Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 06.05.2022 |
Дата решения | 07.07.2022 |
Статьи кодексов | ст.8.31 ч.3 КоАП РФ |
Судья | Стамбульцева Елена Геннадьевна |
Результат | Изменено с изменением наказания |
Судебное решение | Есть |
ID | bbaf1e52-de32-3099-bfb4-26cec6d18af0 |
дело № 12-400/2022
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень, 07 июля 2022 года
ул. 8 Марта, д. 1
Судья Калининского районного суда г. Тюмени Стамбульцева Е.Г.,
с участием защитников Щедрухина В.Н., действующего на основании доверенности от 07.07.2022 года, и Кораблева А.А., действующего на основании доверенности от 14.08.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница» Родяшина Е.В. на решение начальника управления государственного лесного контроля Департамента Лесного комплекса Тюменской области Драгилева К.Г. от 21.04.2022 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница»,
установил:
постановлением начальника Тюменского межрайонного отдела государственного лесного контроля управления государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области Ведерникова И.В. № 00103 от 31.03.2022 года ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница» (далее по тексту ГБУЗ ТО «ОКПБ» или Учреждение) привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 100 рублей за то, что 21.01.2022 года в 10 часов 40 минут в кв. 68 выд. 46 Лебедевского участкового лесничества Заводоуковского лесничества, который относится к защитным лесам (леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов), ГБУЗ ТО «ОКПБ» в нарушение п. 20 «а» Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 года № 2047, загрязнило леса отходами производства и потребления в результате слива коммунальных жидких отходов на указанный лесной участок с автомобиля КАМАЗ 53215 государственный регистрационный знак №, закрепленного за ГБУЗ ТО «ОКПБ» на праве оперативного управления.
Решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенным начальником управления государственного лесного контроля Департамента Лесного комплекса Тюменской области Драгилевым К.Г. 21.04.2022 года, жалоба на постановление о назначении административного наказания № 00103 от 31.03.2022 года оставлена без удовлетворения, постановление начальника Тюменского межрайонного отдела государственного лесного контроля управления государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области Ведерникова И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставлено без изменения.
Главный врач ГБУЗ ТО «ОКПБ» Родяшин Е.В. не согласен с данным решением, просит его изменить и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Жалобу мотивирует тем, что с 2008 года ГБУЗ ТО «ОКПБ» неоднократно обращалось в Администрацию Заводоуковского городского округа и ГБУ ТО «Дирекция коммунально-хозяйственного строительства» для решения проблемы с вывозом ЖБО, однако, на сегодняшний день ближайшие канализационные очистные сооружения находятся на расстоянии 80 км от стационара при объеме накопления ЖБО в сутки 80 куб.м. В Лебедевском филиале № 3 Учреждения круглосуточная помощь оказывается 540 пациентам, в обеспечении задействованы 463 сотрудника, он имеет высокую социальную значимость. При этом ГБУЗ ТО «ОКПБ» является некоммерческой организацией, полностью финансируется из средств государственного бюджета, собственных средств не имеет. В 2020 – 2022 годах значительная для Учреждения доля финансирования (около 18 838 000 рублей) направлена на санитарно-эпидемиологические мероприятия, чтобы не допустить распространение коронавирусной инфекции на объектах учреждения, тогда как сумма годовых затрат на вывоз ЖБО составляет 10 802 397 рублей. С учетом приведенных обстоятельств назначенный размер штрафа является чрезмерным, несоразмерным факту нарушения и степени вины Учреждения.
В судебном заседании защитники доводы жалобы поддержали, просиди их удовлетворить, а также принять во внимание, что в настоящее время все выявленные нарушения ГБУЗ ТО «ОКПБ» устранены, подобного впредь допущено не будет.
Выслушав защитника, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3.1 – ч. 3.4 ст. 8.2 настоящего Кодекса, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе.
