Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 02.07.2019 |
Дата решения | 30.07.2019 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Лобанов Андрей Владимирович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 53e026bf-4d66-30c9-a186-72ef86d30077 |
72RS0013-01-2019-004643-25
№2а-4045/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 30 июля 2019 года
Калининский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Лобанова А.В.,
при секретаре Плесовских Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием средств аудиопротоколирования, административное дело по административному иску Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Тюменской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по укомплектованию должности врача,
установил:
Тюменский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании незаконным бездействия по укомплектованию ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» должностями начальника филиала – врача, фельдшера, зубного врача стоматологического кабинета филиала «Медицинская часть № 13» ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России», а также о возложении на начальника ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» обязанности в срок до 31 декабря 2019 года укомплектовать вышеуказанными должностями филиал. Требования мотивированы тем, что Тюменской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области 05 июня 2019 года была проведена проверка филиала «Медицинская часть № 13» ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России», в ходе проведения которой было установлено, что согласно штатному расписанию ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России», утвержденному приказом ФСИН России от 31.03.2015 № 253 «Об утверждении штатных расписаний федеральных казенных учреждений здравоохранения медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний» в штат филиала «Медицинская часть № 13» ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» входят вышеназванные должности, которыми лечебное учреждение не укомплектовано, что лишает осужденных права на квалифицированное получение медико-санитарного обеспечения, предусмотренного ст. 101 УИК РФ. В настоящее время в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области при лимите содержания в 2103 осужденных, по состоянию на 14 июня 2019 года содержится 1365 осужденных, которые нуждаются в оказании квалифицированной медицинской помощи и медицинском обследовании. По утверждению Прокурора, указанное бездействие должностных лиц ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» нарушает закрепленное в ст. 41 Конституции Российской Федерации конституционное право на охрану здоровья осужденных.
Прокурор Голышев И.А. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель административного ответчика ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России», представители заинтересованных лиц УФСИН России по Тюменской области, филиала «Медицинская часть № 13» ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав прокурора, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, находит заявленные требования Прокурора обоснованными, а потому подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, исполнение наказаний основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий лиц, отбывающих наказания.
В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным создаются бытовые условия, отвечающие, в том числе, требованиям гигиены и санитарии.
Согласно ч. 9 ст. 16 вышеуказанного Кодекса, наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особо режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, следственным изолятором.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в городе Риме 04 ноября 1950 года, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
По смыслу данной международной правовой нормы с учётом постановлений Европейского Суда по правам человека, условия содержания осужденных должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признаётся в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований режима и содержания.
Судом установлено, что согласно Уставу ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России», утвержденному приказом № 321 от 01.04.2015, данное юридическое лицо является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (л.д. 24-44).
Материалы дела свидетельствуют о том, что Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 11.12.2013 № 752 «О переименовании Федерального казенного учреждения «Центр медицинской и социальной реабилитации Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» и утверждении Устава Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральное казенное учреждение «Центр медицинской и социальной реабилитации Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» переименован в Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» (л.д. 12-13, 14-21).
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 01.04.2015 № 321 «Об утверждении Устава Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» признан утратившим силу пункт 2 приказа ФСИН России от 11.12.2013 № 752 «О переименовании Федерального казенного учреждения «Центр медицинской и социальной реабилитации Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» и утверждении Устава Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» (л.д. 22-23).
Согласно п. 1.12 Устава ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН» структура и штатная численность учреждения утверждены ФСИН России, при этом в соответствии с п. 1.7 Устава учреждение является участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств.
В силу п. 2.1 Устава основными целями деятельности ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН» является медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых выбрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение, медицинское обеспечение деятельности учреждений УИС по месту дислокации. Управление учреждением осуществляется ФСИН России, УФСИН России по Тюменской области и руководством учреждения.
В соответствии с п. 6.1 Устава ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН» имеет право по решению ФСИН России создавать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, филиалы.
Согласно п. 6.7 Устава, в состав ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН» в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входит, в том числе, филиал «Медицинская часть № 13» ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России», который осуществляет медицинское обслуживание ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области.
Проведенной Тюменской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области проверкой в части оказания медицинской помощи осужденным филиалом «Медицинская часть № 13» ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» были выявлены нарушения, в том числе отсутствие на 05.06.2019 года должности начальника филиала – врача, фельдшера, зубного врача стоматологического кабинета филиала «Медицинская часть № 13» ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» (л.д.91)
Вышеуказанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
В силу ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 118 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и данными Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.
В соответствии с п. 17 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации и Минюста Российской Федерации от 17.10.2005 № 190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» амбулатория медицинской части предназначена для оказания амбулаторной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждении. Обязательное медицинское обследование и наблюдение больных проводится соответствующими врачами.
В силу п. 13 Приказа № 190 для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением учреждения: следственного изолятора, исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, либо филиалом лечебно-профилактического учреждения.
Согласно п. 14 Приказа № 190, основная цель деятельности медицинской части – гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждении. В зависимости от местных условий, вида учреждения, экономической целесообразности и иных обстоятельств медицинская часть может обеспечивать оказание некоторых видов специализированной медицинской помощи.
Согласно штатному расписанию ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России», утвержденному приказом ФСИН России от 31.03.2015 № 253 «Об утверждении штатных расписаний федеральных казенных учреждений здравоохранения медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний, с учетом изменений, в штат филиала «Медицинская часть № 13» ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» входят, в том числе, должности начальника филиала – врача, фельдшера, зубного врача стоматологического кабинета филиала «Медицинская часть № 13» ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» (л.д. 45-89).
На момент рассмотрения настоящего дела вышеназванные должности не укомплектованы.
Ввиду того, что на момент рассмотрения дела по существу филиал «Медицинская часть № 13» ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» не укомплектован необходимыми медицинскими должностями в количестве, определенном штатным расписанием, что нарушает права и законные интересы осужденных на получение квалифицированной и в полном объеме медицинской помощи, суд находит требование Прокурора в части признания незаконным бездействия ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН Росси» подлежащим удовлетворению.
Поскольку медицинское учреждение рассматриваемыми должностями не укомплектовано, обоснованными являются требования в части возложения на начальника ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН» обязанности укомплектовать филиал «Медицинская часть № 13» ФКУЗ «МСЧ-72 ФСИН России» должностями: начальника филиала – врача, фельдшера, зубного врача стоматологического кабинета, в срок до 31.12.2019 г.
руководствуясь Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишении свободы», ст.ст. 11, 59, 68, 70, 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административный иск Тюменского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Тюменской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 72 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по укомплектованию должности врача – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №72 Федеральной службы исполнения наказаний» по укомплектованию должностью начальника филиала – врача, фельдшера, зубного врача стоматологического кабинета филиала «Медицинская часть №13» федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №72 Федеральной службы исполнения наказаний».
Обязать начальника Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №72 Федеральной службы исполнения наказаний» в срок до 31.12.2019 года укомплектовать должностью начальника филиала – врача, фельдшера, зубного врача стоматологического кабинета в филиале «Медицинская часть №13» Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №72 Федеральной службы исполнения наказаний».
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Калининский районный суд города Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2019 года.
Председательствующий судья А.В. Лобанов