Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 28.12.2021 |
Дата решения | 03.03.2022 |
Статьи кодексов | ст.8.6 ч.2 КоАП РФ |
Судья | Стамбульцева Елена Геннадьевна |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | c2ffe087-4b0e-36cb-b306-ca956bf34756 |
дело № 12-68/2022
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень, 03 марта 2022 года
ул. 8 Марта, д. 1
Судья Калининского районного суда г. Тюмени Стамбульцева Е.Г.,
с участием защитника Управы Калининского административного округа Администрации города Тюмени, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Щавлинской М.Н., действующей на основании доверенности № 6 от 14.10.2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Управы Калининского административного округа Администрации города Тюмени Щавлинской М.Н. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Игнатьевской А.А. № 554 З от 14 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Управы Калининского административного округа Администрации города Тюмени,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Игнатьевской А.А. № 554 З от 14 декабря 2021 года Управа Калининского административного округа Администрации города Тюмени (далее по тексту – Управа) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей за то, что она 15 октября 2021 года, располагаясь по адресу: г. Тюмень, ул. Луначарского, д. 6, в нарушение ч. 1, ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного Кодекса РФ допустила порчу земли на земельном участке по адресу: г. Тюмень, ул. Полевая, д. 109, стр. 9 (кадастровый номер 72:23:0214002:9865), не имеющего правообладателя и расположенного на территории Калининского АО г. Тюмени, – установлено превышение содержания нефтепродуктов в 6,1 раз в почве в результате сброса отхода производства и потребления – битума, которому согласно лабораторным исследованиям и испытаниям присвоен III класс опасности.
Защитник [СКРЫТО] М.Н. с данным постановлением не согласна, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Управы состава административного правонарушения. Жалобу мотивирует тем, что земельный участок по адресу: г. Тюмень, ул. Полевая, д. 109, стр. 9 (кадастровый номер 72:23:0214002:9865) не является субъектом учета реестра муниципального имущества, решения о предоставлении данного земельного участка в рамках компетенции Администрацией г. Тюмени не принимались, согласно сведениям ЕГРН на данный участок – с разрешенным использованием – магазины, сведения о наличии зарегистрированных правах отсутствуют, данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:282. В соответствии с законом Тюменской области от 26.12.2014 года полномочия органом местного самоуправления городского округа город Тюмень в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Тюменской области – Департамента имущественных отношений Тюменской области. В целях обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории города Администрация г. Тюмени неоднократно обращалась в Департамент недропользования и экологии Тюменской области о рассмотрении возможности проведения мероприятий по ликвидации битумохранилища, расположенного на земельном участке по адресу: г. Тюмень, ул. Полевая, д. 109, стр. 9 (кадастровый номер 72:23:0214002:9865), и проведении рекультивации или консервации земель. Отходы битума являются отходами производства, но не относятся к твердым коммунальным отходам. У Управы отсутствуют нормативно-правовые основания для осуществления мероприятий по очистке территории от битума и проведения мероприятий по рекультивации или консервации земель.
Кроме того, Департаментом имущественных отношений Тюменской области 26 апреля 2018 года в адрес МКУ «Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа г. Тюмени» выдано разрешение на использование части данного земельного участка для размещения проездов, после чего 03 декабря 2018 года между Учреждением и ООО «ГрадПроект» разработана проектная документация на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Капитальный ремонт парковки в районе ул. Полева, д. 9, стр. 9 в Калининском АО г. Тюмени», которым предусмотрены мероприятия, направленные на ликвидацию битумохранилища на территории данного земельного участка. В целях недопущения доступа неограниченного круга лиц по периметру битумохранилища Управой установлен забор из профнастила.
В судебном заседании защитник [СКРЫТО] М.Н. доводы жалобы поддержала, настаивала на их удовлетворении по приведенным в жалобе основаниям.
