Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 03.05.2018 |
Дата решения | 21.06.2018 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Носова Виктория Юрьевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 6648e976-3b8c-371a-92f4-6de56b1e3527 |
Дело № 2-2431/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень, 21 июня 2018 года
Калининский районный суд г.Тюмени в составе:
Председательствующего судьи Носовой В.Ю.,
при секретаре Гарабиник С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменского транспортного [СКРЫТО], действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику ОАО «РЖД» о возложении на него обязанности в течении 1 года с момента вступления решения в законную силу оснастить универсальную кабину для инвалидов (санузел), расположенную на первом этаже здания ДК «Железнодорожник» Тюменского социально-культурного центра (г. Тюмень, ул. Первомайская, 55), надлежащим количеством поручней (рядом с унитазом и раковиной). Требования [СКРЫТО] мотивированы тем, что Тюменской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в Тюменском социально-культурном центре ДК «Железнодорожник», а именно: в нарушении строительных норм и правил универсальная кабина для инвалидов (санузел) не оснащена надлежащим количеством поручней (отсутствуют поручни рядом с унитазом и под раковиной).
Прокурор в лице помощника [СКРЫТО] Тюменского транспортного [СКРЫТО] Иванкова Л.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Чусовитин И.В. в судебном заседании исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Суд, выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам:
Тюменской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в Тюменском социально-культурном центре ДК «Железнодорожник».
В соответствии со ст. 4 Закон РФ «О защите прав потребителей», организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.
Согласно положениям 7 вышеназванного Закона потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ несет собственник.
Нежилое строение № 55 по ул. Первомайская г. Тюмени принадлежит на праве собственности ответчику, право собственности зарегистрировано 16.03.2004 года.
В ходе проверки установлено, что ОАО «Российские железные дороги» не приняты меры по обеспечению защиты маломобильных групп населения, а именно универсальная кабина для инвалидов (санузел), расположенная на первом этаже здания ДК «Железнодорожник» Тюменского социально-культурного центра (г. Тюмень, ул. Первомайская, 55), не оборудована надлежащим количеством поручней (рядом с унитазом и раковиной).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местами отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Положения части первой статьи 15 (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 8).
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
В соответствии с положением п. 7.1.8 "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 14.11.2016 года, в универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов следует предусматривать возможность установки стационарных и откидных опорных поручней.
На основании п.п. 5.4.1, 5.4.4, 5.4.10 ГОСТ Р 51261-99, Туалетные, ванные и душевые комнаты (кабины), доступные для инвалидов, в том числе инвалидов, перемещающихся в креслах-колясках, должны быть оснащены поручнями, отвечающими требованиям 5.1 и нижеследующим требованиям.
В туалетной комнате или в туалетной кабине, доступной для инвалидов в кресле-коляске, должны быть установлены как минимум два горизонтальных поручня, один из которых размещают сбоку от унитаза со стороны ближайшей к унитазу стены, а другой - позади унитаза или с другого бока унитаза. В туалетных, ванных комнатах и других местах общего пользования, где установлены раковины умывальников, следует предусматривать поручни для опоры инвалидов при пользовании умывальниками.
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязанность оснастить универсальную кабину для инвалидов надлежащим количеством поручней в социально-культурном центре лежит на собственнике объекта, т.е. на ОАО «РЖД».
Довод представителя ОАО «РЖД» о том, что в соответствии с ч.3 ст. 26 ФЗ от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов» положения ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, а само по себе наличие требований к функционально-планировочным элементам не является безусловным основанием для их приспособления к уже существующему зданию или помещению в нем, что спорное здание введено в эксплуатацию в ранее указанного времени, судом отклоняется, поскольку действующее законодательство предусматривает обустройство санузлов для инвалидов необходимым количеством поручней, а ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств, подтверждающих техническую невозможность устранения указанных нарушений. Кроме того, вышеуказанной нормой Закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
По этой же причине подлежат отклонению и довод представителя ответчика о том, что положения СП 59.13330.2012 подлежат применению при проектировании новых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Суд отмечает, что перечисленные в ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Отсутствие в универсальной кабине для инвалидов (санузле) надлежащего количества поручней существенно нарушает гарантированные государством права инвалидов и иных маломобильных групп населения на обеспечение беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, не соответствует требованиям статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем, суд находит исковые требования [СКРЫТО] подлежащими удовлетворению, на ОАО «РЖД» надлежит возложить обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить универсальную кабину для инвалидов (санузел), расположенную на первом этаже здания ДК «Железнодорожник» Тюменского социально-культурного центра (г. Тюмень, ул. Первомайская, 55), надлежащим количеством поручней (рядом с унитазом и раковиной).
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.ст.12, 56, 67, 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Тюменского транспортного [СКРЫТО] в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российский железные дороги» об обязании совершить действия, удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу оснастить универсальную кабину для инвалидов (санузел), расположенную на первом этаже здания ДК «Железнодорожник» Тюменского социально-культурного центра (г. Тюмень, ул. Первомайская, 55), надлежащим количеством поручней (рядом с унитазом и раковиной).
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход муниципального образования г. Тюмени в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в [СКРЫТО] областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы, представления в Калининский районный суд города Тюмени.
Председательствующий
судья (подпись) В.Ю.Носова
Копия верна.
Подлинник решения подшит и хранится в Калининском районном суде г. Тюмени в материалах гражданского дела № 2-2431/2018.
судья В.Ю. Носова