Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 30.11.2021 |
Дата решения | 24.01.2022 |
Категория дела | Иные социальные споры |
Судья | Терентьев Алексей Витальевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | f2831ec1-15c8-3ac3-8881-5596a153875f |
УИД № 72RS0014-01-2021-018401-52
Дело № 2-913/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 24 января 2022 года
Ленинский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Терентьева А.В.,
при секретаре Мальцевой А.А.,
с участием истца,
представителя Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], Департамента социального развития [СКРЫТО] [СКРЫТО], Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства в г. Тюмени и Тюменском районе Воронцовой И.О.,
представителя третьего лица Главного управления строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] Душко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-913/2022 по исковому заявлению [СКРЫТО] Анны [СКРЫТО] к Правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО], Департаменту социального развития [СКРЫТО] [СКРЫТО], Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени об обязании предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда, обязании заключить договор найма,
установил:
[СКРЫТО] А.Н. обратилась в суд с иском к Правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО], Департаменту социального развития [СКРЫТО] [СКРЫТО], Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени об обязании предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда, обязании заключить договор найма.
Требования мотивированы тем, что до 18 лет истец относилась к категории дети, оставшиеся без попечения родителей. Территориальным управлением министерства социального развития <адрес> по Чердынскому муниципальному району (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) истец как ребенок, оставшиеся без попечения родителей, была поставлена в льготную очередь на получение жилья. В сентябре 2020 года [СКРЫТО] А.Н. переехала в г. Тюмень для проживания. В октябре 2020 года приступила к работе в ООО «Автоград». В июне 2021 года [СКРЫТО] А.Н. обратилась в Отдел по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тюмени и Тюменского района Управления социальной защиты населения <адрес> и ФИО1 <адрес> с заявлением об исключении из списка детей-сирот, детей, оставшихся без течения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства (далее - Список) и включении истца в Список детей-сирот и детей, остававшихся, без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> в связи с новым местом жительства. Из полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ № следовало, что возможность исключения из списка по прежнему месту жительства и включения в список по новому месту жительства действующим законодательством РФ предусмотрена для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, сменивших место жительства в возрасте до 18 лет. Отсутствуют основания для рассмотрения заявления об исключении из списка по прежнему месту жительства (<адрес>) и включении в список по новому месту жительства (Тюменская область). Для лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, сменивших место жительства в возрасте старше 18 лет, действующим законодательством не предусмотрена возможность об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства. [СКРЫТО] А.Н. полагает, что переезд в Тюменскую область не лишает ее права на обеспечение жилым помещением на льготных условиях по последнему месту жительства в соответствии с требованиями закона.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел по опеке, попечительству и охране прав детства в г. Тюмени и Тюменском районе, Главное управление строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что переехала в Тюменскую [СКРЫТО] в возрасте 22 года и обратилась с соответствующим заявление также в 22 года.
Представитель Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], Департамента социального развития [СКРЫТО] [СКРЫТО], Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства в г. Тюмени и Тюменском районе просила отказать в удовлетворении иска, по доводам изложенным в отзыве.
От представителя Администрации г. Тюмени в материалы дела поступил отзыв, в которым указало, что в случае удовлетворения требований истца исполнение судебного акта Администрацией г. Тюмени возможно только после исполнение обязанностей Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО4 (до замужества ФИО8) родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Решением Ныробской постоянной сессии Чердынского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (мать истца) лишена родительских прав в отношении дочери ФИО8
Постановлением Главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 назначен опекун – ФИО3.
В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № Территориального управления министерства социального развития <адрес> по Чердынскому муниципальному району истец как ребенок, оставшиеся без попечения родителей, была поставлена в льготную очередь на получение жилья.
В сентябре 2020 года [СКРЫТО] А.Н. переехала в г. Тюмень [СКРЫТО] [СКРЫТО] для постоянного проживания.
03 июня 2021 года [СКРЫТО] А.Н. обратилась в Отдел по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тюмени Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района с заявлением об исключении из списка детей-сирот, детей, оставшихся без течения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства и включении истца в Список детей-сирот и детей, остававшихся, без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда г. Тюмени в связи с новым местом жительства.
Как следует из ответа от 07.07.2021 № 20-10/8245 Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тюмени Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района для лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, сменивших место жительства в возрасте старше 18 лет, действующим законодательством не предусмотрена возможность подачи заявления об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства; снятие с учета в другом субъекте не относится к компетенции данного органа.
В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Закона № 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ.
Пунктом 9 статьи 8 Закона № 159-ФЗ прямо указано, что к числу лиц, на которых распространяются предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии прав на жилое помещение, отнесены лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не обеспечены жилыми помещениями.
В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Как усматривается из материалов дела, [СКРЫТО] А.Н. на территории Пермского края и [СКРЫТО] [СКРЫТО] жилым помещением обеспечена не была; жилых помещений в собственности истец не имеет, договор социального найма с ней заключался, членом семьи нанимателя не является.
Таким образом, смена постоянного места жительства не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 18 лет, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию указанным лицам мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Отклоняя доводы ответчиков о том, что возможность исключения из Списка по прежнему месту жительства и включение в Список по новому месту жительства законодательством не предусмотрено, суд исходит из того, что истец не лишена возможности обратиться к уполномоченному органу о включении в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Тем более это не влияет на право такого лица на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ, которое было приобретено и реализовано истцом до исполнения ей 23-х лет.
При этом, смена постоянного места жительства, а именно переезд в другую область, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования [СКРЫТО] Анны [СКРЫТО] - удовлетворить.
Обязать Департамент социального развития [СКРЫТО] [СКРЫТО] исключить [СКРЫТО] Анну [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства (<адрес>) и включить в список по новому месту жительству (ФИО1 <адрес>).
Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] предоставить [СКРЫТО] Анне [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО], отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тюмени, общей площадью не менее 18 кв. м.
Обязать Администрацию города Тюмени заключить с [СКРЫТО] Анной [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор найма специализированного жилого помещения после исполнения [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обязанности по предоставлению [СКРЫТО] Анне [СКРЫТО], ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения из специализированного жилищного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО], отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории города Тюмени [СКРЫТО] [СКРЫТО] общей площадью не менее 18 кв. м.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 31 января 2022 года.
Судья А.В. Терентьев