Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 18.03.2020 |
Дата решения | 19.05.2020 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Бойева Светлана Александровна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | d7b3e953-6353-314c-bb94-05d5b504d8bd |
72RS0013-01-2020-002144-69
Дело № 2а-2706/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 19 мая 2020 года
Судья Калининского районного суда города Тюмени Бойева С.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Тюмени №1 к Цой Валерию [СКРЫТО] о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 обратилась с административным иском к Цой В.В.. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени, мотивируя требования тем, что на основании сведений, представленных МРЭО ГИБДД при ГУВД ТО, Управления Росреестра по Тюменской области ответчик на праве собственности с 21.10.2010г. имеет автомобиль легковой, марки ДЭУ НЭКСИА GL, государственный регистрационный знак Н491ЕА72, 2007 г.в., с 03.09.2008г. имеет автомобиль легковой, марки ВАЗ21043, государственный регистрационный знак №, 1999 г.в. Кроме того, с 03.08.2011г. Цой В.В. на праве собственности принадлежит недвижимое имущество - квартира, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>. Транспортные средства и недвижимое имущество являются объектом налогообложения. В связи с чем, налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц за 2016-2017г.г. в размере 4379,00 руб., так как налоги не уплачены в установленный срок Цой В.В. начислены пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 12,92 руб., пени за 2017 год в размере 3,61 руб. Определением мирового судьи судебного участка №3 Калининского судебного района г.Тюмени от 09.10.2019г. отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Поскольку до настоящего времени задолженность не погашена, административный истец просит суд взыскать с Цой В.В. задолженность в размере 4395,53 руб., в том числе по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов налог за 2016 год в размере 2113,00 руб., налог за 2017 год в размере 2266,00 руб., пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 12,92 руб., пени за 2017 год в размере 3,61 руб..
Определением суда от 23 марта 2020 года административное дело по иску ИФНС России по г.Тюмени №1 возбуждено в порядке упрощенного производства. В соответствии с пп.3 ч.1 ст.291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп.3 ч.1 ст.291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что Цой В.В. на праве собственности принадлежат с 21.10.2010г. автомобиль легковой, марки ДЭУ НЭКСИА GL, государственный регистрационный знак №, 2007 г.в., с 03.09.2008г. автомобиль легковой, марки ВАЗ21043, государственный регистрационный знак №, 1999 г.в. Кроме того, с 03.08.2011г. Цой В.В. на праве собственности принадлежит недвижимое имущество – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №, что стороной ответчика не оспорено, доказательств обратного суду не представлено.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в ст. 23 Налогового Кодекса РФ. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
В соответствии со ст.358 Налогового Кодекса РФ, автомобили являются объектом налогообложения. Кроме того, квартира, жилой дом являются также объектом налогообложения согласно ст. 401 НК РФ.
Налогоплательщиками транспортного налога (ст.357 НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
При этом, ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты на территории Тюменской области регулируются Законом Тюменской области № 93 от 19 ноября 2002 года «О транспортном налоге».
Расчет налога на имущество физических лиц, происходит в соответствии со ст.3, п.п.9,10,11 ст.5 Закона №2003-1 и Решением Тюменской городской думы от 25.11.2005г. №259 «О Положении о местных налогах города Тюмени, ст. 399 НК РФ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с указанными требованиями законодательства, налоговым органом административному ответчику Цой В.В. начислен за налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 2113,00 руб., за 2017 год в размере 2266,00 о чем ответчику направлены налоговые уведомления №1949257 от 02.07.2017, №37091134 от 12.08.2018 (л.д.7,9).
Срок уплаты вышеуказанных налогов установлен не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим периодом (01.12.2017, 03.12.2018 по налоговому уведомлению).
В соответствии со ст.69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требования №111384 об уплате налога сбора по состоянию на 09 февраля 2018 года со сроком исполнения до 27 марта 2018 года, № 144002 об уплате налога сбора по состоянию на 09 февраля 2018 года со сроком исполнения до 06 февраля 2019 года (л.д.8,10).
В связи с тем, что налог не был уплачен в установленный срок, Цой В.В. в порядке ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, начислены пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 12,92 руб., за 2017 год в размере 3,61 руб.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Кроме того, как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, от 17 февраля 2015 года N 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Учитывая изложенное, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о взыскании пени по транспортному налогу.
Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В данном случае сумма 3000,00 рублей превысила после выставления Цой В.В. требования №144002 по состоянию на 24 декабря 2018 года с установленным сроком исполнения до 06 февраля 2019 года. Поэтому срок подачи заявления о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц должен исчисляться с 06 февраля 2019 года по 06 августа 2019 года.
Как следует из материалов дела налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №3 Калининского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию с Цой В.В. недоимки 07 октября 2019, уже с пропуском срока, установленного п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, в связи с чем 09 октября 2019 года в выдаче судебного приказа мировым судьей отказано (л.д.6-7).
В силу ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании ч. 1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Арбитражного суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса РФ", сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает удовлетворении требований налогового органа.
С учётом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что срок предъявления заявления к мировому судье для взыскания с Цой В.В. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц изначально был пропущен административным истцом, ходатайства о восстановлении срока не заявлялось, суд полагает необходимым в административном иске ИФНС России по г.Тюмени № 1 к Цой В.В. отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 23, 45, 48, 69, 70, 357,358,399 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 1, 2 Закона Тюменской области № 93 от 19.11.2002г. «О транспортном налоге», ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц, ст. ст.45,62,84, 114, 175-177, 290, 293-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Тюмени №1 к Цой Валерию [СКРЫТО] о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени, отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Калининский районный суд г.Тюмени в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья (подпись) С.А. Бойева
Копия верна.
Подлинник решения подшит и хранится в Калининском районном суде г.Тюмени в материалах административного дела № 2а-2706/2020
Судья С.А. Бойева