Дело № 2а-5238/2023 ~ М-3950/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область)
Дата поступления 04.07.2023
Категория дела Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) → о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов)
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID de8349ad-d561-418c-b685-807b607033ee
Стороны по делу
Истец
*********** ************ ** ****** ******
Ответчик
********** *********** ****** ** ******* * ***** *****
************** ********** * ******** ************ ********* *******
****-**** * ****
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 
Решение по административному делу
Информация по делу

дело № 2а-5238/2023

72RS0013-01-2023-004587-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 10 августа 2023 года

Калининский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Стамбульцевой Е.Г.,

при секретаре Францовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального АО г. Тюмени в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор Центрального АО г. Тюмени в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просит признать информацию о вмешательстве в механизм электросчетчика, размещенную в сети «Интернет» по адресам: https://mos-magnet-sila.ru/catalog/magnity-na-schetchiki-gaza, https://www.youtube.com/watch&v=-g4dvLTjguI, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Требования мотивированы тем, что в ходе мониторинга сети «Интернет» по указанным адресам выявлена информация о вмешательстве в механизм электросчетчиков, способах притормозить или отмотать счетчики, за что предусмотрена административная и уголовная ответственность. Предоставление доступа к указанной информации в сети «Интернет» фактически является распространением запрещенной информации.

Административный истец – прокурор Центрального АО г. Тюмени о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, своего представителя для участия в судебном разбирательстве не направил, об отложении судебного заседания, об обязательном участии его или представителя в судебном заседании не ходатайствовал. Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, [СКРЫТО] и [СКРЫТО], о месте и времени рассмотрения дела также извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя (л.д. 19-21, 28).

Исходя из содержания ч. 2 ст. 150 КАС РФ, неявка административного истца или его представителя, а также представителя заинтересованного лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, участие которых при рассмотрении административного дела не является обязательным в силу закона и не признано обязательным судом, не является препятствием к разбирательству дела в суде.

При назначении судебного заседания административному истцу и заинтересованному лицу было разъяснено, что в силу ч. 7 ст. 150 КАС РФ неявка в судебное заседание (в том числе в первое судебное по административному делу) всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, а также представителей этих лиц, является основанием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл. 33 КАС РФ (л.д. 19-21).

Между тем, в силу п. 2 ч. 7 ст. 292 КАС РФ данный административный иск не может быть рассмотрен по правилам, установленным гл. 33 КАС РФ, поскольку для его разрешения необходимо выяснить дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства.

Проверив доводы административного искового заявления и письменные объяснения, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Положениями ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» запрещено распространение в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Как следует из ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», возможность ограничения доступа к информации предусмотрена в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов друг лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положениями ст. 15.1 ФЗ Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 5 данной статьи, является, помимо прочего, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 и ч. 4 ст. 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Вопросы обеспечения коммунальными ресурсами регламентируются федеральным законодательством: Федеральным законом от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и другими нормативными правовыми актами.

Порядок обеспечения коммунальными ресурсами оформляется в соответствии с договором поставки между поставщиком ресурсов и абонентом, который является разновидностью договора купли-продажи, в связи с чем оплата коммунальных ресурсов производится в соответствии с показаниями приборов учета.

Таким образом, изменения показаний прибора учета, равно как и порядка его работы, в целях искажения сведений об объеме полученных коммунальных ресурсов позволяет безвозмездно изымать имущество ресурсоснабжающей организации.

Положениями ст. 7.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.

В свою очередь, ст. 165 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере.

Обман или злоупотребление доверием в целях получения незаконной выгоды имущественного характера может выражаться в неучтенном потреблении коммунальных ресурсов.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что доступ к интернет-ресурсам, содержащим информацию о способах изменения показаний счетчиков с целью неучтенного потребления коммунального ресурса, противоречит установленным требованиям законодательства, фактически способствует совершению преступлений, а потому является распространением информации, запрещенной в Российской Федерации.

