Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 05.09.2018 |
Дата решения | 17.10.2018 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Носова Виктория Юрьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 5f9657de-8fef-3d0b-8f95-abe794c1675e |
Дело № 2-4310/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень, 17 октября 2018 года
Калининский районный суд г.Тюмени в составе:
Председательствующего судьи Носовой В.Ю.,
при секретаре Гарабиник С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменского транспортного [СКРЫТО], действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику ОАО «РЖД» о возложении на него обязанности в срок до 01 января 2021 года обеспечить наличие на железнодорожной станции Кокшаровский подразделения транспортной безопасности. Требования мотивированы тем, что Железнодорожная станция Кокшаровский Тюменского центра организации работы железнодорожных станций – Свердловской дирекции управления движением – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги» внесена в реестр категорированных объектов ОТИ и ТС железнодорожного транспорта с присвоением 2 категории по транспортной безопасности и реестрового номера ЖСУ 03033. Результаты оценки уязвимости железнодорожной станции Кокшаровский утверждены Росжелдором 26 октября 2015 года, план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Кокшаровский Росжелдором не утвержден. В ходе проверки установлено не выполнение ответчиком в полном объеме требований законодательства о транспортной безопасности, поскольку из ответа и.о. заместителя начальника Свердловской дирекции управления движением – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги» на представление [СКРЫТО] следует, что в июне 2016 года ответчиком, в целях реализации установленной законодательством о транспортной безопасности задачи по защите ОТИ подразделениями транспортной безопасности создано ООО «РЖД-ТБ», работники которого проходят процедуру аттестации, при этом подразделение транспортной безопасности на вышеупомянутой станции отсутствует.
Прокурор в лице заместителя Тюменского транспортного [СКРЫТО] Орлов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Чусовитин И.В. в судебном заседании исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению:
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
К объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, включающий в себя, в том числе железнодорожные станции (п. 5 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности»).
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ч. 1 ст. 2 вышеназванного Федерального закона, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
В ч. 2 указанной статьи установлено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные станции являются зонами повышенной опасности….
Так, железнодорожная станция Кокшаровский Тюменского центра организации работы железнодорожных станций – Свердловской дирекции управления движением – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги» внесена в реестр категорированных объектов ОТИ и ТС железнодорожного транспорта с присвоением 2 категории по транспортной безопасности и реестрового номера ЖСУ 03033.
Из акта осмотра заместителя Тюменского транспортного [СКРЫТО], в присутствии начальника железнодорожной станции Кокшаровский – Тюменского центра организации работ железнодорожных станций – Свердловской дирекции управления движением – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» от 28 августа 2017 года следует, что на указанной железнодорожной станции, в том числе: отсутствует подразделение транспортной безопасности для ее защиты от актов незаконного вмешательства.
В этой связи истцом в адрес ответчика было направлено соответствующее представление.
Между тем, из акта осмотра заместителя Тюменского транспортного [СКРЫТО], в присутствии начальника железнодорожной станции Кокшаровский – Тюменского центра организации работ железнодорожных станций – Свердловской дирекции управления движением – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» от 14 марта 2018 года на указанной станции вновь обнаружено отсутствует подразделение транспортной безопасности для ее защиты от актов незаконного вмешательства.
Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических норм (ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 17-ФЗ возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств (далее - перевозчик).
Исходя из анализа данных норм права, суд пришел к выводу о том, что обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности возложена на ОАО «РЖД».
Согласно п. 5 Требований..., субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:
образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), с которыми имеется технологическое взаимодействие;
обеспечить круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности;
на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).
Согласно п. 5.12 приказа субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Постановлением Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 5 апреля 2018 года ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб., данным постановлением установлено, что на железнодорожной станции Кокшаровский отсутствует подразделение транспортной безопасности для защиты железнодорожной станции от актов незаконного вмешательства (л.д. 43-48).
Решением Арбитражного суда Тюменской области постановление нарушении привлечено к административной ответственности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 5 апреля 2018 года оставлено без изменения, жалоба ОАО «РЖД» без удовлетворения (л.д.49-56).
Как следует из материалов дела, ответчик проявил бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на ОТИ, что ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, в связи с чем суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований Прокурора, а потому их следует удовлетворить в полном объеме.
То обстоятельство, что в июне ОАО «РЖД» создано ООО «РЖД-ТБ», предназначенное для оказания услуг по защите ОТИ подразделениями транспортной безопасности, работники которого проходят процедуру аттестации, основанием для освобождения ответчика от ответственности не является, поскольку указанное следует из ответа от октября 2017 года на представление Прокурора, в то время как повторная проверка станции была проведена 14 марта 2018 года (акт осмотра), в ходе которой установлено отсутствие подразделения транспортной безопасности для защиты железнодорожной станции от актов незаконного вмешательства на железнодорожной станции Кокшаровский, являющейся зоной повышенной опасности.
Доказательств, подтверждающих исполнение требований представления Прокурора в полном объеме, ответчиком, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход муниципального образования г. Тюмени подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федеральным законом N 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст.35 Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности», ст.ст. 12, 56, 67, 68, 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Тюменского транспортного [СКРЫТО], действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до 01 января 2021 года обеспечить наличие на железнодорожной станции Кокшаровский подразделения транспортной безопасности.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход муниципального образования г. Тюмени в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в [СКРЫТО] областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы, представления в Калининский районный суд города Тюмени.
Председательствующий
судья (подпись) В.Ю.Носова
Копия верна.
Подлинник решения подшит и хранится в Калининском районном суде г. Тюмени в материалах гражданского дела № 2-4310/2018.
судья В.Ю. Носова