Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 03.05.2018 |
Дата решения | 30.05.2018 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Дубровин Евгений Александрович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 7dd586f0-9304-3e85-b407-0b523fa27784 |
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Калининский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дубровина Е.А.,
при секретаре ФИО1,
с применением средств видеопротоколирования хода судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Тюменского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Тюменский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить основные пути движения железнодорожного вокзала Камышлов тактильной направляющей полосой.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о защите социальных прав маломобильных групп населения при обеспечении доступа на объекты железнодорожного транспорта на железнодорожном вокзале Тюмени были выявлены нарушения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно основные пути движения на железнодорожном вокзале Камышлов не оборудованы тактильной направляющей полосой.
Помощник Тюменского транспортного прокурора ФИО2 в ходе судебного заседания уточнил исковые требования просит возложить обязанность на ОАО «РЖД» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить основные пути движения железнодорожного вокзала Камышлов (вестибюльное помещение, кассовый зал и зал ожидания) тактильной направляющей полосой.
Представители ответчика – ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, мотивируя свои возражения тем, что железнодорожный вокзал был выстроен в 1885 году и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» на указанное здание не распространяется. Доказательств технической невозможности установить в здании вокзала тактильную направляющую полосу, предоставить не может.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам:
В силу ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защиты инвалидов», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Из содержания п.3 ст.1, п.2 ст.20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», п.15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии со ст.80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденным федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Положения ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защиты инвалидов» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 8).
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защиты инвалидов»).
В соответствии с положением п.7.1.8 "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-101-2001" предусматривает обязательную установку при входах в здание массового посещения для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движении), отображающей информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 адрес этом на основных пунктах движения в здании должны размещаться тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025 м.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» был утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В указанный перечень входит СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 6 - 8.
Собственником железнодорожного вокзала Камышлов является ОАО "РЖД", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
ДД.ММ.ГГГГ проведенным Тюменской транспортной [СКРЫТО] осмотром здания железнодорожного вокзала <адрес> по указанному адресу в связи с проведением проверки соблюдения требований закона о социальной защите инвалидов было установлено, что в здании железнодорожного вокзала Камышлов на основных путях движения отсутствует угол тактильной направляющей полосы (л.д.6-9).
Ответчик не принял необходимых мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности железнодорожного движения в части отсутствия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании и тактильных направляющих полос.
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязанность оснастить основные пути движения железнодорожного вокзала <адрес> тактильной направляющей полосой лежит на собственнике объекта, т.е. на ОАО "РЖД".
Довод ответчика о том, что в соответствии с ч.3 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 419-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов» положения ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, а само по себе наличие требований к функционально-планировочным элементам не является безусловным основанием для их приспособления к уже существующему зданию или помещению в нем, что спорное здание введено в эксплуатацию в 1885 году, судом отклоняется, поскольку действующее законодательство предусматривает обустройство задний вокзала информационной мнемосхемой (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, и тактильными направляющими полосами, а ответчиком в нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено допустимых доказательств, подтверждающих техническую невозможность обустройства пассажирского здания железнодорожного вокзала Камышлов тактильными направляющими полосами.
Кроме того, вышеуказанной нормой Закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
По этой же причине подлежат отклонению и довод представителя ответчика о том, что положения СП 59.13330.2012 подлежат применению при проектировании новых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Суд отмечает, что перечисленные в ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Отсутствие в здание железнодорожного вокзала Камышлова в вестибюльном помещении, кассовом зале и зале ожидания тактильных направляющих полос существенно нарушает гарантированные государством права инвалидов и иных маломобильных групп населения на обеспечение беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, не соответствует требованиям статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, на ОАО «РЖД» надлежит возложить обязанность оснастить основные пути движения железнодорожного вокзала Камышлова (в вестибюльном помещении, кассовом зале и зале ожидания) тактильной направляющей полосой.
Суд, обсуждая вопрос о сроке установления тактильных направляющих полос, принимает во внимание пояснение ответчика о необходимости увеличения срока до 24 месяцев, по тем основаниям, что данные затраты необходимо заложить в смету на следующий год. С установлением срока в 24 месяца прокурор не возражал, поэтому суд устанавливает данные срок для совершения действий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О [СКРЫТО] Российской Федерации», ст.ст.12, 56, 67, 68, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
Иск Тюменского транспортного прокурора в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российский железные дороги» об обязании совершить действия, удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить основные пути движения железнодорожного вокзала Камышлов (вестибюльное помещение, кассовый зал и зал ожидания) тактильной направляющей полосой.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, представления в Калининский районный суд <адрес>.
Председательствующий судья: Дубровин Е.А.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.