Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 25.09.2019 |
Дата решения | 07.09.2020 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Кузминчук Юрий Игоревич |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | eb879cf0-6c93-30a7-84a5-93e98ab40cfb |
72RS0013-01-2018-000699-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 07 сентября 2020 года
Калининский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Кузминчука Ю.И.,
при секретаре Артюховой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-178/2020 по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – ЮГРЕ и Ямало-Ненецком автономном округе и Акционерному обществу Племенной завод «Учебно-опытное хозяйство ГАУ Северное Зауралье» об установлении сервитута,
установил:
[СКРЫТО] Т.В. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья» (далее по тексту ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья»), Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – ЮГРЕ и Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту Росимущество в Тюменской области, [СКРЫТО] и [СКРЫТО]) об установлении сервитута. Требования мотивированы тем, что [СКРЫТО] Т.В. является собственником земельного участка № № площадью 1207 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садоводство и огородничество. Принадлежащий истцу земельный участок находится на северной окраине <адрес>», при этом подход и подъезд к земельному участку истца не обеспечен. В настоящее время подъезд какого-либо транспорта невозможен, а проход к земельному участку возможен только по территории соседнего земельного участка. Поскольку проезд к земельному участку невозможен, истец не может возвести какие-либо строения на принадлежащем ей земельном участке. Обращения [СКРЫТО] Т.В. в ДНТ «Весна» об обеспечении подъезда к своему земельному участку оставлены без удовлетворения со ссылками на то, что соседние земельные участки ДНТ «Весна» не принадлежат. [СКРЫТО] Т.В. полагает, что отсутствие фактического доступа (прохода и проезда) к своему земельному участку ограничивает и нарушает ее права как собственника, поскольку пользоваться, а также распоряжаться земельным участком по своему желанию, она возможности не имеет. С целью устранения нарушения своих прав, истец обратилась с заявлениями в Росимущество в Тюменской области, [СКРЫТО] и [СКРЫТО] об обеспечении возможности проезда к своему земельному участку. Согласно ответу Росимущества в Тюменской области, [СКРЫТО] и [СКРЫТО], земельный участок с кадастровым номером № входит в состав единого землепользования с кадастровым номером №, является собственностью Российской Федерации и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья», в связи с чем истцу было рекомендовано обратится с вопросом об установлении сервитута в ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья». В дальнейшем истец обратилась с письменным обращением в ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья» об установлении сервитута, в чем истцу было отказано, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № используется по целевому назначению – для сельскохозяйственного производства и размещение на нем подъездных путей будет препятствовать его использованию. [СКРЫТО] Т.В. полагает, что в установлении сервитута указанным ответчиком ей было отказано незаконно, поскольку земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного назначения, по своему прямому назначению не используется. Заключением кадастрового инженера ООО «Тюменский центр кадастра и права» установлено, что доступ на земельный участок истца возможен только путем прохода (проезда) через часть земельного участка с кадастровым номером № В связи с тем, что соглашение об установлении сервитута между сторонами не достигнуто, истец [СКРЫТО] Т.В. просила установить постоянный сервитут – право ограниченного пользования земельным участком с кадастровым номером №, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером №, для обеспечения доступа (прохода, проезда) к земельному участку с кадастровым номером №, а именно: сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1316 кв.м.
06 апреля 2018 года к участию в деле в качестве в третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, было привлечено Министерство сельского хозяйства РФ, а в качестве соответчика было привлечено АО Племенной завод Учебно-опытное хозяйство ГАУ Северное Зауралье (том 4 л.д. 47).
Определением Калининского районного суда г. Тюмени от 08 мая 2018 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, был привлечен Департамент имущественных отношений Тюменской области (том 4 л.д. 75).
20 декабря 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Хатанзейская А.Н., Онацкий А.И., Пауков А.Н. (том 4 л.д. 227-231).
В судебное заседание истец [СКРЫТО] Т.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращалась, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставила.
Судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья», представителя ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – ЮГРЕ и Ямало-Ненецком автономном округе, представителя ответчика АО «Племенной завод Учебно-опытное хозяйство ГАУ Северное Зауралье», представителя третьего лица ДНТ «Весна», представителя третьего лица Министерства сельского хозяйства РФ, представителя третьего лица Департамента имущественных отношений Тюменской области, а также без участия третьих лиц Хатанзейской А.Н., Онацкого А.И. и Паукова А.Н., извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, находит иск не подлежащим удовлетворению.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, [СКРЫТО] Т.В. является собственником земельного участка № 1089, площадью 1207 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садоводство и огородничество, при этом границы данного объекта недвижимости установлены в соответствии с требованиями законодательства (т. 1 л.д. 21, 22-23, 24-25, 35-39, 40-49, 95-102, 151, 152-155, 156-157, 160, 161, 163, т. 3 л.д. 210-212).
Согласно материалам дела и это не оспаривается лицами, участвующими в деле, участок истца является изолированным, без подъезда к нему и прохода, то есть свободного доступа к участку не имеется (т. 1 л.д. 27).
Истец обращалась в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – ЮГРЕ и Ямало-Ненецком автономном округе с заявлением о предоставлении части земельного участка с кадастровым номером № для прохода и проезда в целях сервитута (т. 1 л.д. 29), однако ей в этом было отказано (т. 1 л.д. 30-31), при этом из ответа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – ЮГРЕ и Ямало-Ненецком автономном округе от 03.03.2017 следует, что указанный участок входит в состав единого землепользования с кадастровым номером №, является собственностью Российской Федерации и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья», в связи с чем истцу было рекомендовано обратится с вопросом об установлении сервитута в ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья» (т. 1 л.д. 30-31).
Впоследствии истец обратилась в ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья» с заявлением об установлении сервитута за счет части земельного участка с кадастровым номером №, однако ей в этом было отказано (т. 1 л.д. 32, 33-34).
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером № входит в состав единого землепользования с кадастровым номером №, является собственностью Российской Федерации и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья» (т. 1 л.д. 103-107, 108-142, 166-235, т. 4 л.д. 19), при этом он также предоставлен в пользование АО «Племенной завод Учебно-опытное хозяйство ГАУ Северное Зауралье» (т. 4 л.д. 38-43, 44).
В ходе судебного разбирательства дела лицами, участвующими в деле, не оспаривается тот факт, что земельный участок с кадастровым номером № является смежным участком по отношению к участку истца, при этом данное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Истец просит установить постоянный сервитут (сервитут бессрочного пользования) – право ограниченного пользования земельным участком с кадастровым номером №, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером №, для обеспечения доступа (прохода, проезда) к земельному участку с кадастровым номером № а именно: сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1316 кв.м., в координатах, определенных заключением кадастрового инженера ООО «Тюменский центр кадастра и права» от 26.10.2017 (т. 1 л.д. 35-39).
Между тем, истец просит установить сервитут, то есть право ограниченного пользования частью земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной собственности.
В силу ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 данной статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные данной статьей и статьями 275 и 276 ГК РФ для собственника такого земельного участка.
Согласно ст. 39.23 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, данным Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; 2) проведение изыскательских работ; 3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В силу пунктов 1-4 статьи 39.24 ЗК РФ в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное. В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение. Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения. Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 39.25 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать: 1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут; 2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 данной настоящей статьи; 3) сведения о сторонах соглашения; 4) цели и основания установления сервитута; 5) срок действия сервитута; 6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 данной статьи; 7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут; 8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению; 9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием. Если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение об установлении сервитута, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. В случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 39.26 ЗК РФ в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута. Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях: 1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута; 2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами; 3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Судом установлено, что в соответствии с вышеуказанными нормами права, изложенными в ЗК РФ, оснований для установления для истца сервитута в отношении части с кадастровым номером №, находящегося в государственной собственности, не имеется.
Так, истец просит установить сервитут в целях обеспечения проезда и прохода к ее участку с кадастровым номером №, что не соответствует целям установления такого сервитута, предусмотренным в ст. 39.23 ЗК РФ.
