как указанное требование подлежит рассмотрению в порядке главы 22 КАС и не может быть рассмотрено в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что не препятствует заявителю обратиться в дальнейшем с административным исковым заявлением.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела земельного надзора ФИО1 по <адрес>, ЯНАО и ХМАО ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ которым федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения.
Жалобу ФИО1 ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» ФИО6 - без удовлетворения, а в части обжалования представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в области охраны окружающей среды по делу № от ДД.ММ.ГГГГ без рассмотрения.
Решение суда может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течении 10 дней со дня вручения либо получения копии решения, путем подачи жалобы через Тюменский районный суд.
Судья М.Ф. Шабалина