Согласно рапорту старшего помощника прокурора города Лесовец В.А. от 23.06.2023 года в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлены страницы по адресам: https://mos-magnet-sila.ru/catalog/magnity-na-schetchiki-gaza, https://www.youtube.com/watch&v=-g4dvLTjguI, содержащие информацию о вмешательстве в механизм электросчетчиков, способах притормозить или отмотать счетчики, за что предусмотрена административная и уголовная ответственность. Данные страницы не включены в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», находятся в свободном доступе для неограниченного круга лиц (л.д. 6).

По мнению административного истца приведенные в рапорте обстоятельства подтверждаются скриншотами указанных страниц и автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (л.д. 7-8, 9-10, 11, 12).

Согласно письменным объяснениям Управления Роскомнадзора по Тюменской области, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] от 28.07.2023 года мониторинг информации, размещенной на странице сайта в сети «Интернет» по адресу: https://mos-magnet-sila.ru/catalog/magnity-na-schetchiki-gaza, по состоянию на 28.07.2023 года показал, что веб-страница недоступна. Указанный интернет-ресурс не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». На основании ст. 180 КАС РФ заинтересованное лицо оставило принятие решение по делу в части указанной страницы на усмотрение суда. Мониторинг информации, размещенной на странице сайта в сети «Интернет по адресу: https://www.youtube.com/watch&v=-g4dvLTjguI, показал, что видео больше недоступно. На основании ст. 180 КАС РФ заинтересованное лицо полагало необходимым прекратить производство по делу в этой части. В подтверждение приведенных сведений и сформированного на их основании отношения к заявленным требованиям представлены скриншоты указанных страниц (л.д. 22-27).

На основании ч. 2.1 ст. 59 КАС РФ судом самостоятельно получены необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела сведения из открытых источников, которые приобщены к материалам административного дела в качестве письменных доказательств.

Так, по сведениям общедоступной справочной сети «Whois» информация о владельцах веб-страниц по адресам: https://mos-magnet-sila.ru/catalog/magnity-na-schetchiki-gaza, https://www.youtube.com/watch&v=-g4dvLTjguI, отсутствует, по сведениям автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» доступ к указанным интернет-ресурсам не ограничен, однако они недоступны и получить к ним доступ не представляется возможным (л.д. 29-34).

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд пришел к выводу, что в нарушение требований ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлено необходимой совокупности доказательств, подтверждающей обоснованность заявленных им требований, поскольку ни один из представленных им скриншотов не содержит указаний на адреса страниц, с которых они были сделаны. При отсутствии доступа к веб-страницам ни Управление Роскомнадзора по Тюменской области, [СКРЫТО] и [СКРЫТО], ни суд не смогли убедиться, что информация, о признании которой запрещенной к распространению в Российской Федерации просит прокурор, была размещена в сети «Интернет» именно по адресам: https://mos-magnet-sila.ru/catalog/magnity-na-schetchiki-gaza, https://www.youtube.com/watch&v=-g4dvLTjguI.

Единственным доказательством этого является рапорт от 23.06.2023 года, который суд не находит достаточным для безусловного удовлетворения заявленных требований в отсутствие иных доказательств, подтверждающих достоверность изложенных в рапорте сведений.

При таких обстоятельствах, разрешая административный спор, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований административного истца.

Оснований для прекращения производства по делу в части веб-страницы по адресу: https://www.youtube.com/watch&v=-g4dvLTjguI, как об этом просит Управление Роскомнадзора по Тюменской области, [СКРЫТО] и [СКРЫТО], суд не находит, поскольку факт размещения на данном интернет-ресурсе информации, требующей ее признания запрещенной в Российской Федерации, в ходе судебного разбирательства подтверждения не нашел, а отсутствие доступа к данной странице само по себе как основание прекращения производства по делу положениями ст. 128, ст. 194, ч. 6 ст. 265.3, ст. 265.5 КАС РФ не предусмотрено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска прокурора Центрального АО г. Тюмени в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» по адресам: https://mos-magnet-sila.ru/catalog/magnity-na-schetchiki-gaza, https://www.youtube.com/watch&v=-g4dvLTjguI, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Тюменский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.

Председательствующий судья Е.Г. Стамбульцева

Дата публикации: 01.09.2023
Другие поступившие дела в Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) на 04.07.2023:
Дело № 2а-5239/2023 ~ М-3951/2023, первая инстанция
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судебное решение: ЕСТЬ