Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Калининский районный суд г. Тюмени (Тюменская область) |
Дата поступления | 02.02.2022 |
Дата решения | 22.03.2022 |
Статьи кодексов | ст.5.27 ч.1 КоАП РФ |
Судья | Стамбульцева Елена Геннадьевна |
Результат | Изменено с изменением наказания |
Судебное решение | Есть |
ID | 2ae21182-a41c-3683-845a-b84fd467d5f4 |
дело № 12-111/2022
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень, 22 марта 2022 года
ул. 8 Марта, д. 1
Судья Калининского районного суда г. Тюмени Стамбульцева Е.Г.,
с участием защитника Бакиевой Л.Т., действующей на основании доверенности № 8-2022 от 15.03.2022 года,
потерпевшего ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Гаваева А.С. в интересах ООО «Тюменьхиммаш» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тюменской области Стешенцевой М.Б. № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4 от 17.12.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Тюменьхиммаш», ОГРН 11272332007165, ИНН 7203274088, КПП 720301001, зарегистрированного по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 105, стр. 1, этаж 1, помещение 27, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тюменской области Стешенцевой М.Б. № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4 от 17.12.2021 года ООО «Тюменьхиммаш» (далее по тексту также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за то, что 19 мая 2021 года, осуществляя деятельность по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 105, стр. 1, эт/пом. 1/27, в нарушение ст. ст. 76, 155, 22 ТК РФ допустило отстранение работника – слесаря-сантехника ФИО3 от работы без оплаты труда в период с 19.05.2021 года по 27.09.2021 года с нарушением действующего законодательства, в отсутствии законных оснований, компенсация работнику неполученного заработка за период отстранения от работы не начислялась и не выплачивалась.
Генеральный директор ООО «Тюменьхиммаш» Гаваев А.С. не согласен с данным постановлением, просит назначить Обществу наказание в виде предупреждения. Жалобу мотивирует тем, что во вводной части постановления неверно указан адрес Общества, а при рассмотрении дела не учтены документы, представленные ООО «Тюменьхиммаш», и его финансовое положение. При этом полагает, что в действиях Общества отсутствуют нарушения действующего законодательства, поскольку Общество, руководствуясь положениями Постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 года № 120-п, реализовывая свою обязанность по обеспечению отстранения от работы сотрудников старше 65 лет законно в соответствии с ст. 76 ТК РФ отстранило ФИО3 работы без оплаты труда в период с 19.05.2021 года по 27.09.2021 года. Слесарь-сантехник ФИО3 длительное время получал пособия по временной нетрудоспособности, но с 01.05.2021 года временный порядок оформления больничных листов и выплаты пособий гражданам РФ старше 65 лет в связи с пандемией COVID-19 перестал действовать, перевести ФИО3 на удаленную работу и создать условия труда, сохраняющие здоровье работника, было невозможно, поэтому ему был предоставлен внеочередной ежегодный оплачиваемый отпуск до 19.05.2021 года, после чего он был отстранен от работы без оплаты труда по 27.09.2021 года, когда представил сертификат о вакцинации, после чего был допущен к исполнению трудовых обязанностей. 26.10.2021 года ФИО3 уволен по собственному желанию согласно его заявлению от 20.10.2021 года, все полагающиеся ему выплаты были начислены и выплачены.
Генеральный директор ООО «Тюменьхиммаш» Гаваев А.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтвердила защитник Бакиева Л.Т. Ни от Гаваева А.С., ни от защитника Бакиевой Л.Т. ходатайства об отложении судебного заседания в связи с неявкой заявителя не поступили, оснований для признания его участия в судебном заседании обязательным не установлено, поэтому на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании защитник Бакиева Л.Т. доводы жалобы поддержала, просила их удовлетворить. Также просила учесть, что решение об отстранении ФИО3 было принято с учетом состояния его здоровья и специфики его работы. ООО «Тюменьхиммаш» находится в тяжелом материальном положении с учетом сложившейся экономической ситуации, к административной ответственности привлекается впервые, полагающиеся ФИО3 денежные средства начислило и выплатило, поэтому просит заменить назначенное наказание на предупреждение.
Потерпевший ФИО3 пояснил, что прошел вакцинацию в июле 2021 года, хотел выйти на работу, но руководство не шло ему навстречу, поэтому он обратился в инспекцию труда. Он хотел участвовать в рассмотрении дела и дать пояснения, однако его не пригласили.
Выслушав защитника и потерпевшего, изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Тюменьхиммаш» № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4, поступившего из Государственной инспекции труда по Тюменской области, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Положениями ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч.ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27, ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушения.
Согласно абз. 2 ст. 155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.