Кроме того, суд считает, что истцом не соблюден порядок установления такого сервитута, установленный в ст.ст. 39.24-39.26 ЗК РФ, поскольку письменное согласие федерального органа исполнительной власти, который осуществляет правомочия собственника земельного участка с кадастровым номером №, не получено, тогда как наличие такого согласия обязательство, ввиду того, что указанный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБОУ ВО «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья», то есть государственного учреждения.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – ЮГРЕ и Ямало-Ненецком автономном округе, как орган, осуществляющий правомочия собственника имущества, находящегося в федеральной собственности, включая земельный участок с кадастровым номером №, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером № своего письменного согласия на установление сервитута не дело и возражало против удовлетворения иска [СКРЫТО] Т.В. (т. 4 л.д. 12-16).
Как установлено судом, требуя установления сервитута, истец не указывает необходимые условия для установления такого сервитута, предусмотренные в ст. 39.25 ЗК РФ, при этом размер платы она просит установить в размере 160 руб. на основании составленного ООО «Оценка-мастер» отчета № 90/18 от 23.07.2018 (т. 4 л.д. 116-172, 173-174).
Между тем, как ранее указано судом, в силу п. 2 ст. 39.25 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 N 1461 утверждены Правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Как установлено судом, предусмотренный в отчете ООО «Оценка-мастер» № 90/18 от 23.07.2018 размер платы за установление сервитута (160 руб.) был определен оценщиком не на основании вышеуказанного Постановления Правительства РФ, а на основании иных нормативных документов (т. 4 л.д. 116-172).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером № относится к землям сельскохозяйственного назначения, используется под пашни, а потому суд считает, что установление сервитута по требованию истца на часть указанного участка в целях проезда и прохода к участку истца, не отвечает целевому использованию земельного участка с кадастровым номером № и приведет к невозможности пользования таким участком по назначению, что является в силу пп. 3 п. 4 ст. 39.26 ЗК РФ самостоятельным основанием к отказу в установлении сервитута на данный участок.
Из заключений судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы, проведенной экспертом ООО «Урало-Сибирский кадастровый центр», следует, что наименее убыточным вариантом установления сервитута для истца является установление сервитута по земельным участкам с кадастровыми номерами: № №, а не по земельному участку с кадастровым номером № (т. 5 л.д. 55-72, 157-167), тем более, что, по утверждению эксперта в заключении дополнительной судебной экспертизы, использование участка с кадастровым номером №, в состав которого входит участок с кадастровым номером №, не позволяет организовать проезд к участку истца, так как участок с кадастровым номером № нельзя использовать для образования подъезда.
Доказательств, опровергающих указанные заключения, истцом суду не предоставлено, при этом сами заключения являются обоснованными, каких-либо неясностей и противоречий не содержат, сделаны со ссылками на необходимые материалы и нормы права, по результатам обследования участков, при этом эксперт при даче заключений был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений, что, само по себе, исключает заинтересованность и необоснованность выводов эксперта в заключениях.
Более того, в ходе рассмотрения дела истец не заявила ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы.
Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом) (Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 – п. 7 параграфа 2 «Условия установления сервитута»).
Учитывая изложенное, поскольку предусмотренных законом оснований для установления бессрочного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:17:1105001:163, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №, не имеется, при этом имеется возможность установить в пользу истца сервитут иным образом (по иным участкам) в целях проезда и прохода к ее участку, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска [СКРЫТО] Т.В. об установлении сервитута на земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, ст.ст. 12, 13, 55, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении иска [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Государственный Аграрный университет Северного Зауралья», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – ЮГРЕ и Ямало-Ненецком автономном округе и Акционерному обществу Племенной завод «Учебно-опытное хозяйство ГАУ Северное Зауралье» об установлении сервитута.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Калининский районный суд города Тюмени.
Мотивированное решение составлено в совещательной комнате.
Председательствующий судья Ю.И. Кузминчук