Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 08.06.2020 |
Дата решения | 21.07.2020 |
Категория дела | ФЗ "О безопасности дорожного движения" |
Судья | Михалева Светлана Владимировна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1008843e-e430-329d-b513-4c7fb7065106 |
2а-4381/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень 21 июля 2020 года
Ленинский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Ломакиной С.В.,
при секретаре Устюговой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-4381/2020 по административному исковому заявлению прокурора г.Тюмени в интересах неопределенного круга лиц к [СКРЫТО] С.А. о прекращении права управления транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Тюмени в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о прекращении права управления транспортными средствами [СКРЫТО] С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Требования мотивирует тем, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения прокуратурой города установлены факты управления транспортным средством лицами, имеющими медицинские противопоказания для данного вида деятельности.
В соответствии с частью 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами данного закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, согласно статье 3 Федерального закона № 196-ФЗ, являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу абзаца 9 статьи 5 Федерального закона № 196-ФЗ одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 24 Федерального закона № 196-ФЗ закреплено право граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения
В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности движения заключается, в том числе и в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью такого освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители транспортных средств медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно статье 23.1 Федерального закона № 196-ФЗ, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных в таблице работ и видов профессиональной деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
В силу статьи 28 Федерального закона № 196 - ФЗ в качестве одного из оснований прекращения действия права на управление является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В ходе проведенной прокуратурой города Тюмени проверки установлено, что [СКРЫТО] Сергей [СКРЫТО] 21.01.1975 года рождения, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» с диагнозом «Пагубное употребление каннабиноидов» с 2014 года.
[СКРЫТО] С.А. имеет водительское удостоверение № от 14.05.2011, срок действия до 14.05.2021г.
Таким образом, управление автотранспортным средством - источником повышенной опасности лицом, имеющим медицинские противопоказания к осуществлению данного вида деятельности, может привести к дорожно-транспортном происшествию, повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, либо причинению иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы не только граждан, но и интересы общества и государства.
Стороны в судебное заседание не явились. О дате и времени рассмотрения дела извещены. Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представитель УМВД России по Тюменской области Макаров С.А. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление обоснованное и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 3 ст. 8 "Конвенции о дорожном движении", заключенной в г. Вена 08.11.1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г., установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (ч. 6 ст. 23 названного Федерального закона).
Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами (ч. 1 ст. 28 указанного Федерального закона).
В силу ст. 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных в таблице работ и видов профессиональной деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным вышеуказанным Постановлением, установлено, что противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелым стойким или часто обостряющимися болезненными проявлениями (выражение формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально), а дополнительными противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Судом установлено, что по информации ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» от 21.05.2020 года [СКРЫТО] С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на профилактическом наблюдении в ГБУЗ ТО «ОНД» с 11.08.2014г. с диагнозом «Пагубное употребление каннабиноидов». Включен в процесс медико-социальной реабилитации. Прошел курс амбулаторного лечения с 14.10 – 18.10.2019г. Предполагаемая дата повторной врачебной комиссии октябрь 2020 года. Последняя явка 25.02.2020г.
Ответчик имеет водительское удостоверение № от 14.05.2011г., действительно до 15.05.2021г.
Таким образом, судом установлено наличие у [СКРЫТО] Сергея [СКРЫТО] прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, что, безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения", и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты из прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Доказательств того, что ответчик не имеет противопоказаний к водительской деятельности, его состояние здоровья соответствует предъявляемым законом требованиям, не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и прекращении действия права управления транспортными средствами [СКРЫТО] С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая то, что заявленные требования удовлетворены, административный ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, суд считает необходимым взыскать с [СКРЫТО] Сергея [СКРЫТО] государственную пошлину в размере 300 рублей в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 114, 219, 227, 228, 178, 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования прокурора города Тюмени в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Прекратить право управления транспортными средствами [СКРЫТО] С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Взыскать с [СКРЫТО] С.А. госпошлину в доход муниципального образования городской округ Тюмень в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Тюмени.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.07.2020 года.
Судья С.В. Ломакина