Причины невыполнения нормы рабочего времени, не зависящие от работника и работодателя, могут выражаться в обстоятельствах чрезвычайного, непредвиденного характера (аварии, стихийные бедствия и т.п.). Под непредвиденными обстоятельствами следует также понимать и издание акта государственного органа, делающего невозможным выполнение работодателем своих обязанностей по предоставлению работы или обеспечению условий для выполнения работником норм труда.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17.03.2020 года № 120-П «О введении режима повышенной готовности» в Тюменской области с 18.03.2020 года введен режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
В силу п. 16 указанного Постановления (в ред. от 13.12.2021 года № 835-п) гражданам в возрасте старше 65 лет, за исключением граждан, прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 12 месяцев, либо перенесших заболевание COVID-19 в течение последних 6 месяцев, соблюдать режим самоизоляции и принимать дополнительные меры при вынужденном выходе из дома. Работодателям при наличии в штате или привлечении к работе на основании договоров гражданско-правового характера граждан старше 65 лет, граждан, имеющих заболевания согласно приложению № 1 к настоящему постановлению, обеспечить в отношении указанных граждан (с учетом положений подпункта 16.3 настоящего пункта): перевод на дистанционную работу (при наличии возможности) или предоставление оплачиваемого отпуска (больничного), принятие иных решений, предусмотренных законодательством.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.03.2021 года № 300 «О признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ и рекомендации работодателям по переводу работников в возрасте 65 лет и старше на дистанционную работу» работодателям рекомендовано исходя из складывающейся обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия мер по реализации прав граждан на охрану здоровья осуществлять в приоритетном порядке перевод работников в возрасте 65 лет и старше на дистанционную (удаленную) работу в соответствии с трудовым законодательством РФ.
При рассмотрении данного дела должностным лицом установлено, что объективная сторона данного правонарушения ООО «Тюменьхиммаш» выполнена, его вина подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно:
протоколом № 72/8-2379-21-И\12-10281-И/58-4 об административном правонарушении от 14.12.2021 года, которым зафиксированы нарушения требований ст. ст. 76, 155, 22 ТК РФ, а именно: 19 мая 2021 года, осуществляя деятельность по адресу: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 105, стр. 1, эт/пом. 1/27, ООО «Тюменьхиммаш» допустило отстранение работника – слесаря-сантехника ФИО3 от работы без оплаты труда в период с 19.05.2021 года по 27.09.2021 года с нарушением действующего законодательства, в отсутствии законных оснований, компенсация работнику неполученного заработка за период отстранения от работы не начислялась и не выплачивалась (л.д. 14-16 в деле № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4);
обращением № 72/7-3270-21-ОБ от 28.10.2021 года, согласно которому ФИО3 обратился с заявлением в Государственную инспекцию труда Тюменской области в связи с нарушением ООО «Тюменьхиммаш» его трудовых прав (л.д. 1 в деле № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4);
сообщениями Государственной инспекции труда по Тюменской области от 27.10.2021 года в адрес ФИО3 о рассмотрении его обращения и принятии мер для устранения нарушений его трудовых прав, о проведении проверки соблюдения трудового законодательства (л.д. 2-3, 4 в деле № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4);
заявлением от 27.10.2021 года, согласно которому ФИО3 обратился в Государственную инспекцию труда Тюменской области в связи с нарушением ООО «Тюменьхиммаш» его трудовых прав (л.д. 5 в деле № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4);
копией письменных объяснений генерального директора ООО «Тюменьхиммаш» Гаваева А.С. от 09.12.2021 года о том, что Общество законно в соответствии с ст. 76 ТК РФ (по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ) отстранило слесаря-сантехника ФИО3 от работы без оплаты труда в период с 19.05.2021 года по 27.09.2021 года, поскольку сертификат о вакцинации был им предоставлен 27.09.2021 года, после чего был допущен к исполнению трудовых обязанностей (л.д. 18-19 в деле № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4);
предписанием № 72/8-2379-21-И/12-9912-И/58-4 Государственной инспекции труда в Тюменской области от 02.12.2021 года, согласно которому ООО «Тюменьхиммаш» предписано в срок до 17.12.2021 года устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства, а именно: начислить и выплатить ФИО3 средний заработок за период с 19.05.2021 года по 27.09.2021 года в связи с незаконным отстранением на основании ст. ст. 76, 155 ТК РФ (л.д. 25 в деле № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4);
сообщением ООО «Тюменьхиммаш» от 14.01.2021 года, согласно которому предписание Государственной трудовой инспекции в Тюменской области от 02.12.2021 года в отношении ФИО3 исполнено с приложением реестра выплат ФИО3 (л.д. 26, 27 в деле № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4);
актом № 72/8-2379-21-И/12-9912-И/58-4 документарной проверки от 02.12.2021 года, согласно которому в соответствии с распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки от 08.11.2021 года проведена документарная проверка в отношении ООО «Тюменьхиммаш», в ходе которой установлено, что Общество в нарушении требований ст. ст. 76, 155 ТК РФ отстранило работника – слесаря-сантехника ФИО3 от работы без оплаты труда в период с 19.05.2021 года по 27.09.2021 года с нарушением действующего законодательства в отсутствии законных оснований (л.д. 28-29 в деле № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4);
решением № 72/8-2379-21-И/12-9912-И/58-4 о проведении документарной проверки от 08.11.2021 года, согласно которому принято решение о проведении документарной проверки в отношении ООО «Тюменьхиммаш» с целью соблюдения трудового законодательства (л.д. 31-32 в деле № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4);
мотивированным представлением от 02.11.2021 года, согласно которому в связи с обращением в Государственную инспекцию труда в Тюменской области ФИО3 с заявлением о нарушении ООО «Тюменьхиммаш» его трудовых права выявлена необходимость проведения документарной проверки в отношении Общества с целью соблюдения трудового законодательства (л.д. 33 в деле № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4);
копией трудовой договора № 162 от 11.12.2019 года, согласно которому ФИО3 принят на работу в ООО «Тюменьхимммаш» на должность слесаря-сантехника ремонтно-механического участка с 11.12.2019 года на неопределенный срок с приложением дополнительного соглашения № 01 от 24.01.2020 года (л.д. 34-38 в деле № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4);
сообщением ООО «Тюменьхиммаш» от 15.11.2021 года, согласно которому Общество представило в Государственную инспекцию труда копии расчетных листков на имя ФИО3 за период с мая по ноябрь 2021 года, реестры выплат на имя ФИО3, табель учета рабочего времени (л.д. 39-40, 41-65 в деле № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4).
