Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 03.05.2018 |
Дата решения | 24.05.2018 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Федорова Инна Ивановна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d720dea5-28ad-33b1-9eb4-9c5d5772fb13 |
Дело № 2-2437/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 24 мая 2018 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Федоровой И.И.
при секретаре Новопашиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия
У С Т А Н О В И Л:
Тюменский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия, а именно: в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить основные пути движения железнодорожного вокзала Заводоуковск тактильной направляющей полосой; оснастить здание железнодорожного вокзала Заводоуковск информационной мнемосхемой. В обоснование исковых требований указал на то, в ходе проверки исполнения законодательства о защите социальных прав маломобильных групп населения при обеспечении доступа на объекты железнодорожного транспорта на железнодорожном вокзале Заводоуковск были выявлены нарушения ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для малобильных групп населения», а именно: установлено, что при входах в здание массового посещения для инвалидов по зрению отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей, а на основных путях движения в здании отсутствуют тактильные направляющие полосы.
Помощник Тюменского транспортного прокурора Леонов И.П. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить основные пути движения помещений железнодорожного вокзала Заводоуковск (кассовый зал и зал ожидания) тактильной направляющей полосой; оснастить вход в здание железнодорожного вокзала Заводоуковск со стороны перрона и со стороны города информационной мнемосхемой.
Представители ответчика Слепова Н.Б. в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.21-26).
Суд, заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 784 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со ст. 4 Закон РФ "О защите прав потребителей", организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.
Согласно положениям 7 вышеназванного Закона потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ несет собственник.
Согласно ст. 3 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Из содержания п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 703 от 20 ноября 2003 года, следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии со ст. 80 "Устава железнодорожного транспорта в Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденным федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местами отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Положения части первой статьи 15 (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 8).
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
В соответствии с положением п. 7.1.8 "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-101-2001" предусматривает обязательную установку при входах в здание массового посещения для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движении), отображающей информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 адрес этом на основных пунктах движения в здании должны размещаться тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025 м.
Материалами дела подтверждается, что собственником нежилого строения: пассажирского здания по адресу: [СКРЫТО] область, г.Заводоуковск является ОАО "РЖД" (л.д.5), 25.01.2018 проведенным Тюменской транспортной [СКРЫТО] осмотром здания железнодорожного вокзала Заводоуковск по указанному адресу в связи с проведением проверки соблюдения требований закона о социальной защите инвалидов было установлено, что отсутствует мнемосхема на входе и тактильные направляющие полосы на основных путях движения (л.д.6-10).
Ответчик не принял необходимых мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности железнодорожного движения в части отсутствия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании и тактильных направляющих полос.
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязанность оснастить основные пути движения железнодорожного вокзала Заводоуковск тактильной направляющей полосой; оснастить здание железнодорожного вокзала Заводоуковск информационной мнемосхемой лежит на собственнике объекта, т.е. на ОАО "РЖД".
Довод представителя ОАО "РЖД" о том, что в соответствии с ч.3 ст. 26 ФЗ от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов» положения ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, а само по себе наличие требований к функционально-планировочным элементам не является безусловным основанием для их приспособления к уже существующему зданию или помещению в нем, что спорное здание введено в эксплуатацию в 2011 году, судом отклоняется, поскольку действующее законодательство предусматривает обустройство задний вокзала информационной мнемосхемой (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, и тактильными направляющими полосами, а ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств, подтверждающих техническую невозможность обустройства пассажирского здания железнодорожного вокзала Заводоуковск информационной мнемосхемой (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании и тактильными направляющими полосами. Кроме того, вышеуказанной нормой Закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
По этой же причине подлежат отклонению и довод представителя ответчика о том, что положения СП 59.13330.2012 подлежат применению при проектировании новых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Суд отмечает, что перечисленные в ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Ответчик не принял необходимых мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности железнодорожного движения в части отсутствия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании и тактильных направляющих полос.
Отсутствие при входе в здание железнодорожного вокзала Заводоуковск информационной мнемосхема (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, не мешающей основному потоку посетителей, а также отсутствие на основных путях движения в здании тактильных направляющих полос существенно нарушает гарантированные государством права инвалидов и иных маломобильных групп населения на обеспечение беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, не соответствует требованиям статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, на ОАО «РЖД» надлежит возложить обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить основные пути движения железнодорожного вокзала Заводоуковск тактильной направляющей полосой; оснастить здание железнодорожного вокзала Заводоуковск информационной мнемосхемой.
Утверждения представителя ответчика о том, что с целью обеспечения реализации прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожном транспортом ОАО «РЖД» ведется работа по обеспечению доступности предоставляемых услуг в установленном порядке и в сотрудничестве с районным обществом инвалидов, а доказательств недостаточности принимаемых ответчиком мер для обеспечения инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения равных условий жизнедеятельности с другими категориями населения истцом не представлено, является несостоятельным, поскольку не опровергают необходимость исполнения ответчиком требований действующего законодательства по оснащению и обустройству здания пассажирского вокзала Заводоуковск информационной мнемосхемой (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании и тактильными направляющими полосами.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.ст.12,56,67,194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тюменского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить основные пути движения помещений железнодорожного вокзала Заводоуковск (кассовый зал и зал ожидания) тактильной направляющей полосой; оснастить вход в здание железнодорожного вокзала Заводоуковск со стороны перрона и со стороны города информационной мнемосхемой.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в Калининский районный суд г.Тюмени.
Председательствующий судья И.И.Федорова