Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 18.11.2021 |
Дата решения | 20.12.2021 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Добрынин Иван Николаевич |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 0a81bc3d-c04a-33ff-8806-8a50973ec325 |
Дело №а-9919/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 декабря 2021 года
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Добрынина И.Н.,
при секретаре судебного заседания - ФИО2,
с участием административного истца ФИО1 и его представителя ФИО3, представителя административного ответчика Военного комиссариата Ленинского АО <адрес> – ФИО4, представителя административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссариату Ленинского АО <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>», Призывной комиссии Военного комиссариата Ленинского АО <адрес> об оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом привлечения соответчиков) к Военному комиссариату Ленинского АО <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>», Призывной комиссии Военного комиссариата Ленинского АО <адрес> об оспаривании решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем направления ФИО1 для прохождения дополнительного медицинского обследования, мотивируя свои требования тем, что при проведении медицинского освидетельствования не были учтены его жалобы на состояние здоровья, его заболевания, анамнез не изучен, направление на обследование не выдано.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, дал объяснения.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, дал объяснения.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений, дала объяснения.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Ленинского АО <адрес> в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, дала объяснения.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов личного дела призывника следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете, по результатам медицинского освидетельствования решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № был признан годным к военной службе категории годности «Б» (показатель предназначения 3) с диагнозом: пониженное питание.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон).
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно Закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.1. Закона граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе), под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям, решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В соответствии с пунктами 15 - 20 Положения о военно-врачебной экспертизе освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по вышеуказанным категориям; в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» приложения № к настоящему Положению (далее - расписание болезней) и таблицей 1 приложения № к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы (п.18 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Из выписки из протокола заседания призывной комиссии, а также Личного дела призывника усматривается, что жалобы призывника, а также соответствующие медицинские документы были учтены по ст.13 (п. «д») «Расписания болезней» «Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации» (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) (далее - Расписание болезней) – «пониженное питание, алиментарное ожирение II степени» (категория Б3).
Таким образом, административному истцу обоснованно установлена категория годности к военной службе «Б» (показатель предназначения 3) с диагнозом: пониженное питание, что соответствует выявленным заболеваниям по ст.13 (п. «д») «Расписания болезней» и с диагнозом: пониженное питание, алиментарное ожирение II степени.
Как указывает административный истец, им сообщилось о наличии заболеваний: дефицит массы тела (ИМТ – 16,7 кг/м2) Гипертириоз? НУО? Гипокортициз?, что в соответствии со ст.13 Расписания болезней дает право для признания временно не годным к военной службе (категория годности «Г»), а также заболевания «Множественные невусы», что в соответствии со ст.10 (п. «б») Расписания болезней дает право для признания ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»).
Из представленного в материалы дела заключения врача-эндокринолога от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при осмотре врачом ФИО1 поставлен диагноз: дефицит массы тела (ИМТ – 16,7 кг/м2) Гипертириоз? НУО? Гипокортициз?.
Из представленного в материалы дела заключения врача-онколога-дерматолога от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при осмотре врачом ФИО1 поставлен диагноз: D22.9 Меланоморфный невус неуточненный. Множественные невусы кожи. Врожденный эпидермальный невус кожи спины. Невусы без атипии, без паталогии, без малигнизации. Общие рекомендации: наблюдение у терапевта, дерматолога по месту жительства; избегать хронической травматизации; возможно плановое удаление выступающих невусов в условиях косметологии, а также плановое иссечение невуса кожи спины у хирурга по месту жительства.
Указанные документы и выявленные заболевания учтены врачами специалистами по ст.10 (п. «в») «Доброкачественные новообразования (кроме доброкачественных новообразований нервной системы и мозговых оболочек), новообразования in situ» в) при наличии объективных данных без нарушения функции (категория годности А-2), а также по ст.13 (п. «д») «Расписания болезней» и с диагнозом: пониженное питание, алиментарное ожирение II степени (категория годности «В3»).
Доказательств того, что невусы на теле являются злокачественными образованиями, равно как доказательств оперативного или косметического вмешательства, и нарушения функций в виду наличия невусов материалы дела не содержат. Вопреки доводам административного истца доброкачественные образования в виде невусов на подлежащих тканях не препятствуют службе, ношению форменной одежды, в отсутствии иных данных могут указывать на более высокую категорию годности «В» (с умеренным или незначительным нарушением функции), которая административному истцу не устанавливалась.
Кроме того, при наличии недостаточности питания граждане подлежат обследованию и (или) лечению в стационарных условиях. При этом граждане при призыве на военную службу (военные сборы) признаются временно не годными к военной службе на 6 месяцев. Если по результатам обследования у граждан не выявлено вызывающих снижение массы тела заболеваний, то они подлежат освидетельствованию по пункту «д». При выявлении заболеваний, обуславливающих пониженное питание или недостаточность питания, граждане подлежат освидетельствованию по соответствующим статьям расписания болезней.
Если по результатам обследования у граждан не выявлено вызывающих снижение массы тела заболеваний, то они подлежат освидетельствованию по пункту «д».
Доказательств наличия каких-либо заболевания, указывающих на снижение массы тела, не представлено. Само по себе «пониженное питание» не является заболеванием, пониженный индекс массы тела был выявлен ранее в 2019 году. ДД.ММ.ГГГГ по осмотру врачом-хирургом было выявлено заболевание по МКБ - К42.9 (Пупочная грыжа без непроходимости или гангрены), детализация: диастаз белой линии живота с дефектом пупочного кольца, без ущемления; указано на отсутствие необходимости в оперативном лечении.
Как следует из «Расписания болезней» (ст.60) небольшая (в пределах физиологического кольца) пупочная грыжа, предбрюшинная липома, а также расширение паховых колец без грыжевого выпячивания при физической нагрузке и натуживании не являются основанием для применения этой статьи, не препятствуют прохождению военной службы и поступлению в военно-учебные заведения.
Статья 60 «Расписания болезней» к административному истцу не применялась.
Таким образом, административному истцу обоснованно присвоена наименьшая категория годности «Б» (показатель предназначения 3).
При принятии оспариваемого решения учтены данные объективного исследования, осмотра всех врачей, входящих в состав комиссии. Каких-либо данных (признаков), связывающих необходимость к направлению на дополнительное медицинское обследование, не выявлено.
Следовательно, медицинские документы о состоянии здоровья административного истца и проведенных исследованиях, существовавшие на день медицинского освидетельствования были приняты врачебной комиссией во внимание и оценены при определении категории годности.
Дополнительных документов, свидетельствующих о наличии у административного истца иных заболеваний, отягчающих его категорию годности, материалы личного дела призывника в себе не содержат и не административным истцом не представлены.
Представленный административным истцом протокол осмотра врача об обратном не свидетельствует.
Учитывая изложенное, решение о призыве административного истца на военную службу принято исходя из результатов проведенного призывнику медицинского освидетельствования и установленной призывнику категории годности к военной службе; последние определялись с учетом имеющихся в личном деле документов о состоянии его здоровья; объективных данных, свидетельствующих о наличии у административного истца заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, не установлено.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Военному комиссариату Ленинского АО <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>», Призывной комиссии Военного комиссариата Ленинского АО <адрес> об оспаривании решения призывной комиссии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд <адрес>.
Решение в окончательном виде будет составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья подпись И.Н.Добрынин
Решение в окончательном виде составлено ДД.ММ.ГГГГ.
№
№
№
№
№
№
№
№