Каждое доказательство получило оценку должностного лица в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства – с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; виновность указанного лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Материалы настоящего дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что ООО «Тюменьхиммаш» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего трудового законодательства, ссылок на такие доказательства не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, у ООО «Тюменьхиммаш» в данном случае имелась.
Доводы жалобы о правомерности действий ООО «Тюменьхиммаш» по отстранению слесаря-сантехника ФИО3 от работы основаны не на материалах дела и содержании обжалуемого постановления, а на их субъективном толковании заявителем, стремящимся создать для Общества условия, исключающие его административную ответственность, которое судья не разделяет.
Таким образом, с учетом анализа всех имеющихся в деле доказательств в их совокупности, а также конкретных обстоятельств дела, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и положениями ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Тюменской области Стешенцева М.Б. пришла к обоснованному выводу о привлечении ООО «Тюменьхиммаш» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с этим выводом должностного лица и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием последним норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления не является.
Иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, жалоба не содержит, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ООО «Тюменьхиммаш», по делу не усматривается.
Действия ООО «Тюменьхиммаш» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела нарушен не был, бремя доказывания распределено с учетом требований ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Исходя из разъяснении, изложенных в п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2021 года № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», в случае, когда административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.27, 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, были выявлены в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия соблюдения требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основанием для проведения которого явилась жалоба (обращение) работника, указанное лицо привлекается к участию в производстве по делу в качестве потерпевшего, если ему указанным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (ч. 1 ст. 25.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Между тем, не привлечение должностным лицом Государственной трудовой инспекции в Тюменской области работника ФИО3 к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевшего не нарушило процессуальные права ООО «Тюменьхиммаш» как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а потерпевший ФИО3 результаты рассмотрения дела по мотиву нарушения его прав не оспаривал, самостоятельно с соответствующей жалобой не обращался и требования об отмене обжалуемого постановления по данному основанию не заявлял.
Следовательно, материалы дела не содержат сведений о наличии существенных процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, либо послужить основанием для безусловной отмены обжалуемого постановления.
Между тем, во вводной части постановления должностным лицом юридический адрес ООО «Тюменьхиммаш» указан как: г. Тюмень, проезд Воронинские горки, д. 160, вместо: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 105, стр. 1, этаж 1, помещение 27. Данная ошибка носит явный технический характер, не влияет на полноту и объективность рассмотрения дела, законность и обоснованность обжалуемого постановления, ее исправление не повлечет изменения содержания существа постановления.
Кроме того, оценивая назначенное ООО «Тюменьхиммаш» наказание в виде административного штрафа с учетом обстоятельств, приведенных в жалобе и защитником в судебном заседании, судья находит его чрезмерно суровым и полагает возможным в данном конкретном случае изменить его на наказание в виде предупреждения, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое согласуется с предупредительными целями административного наказания, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тюменской области Стешенцевой М.Б. № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4 от 17.12.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Тюменьхиммаш» изменить:
исключить указание на юридический адрес ООО «Тюменьхиммаш»: г. Тюмень, проезд Воронинские горки, д. 160;
дополнить указанием на юридический адрес ООО «Тюменьхиммаш»: г. Тюмень, ул. Ямская, д. 105, стр. 1, этаж 1, помещение 27;
изменить назначенное ООО «Тюменьхиммаш» административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей на предупреждение.
В остальной части постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тюменской области Стешенцевой М.Б. № 72/8-2379-21-И/12-10422-И/58-4 от 17 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Тюменьхиммаш» оставить без изменения.
Жалобу генерального директора Гаваева А.С. в интересах ООО «Тюменьхиммаш» удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Судья Е.Г. Стамбульцева