Выслушав защитника, изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Положениями ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
При рассмотрении данного дела должностное лицо пришло к выводу, что объективная сторона данного правонарушения Управой выполнена, ее вина подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно:
протоколом № 568 З об административном правонарушении от 30 ноября 2021 года, согласно которому Управа 15 октября 2021 года, располагаясь по адресу: г. Тюмень, ул. Луначарского, д. 6, в нарушение ч. 1, ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного Кодекса РФ допустила порчу земли на земельном участке по адресу: г. Тюмень, ул. Полевая, д. 109, стр. 9 (кадастровый номер 72:23:0214002:9865), не имеющего правообладателя и расположенного на территории Калининского АО г. Тюмени, – установлено превышение содержания нефтепродуктов в 6,1 раз в почве в результате сброса отхода производства и потребления – битума, которому согласно лабораторным исследованиям и испытаниям присвоен III класс опасности, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 93-98);
представлением Росприроднадзора № 26 З от 14 декабря 2021 года, согласно которому Управе предписано провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:9865 (л.д. 82);
сообщением № 03-08-003836/21 Администрации г. Тюмени от 21 декабря 2021 года, согласно которому принимаются меры по зачистке земельного участка по адресу: г. Тюмень, железнодорожные пути между д. 115/1 и д. 109, стр. 9 по ул. Полевая и прилегающего к нему почвенного покрова; в рамках муниципального контракта от 03 декабря 2018 года разработана проектная документация на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Капитальный ремонт парковки в районе ул. Полевая, д. 9, стр. 9 в Калининском АО г. Тюмени», которым предусмотрены мероприятия, направленные на ликвидацию битумохранилища на территории земельного участка (л.д. 85);
экспертным заключением № 102 по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 29 октября 2021 года, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214002:9865 зафиксировано превышение фоновых значений нефтепродуктов в 6,1 раза, протоколы испытаний и актов отбора пробы почв приложены к заключению (л.д. 104-114);
актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 15 октября 2021 года, согласно которому государственным инспектором управления Росприроднадзора Копьевой К.С. с применением фотофиксации проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:9865, выявлены очаги розлива битума в почву, результаты фотофиксации приложены к акту (л.д. 136-140);
протоколы взятия проб и образцов от 15 октября 2021 года, согласно которому государственным инспектором управления Росприроднадзора Копьевой К.С. с применением фотофиксации на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214002:9865 произведен отбор проб почвы, результаты фотофиксации приложены к протоколу (л.д. 121-135);
заявкой от 13 октября 2021 года, согласно которому Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды обратилось с заявкой в ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» для отбора проб, лабораторных исследований, измерений на земельном участке по адресу: г. Тюмень, ул. Полевая, д. 115/1 и д. 109 корп. 9 (кадастровый номер 72:23:0214002:9865) (л.д. 142-143);
сообщением № 22-08-002625/21 Администрации города Тюмени от 14 октября 2021 года (л.д. 144);
определением № 53 З межрегионального управления Росприроднадзора от 08 октября 2021 года, согласно которому в отношении Управы возбуждено дело об административном правонарушении по факту розлива нефтепродуктов на земельных участках и принято решение о проведении административного расследования (л.д. 151-153);
разрешением № 308-р от 26 апреля 2018 года, согласно которому Департаментом имущественных отношений Тюменской области МКУ «Служба заказчика по благоустройству КАО г. Тюмени» разрешено использование части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214002:9865, сроком на 1 год (л.д. 154-156);
актом обследования земельного участка от 06 сентября 2021 года, согласно которому с использованием спутниковой геодезической аппаратуры произведено обследование земельных участков по адресу: г. Тюмень, ул. Полевая, д. 109, стр. 9 с кадастровыми номерами 72:23:0214002:282 (72:23:0214002:9865), 72:23:0214002:8838 (72:23:0214002:13335), 72:23:0214002:8837, зафиксированы изливы (разливы) нефтесодержащих продуктов, результаты фотофиксации и выписки из ЕРГП в отношении собственников данных земельных участков, разрешения на строительство приложены к акту (л.д. 157-200).
Оценивая приведенные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях на предмет их допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства – с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела, судья полагает, что на их основании невозможно сделать безусловный вывод о виновности Управы в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку ни одно из представленных доказательств не содержит сведений о том, что обязанность по соблюдению требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, на земельном участке по адресу: г. Тюмень, ул. Полевая, д. 109, стр. 9 (кадастровый номер 72:23:0214002:9865) возложена именно на Управу.
Между тем, решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Положениями п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе, радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно выписке из ЕГРН от 06 сентября 2021 года (л.д. 35) земельный участок по адресу: г. Тюмень, ул. Полевая, д. 109, стр. 9 (кадастровый номер 72:23:0214002:9865), отнесен к землям населенных пунктов и принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
В п. 2 ст. 9 ЗК РФ предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В соответствии со ст. 3 Закона Тюменской области от 26.12.2014 года № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в ст. 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», принятого Тюменской областной Думой 18.12.2014 года), к полномочиям органов государственной власти Тюменской области отнесены полномочия органов местного самоуправления Тюменского муниципального района в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (включая образование земельных участков, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории), за исключением полномочий, в том числе, проведение рекультивации и консервации земель, согласование проекта рекультивации и проекта консервации земель в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении и иные материалы дела не содержат ссылку на нормативно-правой акт, которым на Управу возложены обязанности по использованию, распоряжению и охране земельного участка по адресу: г. Тюмень, ул. Полевая, д. 109, стр. 9 (кадастровый номер 72:23:0214002:9865). Более того, из содержания представленных доказательств безусловно следует, что полномочия по распоряжению указанным участком реализует Департамент имущественных отношений Тюменской области (л.д. 154).
Кроме того, доказательства, объективно свидетельствующие о том, что своими действиями (бездействием) Управа осуществила порчу плодородного слоя почвы в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, отсутствуют.
С учетом приведенных обстоятельств, судья пришел к выводу, что обжалуемое постановление является незаконным и необоснованным, достаточных объективных доказательств наличия в действиях Управы признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не представлено, поэтому производство по делу в его отношении подлежит прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Игнатьевской А.А. № 554 З от 14 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Управы Калининского административного округа Администрации города Тюмени отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, жалобу защитника Управы Калининского административного округа Администрации города Тюмени Щавлинской М.Н. удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Судья Е.Г. Стамбульцева