ГБУЗ ТО «ОКПБ» вменено нарушение п. 20 «а» Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 года № 2047, согласно которому в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
При рассмотрении данного дела начальником Тюменского межрайонного отдела государственного лесного контроля управления государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области Ведерниковым И.В. установлено, что объективная сторона данного правонарушения ГБУЗ ТО «ОКПБ» выполнена, его вина подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно:
протоколом об административном правонарушении № 00056 от 10.03.2022 года, согласно которому ГБУЗ ТО «ОКПБ» допустило нарушение п. 20 «а» Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 2047 от 09.12.2020 года, выразившееся в загрязнении лесов отходами производства и потребления в результате слива коммунальных жидких отходов на лесной участок в кв. 68 выд. 46 Лебедевского участкового лесничества Заводоуковского лесничества, защитные леса (леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов), (N 56046’23.2” E 66059’4.8”) с автомобиля КАМАЗ-53215 государственный регистрационный знак №, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях. О времени и месте составления данного протокола ГБУЗ ТО «ОКПБ» было уведомлено надлежащим образом заказным письмом с уведомлением, копия протокола об административном правонарушении также направлена в адрес учреждения заказным письмом с уведомлением (л.д. 32-34, 28-31 и л.д. 17-19, 13-16 в оригинале);
актом осмотра от 21.01.2022 года, согласно которому в 10 часов 40 минут этого же дня с применением фотофиксации осмотрен кв. 68 выд. 46 Лебедевского участкового лесничества Заводоуковского лесничества (N 56046’23.2” E 66059’4.8”), где обнаружен ассенизационный автомобиль КАМАЗ государственный регистрационный знак №, сливающий жидкие бытовые отходы в объеме 10 куб.м., результаты фотофиксации приложены к акту (л.д. 16-17 и л.д. 1-2 в оригинале);
карточкой учета транспортного средства на 25.01.2022 года, согласно которой владельцем автомобиля КАМАЗ-53215 государственный регистрационный знак № является АСУ СОН ТО «Лесновский психоневрологический интернат» (л.д. 19 и л.д. 4 в оригинале);
копиями приказа Департамента имущественных отношений Тюменской области № 555/07 от 20.08.2021 года с приложением к нему, согласно которым автомобиль КАМАЗ-53215 государственный регистрационный знак № изъят из оперативного управления АСУ СОН ТО «Лесновский психоневрологический интернат» и закреплен на праве оперативного управления за ГБУЗ ТО «ОКПБ» (л.д. 25-26 и л.д. 10-11 в оригинале);
копией акта № 1 от 02.09.2021 года о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, из которого следует, что 02.09.2021 года АСУ СОН ТО «Лесновский психоневрологический интернат» передало автомобиль КАМАЗ-53215 государственный регистрационный знак № в ГБУЗ ТО «ОКПБ», которое приняло его 08.09.2021 года (л.д. 27 и л.д. 12 в оригинале);
копией таксационного описания, согласно которому кв. 68 выд. 46 Лебедевского участкового лесничества Заводоуковского лесничества относится к защитными лесам (леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов) (л.д. 41 и л.д. 26 в оригинале);
выпиской из ЕГРЮЛ от 15.03.2022 года, согласно которой ГБУЗ ТО «ОКПБ» является юридическим лицом с основным видом деятельности – деятельность больничных организаций. Правом действовать без доверенности от имени юридического лица наделен главный врач Родяшин Е.В. (л.д. 44-46 и л.д. 29-56 в оригинале);
копией Устава ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница», утвержденного приказом № 73а от 26.02.2014 года, согласно которому Учреждение имеет филиал – Лебедевский филиал ГБУЗ ТО «ОКПБ» (филиал № 3), расположенный по адресу: Тюменская область, Заводоуковский район, п. Лебедевка, ул. Ленина, д. 1 (л.д. 47-50 и л.д. 57-72 в оригинале).
Оснований ставить под сомнение доказательства, полученные с учетом требований ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.
