Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 04.06.2020 |
Дата решения | 22.06.2020 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 8.28.1 ч.1 |
Судья | Фомина Альбина Викторовна |
Результат | Отменено с возвращением на новое рассмотрение |
Судебное решение | Есть |
ID | a3c34c17-6235-3d61-bc27-22b3cf03ddfb |
№12-342/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г.Тюмень 22 июня 2020 года
Судья Калининского районного суда г.Тюмени Фомина А.В. с участием
старшего государственного инспектора отдела административно-правовой практики Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу - ФИО2,
защитника ООО «СтройСити-М» - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора отдела административно-правовой практики Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № Калининского судебного района г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.28.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица
ООО «СтройСити-М» (директор ФИО1), юридический адрес: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, -
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № Калининского судебного района г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «СтройСити-М» по ч.1 ст.8.28.1 КоАП РФ прекращено на основании п.2 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения. ООО «СтройСити-М» освобождено от административной ответственности по ч.1 ст.8.28.1 КоАП РФ, ему объявлено устное замечание.
С данным постановлением не согласен старший государственный инспектор отдела административно-правовой практики Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО2, который просит постановление мирового судьи отменить, принять по делу новый судебный акт и подвергнуть ООО «СтройСити-М» наказанию в виде штрафа. Мотивирует это тем, что мировым судьей не учтено, что по общим условиям для применения ст.2.9 КоАП РФ необходимо квалифицировать размер вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Судом не установлен ни размер вреда, ни тяжесть наступивших последствий. Декларация о сделке с древесиной представляется в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, в том числе на вывоз из РФ, но не позднее одного дня до транспортировки древесины. В декларацию о сделке с древесиной вносятся изменения о фактическом объеме транспортировки древесины в течение действия договора, на основании которого указанная декларация была представлена, но не реже одного раза в месяц. Ввиду того, что древесина - это особый вид товара, оборот которого регулируется государством, все сведения о законно заготовленной древесине содержаться в ЛесЕГАИС. Государство в каждый момент времени должно знать информацию о каждой законно изготовленной партии древесины. Таким образом, если древесина продается, покупается, транспортируется без внесения сведений о ней в ЛесЕГАИС, то она незаконна. Не предоставление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в ЛесЕГАИС своевременно достоверных сведений о сделках купли-продажи древесины влечет за собой поступление в оборот незаконной (не уточненной) древесины. Тем самым, в ЛесЕГАИС будет содержаться неполная и недостоверная информация о сделках и обороте древесины на территории, как конкретного субъекта РФ, так и по всей России. В свою очередь, это повлечет использование недостоверных данных для принятия государственных решений при планировании и прогнозировании распределения и оборота лесных ресурсов, а также федерального и регионального планирования и финансирования государственных программ, связанных с развитием лесного хозяйства и охраной окружающей природной среды. Следовательно, совершенное правонарушение представляет опасность охраняемым государством интересам, затрагивающим общественные отношения по использованию и охране лесных ресурсов, имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий. Поскольку причинение ущерба, наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.8.28.1 КоАП РФ отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении лица к исполнению своих обязанностей. Законом возложена обязанность на юридическое лицо, заключившее сделку с древесиной, в указанный срок представить декларацию о совершении сделки. При этом каких-либо оговорок об отсутствии необходимости представления такой декларации кодекс не содержит. Юридическим лицом не представлено доказательств, подтверждающих объективные препятствия для исполнения требований закона и принятие им исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, так как оно обязано было проконтролировать представление декларации, но не проконтролировало, что свидетельствует о наличии вины ООО «СтройСити-М» в совершении правонарушения. При этом, отсутствие работника по причине нахождения в отпуске не может служить основанием для освобождения ООО «СтройСити-М» от ответственности, так как руководство обязано осуществлять постоянный контроль за исполнением поручений работниками и при неисполнении ими поручений организовывать исполнение силами иных сотрудников, либо руководителем. Неисполнение ООО «СтройСити-М» законного требования о предоставлении декларации о сделке с древесиной в течение пяти дней со дня заключения договора № от ДД.ММ.ГГГГ посягает на установленный законом порядок управления, влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за оборотом древесины.
В судебном заседании старший государственный инспектор отдела административно-правовой практики Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО2 поддержал доводы своей жалобы.
Защитник ООО «СтройСити-М» ФИО3 считает, что оснований для удовлетворения жалобы нет, постановление мирового судьи является обоснованным. Никаких негативных последствий, вреда не наступило, правонарушение Обществом, субъектом малого предпринимательства, совершено впервые. Данный случай мировой судья расценил, как исключительный. В случае отмены постановления мирового судьи просит применить ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ и назначить ООО «СтройСити-М» наказание в виде предупреждения.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела и доводы жалобы, считаю, что жалоба подлежит удовлетворению, а постановление мирового судьи - отмене.
