Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 05.03.2021 |
Дата решения | 15.04.2021 |
Категория дела | Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Судья | Савельева Людмила Анатольевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 824ad18c-ff20-37b8-add0-64d8fed82a77 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2021 г. г. Тюмень
Ленинский районный суд г.Тюмени в составе: председательствующего: судьи Савельевой Л.А., при секретаре Коровиной В.Д., с участием административного ответчика [СКРЫТО] А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Тюмени №1 к [СКРЫТО] А.С. о взыскании пени по страховым вносам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> № обратилась в суд с административным иском к [СКРЫТО] А.С. о взыскании пени по страховым вносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ.в размере 2419, 42 руб.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, просил дело рассмотреть в его отсутствие, дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик [СКРЫТО] А.С. исковые требования не признал, суду пояснил, что указанная сумма уже дважды была взыскана судебными приставами, назад возвратили только одну сумму.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требование административного истца не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что [СКРЫТО] А.С. состоит на налоговом учете в ИФНС России по г.Тюмени №1 в качестве плательщика страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ
[СКРЫТО] А.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением пенсионного фонда РФ в г.Тюмени в отношении [СКРЫТО] А.С. была передана недоимка по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2419, 42 руб.
УПФР РФ в г.Тюмени [СКРЫТО] А.С. было выставлено требование на уплату пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ИФНС России по г.Тюмени №1 перевыставлено и направлено заказным письмом уточненное требование № от ДД.ММ.ГГГГ, аналогичное требованию УПФР РФ в г.Тюмени.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №10 Ленинского судебного района г.Тюмени с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с [СКРЫТО] А.С.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №1 Ленинского судебного района г.Тюмени был вынесен судебный приказ № о взыскании задолженности с [СКРЫТО] А.С.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №10 Ленинского судебного района г.Тюмени было вынесено определение об отмене судебного приказа № в связи с поступлением возражений [СКРЫТО] А.С. относительно исполнения судебного приказа.
Суд не находит оснований для взыскания с [СКРЫТО] А.С. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Порядок уплаты страховых взносов до ДД.ММ.ГГГГг. был урегулирован положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Часть 1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГг. в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» предусматривала, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст.25 Закона №212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в своих определениях (определение от ДД.ММ.ГГГГг. №-О-П, определение от ДД.ММ.ГГГГг. №-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени подлежат уплате плательщиком страховых взносов в случае возникновения у него недоимки по страховым взносам и могут взыскиваться только в том случае, если органом контроля за уплатой страховых взносов были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы взноса.
В силу пп.2 и 5 ч.1, ч.2 ст.287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.
Из представленного в материалы дела расчета пени ее обоснованность в размере заявленной суммы не доказана, так как она начислена на недоимку, не являющуюся предметом требований. Размер указанной недоимки ничем не подтвержден.
Как следует из материалов дела, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование передана в Инспекцию без указания периода задолженности, на которую начисляются пени.
Сам по себе факт указания в требовании налогового органа суммы пени не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим об обоснованности ее начисления.
Доказательств принудительного взыскания недоимки по страховым взносам, на которую начислены пени, либо добровольной уплаты суммы этой недоимки административным ответчиком с нарушением установленного законом срока, административным истцом ИФНС России по г.Тюмени №1 в материалы дела представлено не было, что исключает возможность взыскания с административного ответчика пени на страховые взносы за период до ДД.ММ.ГГГГ в заявленном размере.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Исходя из смысла положений статьи 11 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ и статьи 14 Закона N 212-ФЗ списанию подлежат все не уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
В соответствии с п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Срок уплаты задолженности согласно требования № от ДД.ММ.ГГГГ был установлено до ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, налоговый орган вправе был обратиться в суд - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, тогда как налоговый орган обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском установленного законом срока.
Принимая во внимание, что после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по их уплате, суд приходит к выводу об утрате административным истцом права на взыскание с ответчика пени, начисленных на недоимку по налогу на вмененный доход.
Основания для восстановления срока обращения с иском у суда отсутствуют, поскольку доказательств наличия уважительных причин пропуска срока налоговым органом не представлено.
В силу ч.8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г.Тюмени №1 к [СКРЫТО] А.С. о взыскании пени по страховым вносам отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Л.А.Савельева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>