Совокупность исследованных доказательств, которым должностным лицом при рассмотрении дела дана надлежащая оценка, является достаточной для установления виновности ГБУЗ ТО «ОКПБ» в совершении инкриминированного ему правонарушения, так как на ее основании достоверно установлено, что оно совершено последним при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания.
Должностным лицом в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее загрязнение защитных лесов отходами производства и потребления, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, в результате нарушения ГБУЗ ТО «ОКПБ» п. 20 «а» Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 года № 2047, его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доказательств того, что ГБУЗ ТО «ОКПБ» своевременно были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, судье не представлено. Напротив, материалами дела об административном правонарушениями установлено, что данное юридическое лицо не проявило достаточной степени заботливости и осмотрительности, не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований санитарной безопасности в лесах.
Таким образом, ГБУЗ ТО «ОКПБ» постановлением № 00103 от 31.03.2022 года обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Каких-либо оснований полагать, что в его действиях отсутствует состав данного административного правонарушения, не имеется.
Квалификация действий ГБУЗ ТО «ОКПБ» по ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях соответствует обстоятельствам дела и является верной.
Постановление о привлечении ГБУЗ ТО «ОКПБ» к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Порядок привлечения ГБУЗ ТО «ОКПБ» к административной ответственности не нарушен.
Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностного лица при рассмотрении дела, не имеется. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности должностным лицом соблюден, неустранимых сомнений в пользу ГБУЗ ТО «ОКПБ» по делу не усматривается.
Основания для признания совершенного ГБУЗ ТО «ОКПБ» правонарушения малозначительным и применения к нему положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а равно для замены административного штрафа предупреждением на основании ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствуют, поскольку нарушение законодательства в области санитарной безопасности в лесах представляет повышенную опасность для безопасности, жизни и здоровья граждан, сопряженной с риском наступления тяжких последствий, то есть существенно нарушает охраняемые общественные отношения.
Значит, материалы дела не содержат сведений о наличии существенных процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, либо послужить основанием для безусловной отмены постановления № 00103 от 31.03.2022 года, которое соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Оснований для отмены обжалуемого решения от 21.04.2022 года не установлено, поскольку оно вынесено без нарушения правил подведомственности уполномоченным вышестоящим должностным лицом – начальником управления государственного лесного контроля Департамента Лесного комплекса Тюменской области Драгилевым К.Г., о времени и месте рассмотрения которым жалобы на постановление № 00103 от 31.03.2022 года ГБУЗ ТО «ОКПБ» было извещено надлежащим образом. Жалоба рассмотрена в соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обжалуемое решение соответствует требованиям ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и содержит все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, оценивая размер назначенного ГБУЗ ТО «ОКПБ» наказания в виде административного штрафа с учетом приведенных в жалобе и защитниками в судебном заседании доводов об устранении выявленных нарушений и материальном положении Учреждения, осложненном последствиями пандемии, что является исключительными обстоятельствами, судья находит его чрезмерно суровым и полагает возможным в данном конкретном случае применить положения ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, снизив назначенный административный штраф до размера менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что в полной мере обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах жалоба подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
решение начальника управления государственного лесного контроля Департамента Лесного комплекса Тюменской области Драгилева К.Г. от 21.04.2022 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и постановление начальника Тюменского межрайонного отдела государственного лесного контроля управления государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области Ведерникова И.В. № 00103 от 31.03.2022 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница» изменить: применить к назначенному ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница» административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей положения ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и снизить размер административного штрафа до 125 000 (ста двадцати пяти тысяч) рублей.
В остальной части решение начальника управления государственного лесного контроля Департамента Лесного комплекса Тюменской области Драгилева К.Г. от 21.04.2022 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и постановление начальника Тюменского межрайонного отдела государственного лесного контроля управления государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области Ведерникова И.В. № 00103 от 31.03.2022 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница» оставить без изменения.
Жалобу главного врача ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница» Родяшина Е.В. удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Судья Е.Г. Стамбульцева