Административная ответственность по ч.1 ст.8.28.1 КоАП РФ наступает за непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной.
На основании ч.1 ст.50.5 Лесного кодекса РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору предусмотренной ст.50.6 настоящего Кодекса единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В силу ч.3 ст.50.5 Лесного кодекса РФ декларация о сделках с древесиной представляется в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, в том числе на вывоз из Российской Федерации, но не позднее одного дня до транспортировки древесины.
Согласно представленным материалам, в ходе проведения мониторинга Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС) должностным лицом Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу установлен факт несвоевременного представления ООО «СтройСити-М» в ЕГАИС декларации о сделке с древесиной по договору купли-продажи древесины N93897 от ДД.ММ.ГГГГ. Фактически декларация представлена ДД.ММ.ГГГГ, в то время как срок, установленный ч.3 ст.50.5 Лесного кодекса РФ, истек ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные действия ООО «СтройСити-М» квалифицированы по ч.1 ст.8.28.1 КоАП РФ.
При рассмотрении дела мировым судьей допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В частности, при рассмотрении дела мировым судьей достоверно не установлены и не указаны в постановлении по делу об административном правонарушении все обстоятельства совершения административного правонарушения, подлежащие установлению при рассмотрении дела. В обжалуемом постановлении не указаны время, место совершения административного правонарушения, время выявления административного правонарушения должностным лицом Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу.
Постановление мирового судьи не соответствует требованиям п.1 ст.26.1, п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ.
Кроме того, установив виновность ООО «СтройСити-М» в совершении вмененного административного правонарушения, совершенное им административное правонарушение мировой судья признал малозначительным, ссылаясь на то, что данное правонарушение не повлекло негативных последствий, не причинило каких-либо существенных угроз охраняемым общественным отношениям, а также на отсутствие общественно опасных последствий совершенного правонарушения, устранение причин, способствовавших совершению административного правонарушения.
С таким выводом мирового судьи согласиться нельзя, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Освобождая ООО «СтройСити-М» от административной ответственности по ч.1 ст.8.28.1 КоАП РФ и объявляя ему устное замечание, мировой судья не принял во внимание характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, размер вреда и тяжести наступивших последствий.
При разрешении данного вопроса мировым судьей не обсуждался вопрос о том, имелась ли у ООО «СтройСити-М» возможность для соблюдения ч.3 ст.50.5 Лесного кодекса РФ, были ли им приняты все зависящие от него меры по своевременному представлению в ЛесЕГАИС декларации о сделке с древесиной.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении учреждения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в игнорировании им требований Российского Лесного законодательства. При этом административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.28.1 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) причиненного ущерба.
Доказательств, подтверждающих объективные препятствия для исполнения требований закона и принятие им исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, ООО «СтройСити-М» не представлено. Болезнь и нахождение в отъезде сотрудника Общества ФИО4, зарегистрированной пользователем в системе ЛесЕГАИС, не является основанием для признания деяния малозначительным.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, считаю, что оснований для признания вменяемого ООО «СтройСити-М» деяния малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
ООО «СтройСити-М» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению приведенных выше требований ст.50.5 ЛК РФ, нарушение которых влечет административную ответственность по ч.1 ст.8.28.1 КоАП РФ.
Довод защитника ООО «СтройСити-М» ФИО3 о возможности применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ также является несостоятельным.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса.
По настоящему делу такой совокупности обстоятельств не имеется. В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании требований законодательства, направленного на обеспечение правопорядка в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, что свидетельствует о недопустимости замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № Калининского судебного района г.Тюмени ФИО7. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «СтройСити-М» является незаконным, подлежит отмене.
Срок давности, установленный ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, составляет 1 год, на момент рассмотрения жалобы не истек.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ дело в отношении ООО «СтройСити-М» необходимо возвратить мировому судье на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, выяснить все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, дать оценку представленным доказательствам и доводам и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
постановление мирового судьи судебного участка № Калининского судебного района г.Тюмени ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.28.1 КоАП РФ, в отношении ООО «СтройСити-М» о т м е н и т ь.
Дело об административном правонарушении в отношении ООО «СтройСити-М» возвратить мировому судье на новое судебное рассмотрение.
СУДЬЯ: (подпись) А.В.Фомина
Копия верна:
СУДЬЯ: А.В.Фомина